Назначение и особенности строения радиатора тракторов МТЗ
Работа легковых и грузовых автомобилей, спецтехники, включая тракторы МТЗ, которые оснащены ДВС, напрямую зависит от исправности этого агрегата и узлов, обуславливающих его функционирование. В частности, большое влияние оказывает температурный режим. За его регулирование отвечает система охлаждения, главной деталью в которой является радиатор. Наряду со значимостью, он также относится и к одним из наиболее уязвимых узлов спецтехники, которая эксплуатируется в тяжёлых условиях. Крайне важно следить за его состоянием, при необходимости выполнять техобслуживание и ремонт. Понять, что радиатор МТЗ вышел со строя и требует вмешательства, можно по сбоям в работе мотора.
Важно: двигатель в процессе функционирования очень сильно нагревается. Если его не охладить, то высока вероятность возгорания дизеля, что грозит взрывом всей машины, серьёзными последствиями. Поэтому в целях безопасности работы ДВС к нему обязательно монтируется охладительная система. Без неё нормальная эксплуатация трактора невозможна.
Составляющие системы
Охлаждение тракторов МТЗ, как и любых других машин, обеспечивается за счёт функционирования целого технологического узла. Состоит он из комплекса деталей:
• термостат;
• радиатор пластинчатой конструкции;
• вентилятор;
• насос;
• трубопровод;
• рубашка;
• решётка.
Основное назначение данного узла заключается в теплоотводе. Охлаждение мотора выполняется посредством движения жидкости в системе, которая отводит тепло от разогретых деталей ДВС и передаёт его внешней среде.
Сам радиатор состоит из корпуса, вентилятора, труб (расположены в 4 ряда), набора пластин, бачков с кранами (располагаются внизу и вверху конструкции). Все детали, которые используются для охлаждения жидкости, производятся из сплава латуни высокого качества.
Особенности функционирования радиатора
Основное их назначение заключается в охлаждении жидкости, которая циркулирует в системе водяной рубашки дизеля. Вода, проходя сквозь трубки, теряет температуру за счёт влияния потока воздуха, нагнетаемого вентилятором. В сердцевине располагаются плоские трубы в 4 ряда. Они пропущены сквозь латунные пластины.
Важно: трубки в радиаторе пролегают по типу коридора. Такая конструкция обеспечивает более эффективную теплоотдачу.
Бачки из латуни крепятся снизу и сверху к пластинам специальными метизами. Каждый из резервуаров характеризуется определённым назначением. Так, верхний обеспечивает непрерывную циркуляцию жидкости. Для её прохождения по системе с тыльной стороны верхнего резервуара вмонтирован кран. Также есть горловина с крышкой и клапаном, через неё осуществляется долив воды. На нижнем резервуаре тоже предусмотрен кран с патрубком.
Радиатор в сборе крепится к трактору МТЗ на специальной эластичной основе. Верхняя часть сообщается с головкой двигателя с помощью растяжек. Снизу его фиксируют посредством резиновых амортизаторов.
Частые проблемы и пути устранения
Тракторы МТЗ известны своей надёжностью. Однако радиатор является довольно уязвимым узлом. Учитывая специфику использования техники и тяжёлые условия работы, износ основных деталей наступает довольно быстро. Среди наиболее частых неисправностей радиатора можно отметить:
• отложения в патрубке. Они могут с жидкостью попасть внутрь ДВС, привести к засорению;
• повреждения ключевых комплектующих. Частыми причинами являются как раз мусор и загрязнения;
• реагенты, способные нарушать работу охладительной системы. Они попадают при заливке жидкости;
• течь в трубах и пр.
Если поломка незначительная или замечена на начальном этапе, то повреждённые детали вполне подлежат ремонту. Но если проблема глобального характера, единственный способ наладить работу системы охлаждения – заменить радиатор. Задача эта непростая, требует финансовых вложений и труда. Поэтому важно обеспечивать радиатору и основным узлам регулярные ТО и обслуживания, чтобы не допустить серьёзных поломок, способных вывести МТЗ из строя.