История происхождения селекции пшеницы (часть 7)


В 1857 г. Галлет из наиболее известной в Англии своими полезными свойствами разновидности пшеницы Original-Reg отобрал колос с 87-а» зернами. Основываясь в своей работе на том, что каждое вполне развитое растение дает один колос, обладающий большей продуктивностью по сравнению с другими колосьями того же растения, в каждый колос формирует также одно крупное, более жизненное зерно, но это зерно нельзя определить по виду. Поэтому он высевал ежегодно отдельно зерна отобранного колоса на одинаковом расстоянии друг от друга и внимательно следил за ростом и развитием каждого растения в отдельности. Когда же колосья созревали, он тщательно их сравнивал с точки зрения продуктивности, длины и полноты колосков, количества и качества зерен в колосе. Для дальнейшего воспроизводства оставлял самый продуктивный колос с лучшего растения.
Кроме отбора, Галлет создавал наиболее благоприятные условия для роста и развития: сеял зерна очень рано и редко, на плодородной земле, сильно удобрял и ухаживал за растениями с величайшей заботливостью. Такую работу он проделывал в течение ряда лет, что дало возможность достигнуть необыкновенных результатов. Так, в 1857 г. лучший колос имел 47 зерен и длина его составляла 4,3/8 дюйма (11,1 см). Через четыре года (1861 г) он вырастил из одного зерна 52 колоса, из которых лучший колос сформировал 123 зерна и достиг длины 8,3/4 дюйма (22,2 см). Так была создана знаменитая пшеница Галлета - Наllet’s pedigree nursery wheat.
Неустойчивость растений к полеганию, болезням, плохое качество хлеба и т.д. указывает на то, что уже в то время постепенно и целенаправленно велась селекционная работа по улучшению пшеничного растения. Однако в литературе данных об этом мы не встречали.
Развитие капитализма в XVII в., открытие новых рынков в связи с создавшимся мировым хозяйством дало новые стимулы к улучшению пород животных и сортового семеноводства. Так, ботаник Роберт Браун был едва не первым, кто научно заинтересовался вопросом улучшения дикорастущих растений. Однако, его работы касались улучшения пород ряда плодовых растений.
Через 37 лет после работ Р. Брауна вышло в свет классическое сочинение женевского ботаника А. Декандоля “Lorigine des plantes cultivees”, в котором раскрываются причины распространения растений на Земном шаре, увязывается это с деятельностью человека. Через год выходит ее второе издание, которое переводится на немецкий и английский языки. В 1885 г. в русском переводе оно издается в Санкт-Перербурге под названием «Происхождение культурных растений».
Работа А. Декандоля раскрыла увлекательную картину истории происхождения и улучшения культурных растений, их родственные связи с многочисленными дикорастущими видами, их путь «великих переселений» по материкам Старого и Нового света, выявила влияние деятельности земледельческих племен, их расселение и улучшение растений.
А. Декандоль пришел к двум основным выводам: во-первых, возникновение земледелия следует отнести к очень древнему времени - за 5-4 тыс. лет до н.э. и, во-вторых, обмен различными культурными растениями между народами Европы и Азии начался несколько позднее, но все же около 2500 лет до н.э. Обмен между Старым и Новым светом начался несколько позже, но также давно.
После работы А. Декандоля исследования по вопросам истории происхождения и улучшения растений стали развиваться весьма интенсивно. Они публиковались в журналах «Флора». «Путешествия», «Индексы» и др. Среди них следует отметить исследования немецких и французских ботаников. Так, французский ботаник Д. Годрон, изучая виды Aegilops u Triticum, тщательными опытами показал, что вид Aegilops triticoides является гибридом между Triticum и Ае. ovata. В Германии Монье, исследуя озимые и яровые пшеницы, доказал опытами непостоянство у них видового развития, превращая озимые пшеницы в яровые («яровизация»), а яровые - в озимые («озимизация»), м м самым оспорил отнесение шведским ботаником КЛиннеем яровых и тнмых пшениц к разным видам.
Однако, историческим анализом этих данных установлено, что научные исследования в конце Х1Х-начале XX ст. по этому вопросу Полыней частью носили не систематический, а фрагментарный, а иногда и статистический характер. При этом более подробные данные о достижениях селекции имелись лишь в странах, которые в XVIII XIX вв. смогли достигнуть относительно высокого уровня развития сельского хозяйства.

  • История происхождения селекции пшеницы (часть 10)
  • История происхождения селекции пшеницы (часть 6)
  • История происхождения селекции пшеницы (часть 5)
  • История происхождения селекции пшеницы (часть 3)
  • История происхождения селекции пшеницы (часть 1)

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования