Оценка селекционного материала


Работа по созданию сортов любой культуры, как правило, завершается всесторонней оценкой созданных линий. Она является делом довольно сложным и длительным, так как приходится оценивать одновременно десятки тысяч растений и линий в разных питомниках, причем часто при очень ограниченном количестве семян. В силу этого требуется применять разные методики исследований, чтобы получить достоверные результаты. Селекционные линии приходится оценивать одновременно по многим признакам и свойствам, причем иногда в ограниченный промежуток времени (например, период колошения). Оценку можно подразделить условно натри группы:
- Методы полевой оценки. С помощью их учитываются и оцениваются особенности роста и развития изучаемых форм растений в полевых условиях, требование к агрохимике, продуктивность, отношение к неблагоприятным условиям среды, болезням и т.д.
- Лабораторно-полевые методы оценки. При этих методах данные полевого учета дополняются лабораторными исследованиями. Они имеют своей целью, кроме количественной оценки (размер, масса и т.д.) дать еще и качественную оценку изучаемых признаков. Например, урожайность определяется полевым методом, а качество зерна: масса 1000 зерен, крупность и т.д. - лабораторным методом.
- Лабораторные методы оценки состоят в выяснении биохимических и физиологических особенностей данной линии или растения. Такие углубленные исследования помогают вскрывать причины тех или иных качественных и количественных недостатков изучаемых форм растений и намечать их пути устранения. Например, выяснив с помощью физиологических методов причины неустойчивости растений к полеганию, болезням, можно наметить пути создания новой формы растений, устойчивой к полеганию, болезням и т.д.
Технологическая оценка качества зерна проводится также лабораторными методами с целью определения технологических и хлебопекарных свойств.
В селекции оценки проводятся в определенной последовательности, которая выражается в том, что на первых этапах работы с исходным материалом, когда стоит задача из большого количества разнообразных форм выделить лучшие растения, оценка проводится глазомерно. На этом этапе применяется большей частью полевой метод оценки.
По мере выбраковки малоценных форм, уменьшения количества линий в соответствующих питомниках, а также увеличение количества собранных семян, работа по оценке усложняется, количество оцениваемых признаков и свойств увеличивается, причем более сложными методами. При таких методах оценки, к полевому методу добавляется лабораторно-полевые и лабораторные методы. Таким образом, последовательность в оценке заключается в том, что из большого количества гибридов или линий глазомерно выделяются все лучшие формы, которые в дальнейшем подвергаются более детальной оценке сложными методами и постепенной выбраковке худших. Остаются самые лучшие формы растений, которые в заключение подвергаются всесторонней оценке по всем признакам и свойствам, характеризующим хозяйственную ценность созданной, которые выдвигаются в качестве перспективных сортов для передачи на испытание в Госсортсеть.
Полевые и лабораторно-полевые методы оценки, в свою очередь, разделяются на прямые, косвенные и провокационные.
- Прямой метод оценки состоит в том, что оценка растений по тем или иным признакам и свойствам приводится путем непосредственного осмотра растений, линий, их измерения, подсчета, взвешивания и т.д. Например, прямой метод оценки на зимостойкость пшеницы заключается в подсчете осенью на заранее выделенной площадке и вторичном подсчете весной на той же площадке, когда растения возобновят вегетацию. Разница в подсчете, выражения в процентах, будет характеризовать зимостойкость данного сорта, линии. Такая оценка проводится по тем признакам, которые можно видеть, измерять, взвешивать, подсчитывать и т.д.
- Косвенный метод оценки это оценка по интересующим селекционера признаку проводится не непосредственно, а с помощью другого свойства, которое коррелятивно связано с тем признаком, по которому мы хотим оценить данное растение. Например, прямой метод оценки растений на зимостойкость проводится подсчетом количества растений, погибших под действием мороза. Следовательно, здесь нужно изучаемые растения подвергнуть действию низких температур в холодильных камерах, а затем подсчитывать число погибших растений и на основании этого определить морозостойкость. Другим примером косвенной оценки является определение морозостойкости по содержанию количества сахаров в клеточном соке растений. Определяя процентное содержание в клеточном соке озимой пшеницы осенью, можно относительно предположить их зимостойкость.
- Провокационные методы оценки состоят в том, что для определения отдельных признаков и свойств растений, искусственно создаются неблагоприятные условия для изучаемых растений (низкие температуры для определения зимостойкости, избыточные азотные удобрения для выяснения устойчивости к полеганию, нанесение инфекционных фонов для определения устойчивости к болезням и др.).
Этим методом широко пользовались В. Пустовойт для создания устойчивых форм подсолнечника к заразихе; П. Лукьяненко - для создания ржавчиноустойчивых сортов пшеницы; В. Шелепов - для создания комплексно устойчивых к грибным болезням сортов пшеницы.
С помощью провокационных методов оценки, можно создавать сорта, устойчивые к тем условиям среды, которых в естественных условиях наблюдаются редко (суровые зимы, переувлажненные годы, эпифитопии болезней). Благодаря этому ускоряется селекционный процесс.
При создании сортов оценка селекционного материала проводится по следующим основным признакам, характеризующим его хозяйственную ценность.

  • Масса зерна с колоса и результативность селекции
  • Методы оценки на устойчивость сортов к головне
  • Методы оценки на устойчивость сортов к корневым гнилям
  • Оценка на устойчивость к болезням
  • Оценка на засухоустойчивость
  • Оценка на зимостойкость
  • Оценка на биологическую устойчивость растений
  • Оценка на продуктивность
  • Методы работы и отбора растений в популяциях F1M1-F3M3
  • Методика изучения гибридных популяций

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования