Важность продовольственных запасов в голодном мире


Важность продовольственных запасов в голодном мире

Вопрос о глобально управляемых продовольственных резервах привлекает повышенное внимание директивных органов в свете кризиса цен на продовольствие. Но помогут ли нынешние предложения достичь продовольственной безопасности или нам нужна новая структура для обсуждения их реализации? 

Хотя вопрос о запасах продовольствия не занимает столь заметного места в популярных комментариях СМИ о глобальном продовольственном кризисе, запасы зерна могут сыграть ключевую роль в продвижении к продовольственному суверенитету и достижению продовольственной безопасности на международной основе. После недавнего скачка цен на сельскохозяйственную продукцию проблема резервов привлекла повышенное внимание политиков, и на первом заседании Министра сельского хозяйства «Большой восьмерки» в  было взято обязательство продолжить изучение вариантов глобальных резервов зерна, или того, что они назвали « согласованный подход к управлению запасами ». В настоящее время этот вопрос явно стоит в международной повестке дня, но, несмотря на то, что в отношении глобально управляемых запасов продовольствия выдвигается множество различных предложений, все еще существуют очень разные взгляды на то, как такая система могла бы функционировать либо для содействия достижению продовольственной безопасности.

Вкратце, история запасов пищи является интересной, особенно в Соединенных Штатах. Во время депрессии 1930-х годов сельскохозяйственная политика Нового курса учредила первую в стране программу поддержки фермерских хозяйств не для того, чтобы накормить голодную нацию, а для того, чтобы управлять  излишками  производимой еды. Чтобы решить проблему, с которой сталкиваются фермеры, связанные с падением цен из-за перепроизводства, была создана система ссуд для фермеров, которые могли хранить продукты питания в резерве, когда рыночные цены были низкими. Это был способ предотвратить наводнение рынка дешевым зерном и поддержать цены, которые получали фермеры. Лишь во время мирового продовольственного кризиса 1972-1974 годов эти инструменты управления поставками были постепенно ликвидированы, и система субсидий была введена в действие в эпоху Никсона. 

В то время запасы зерна были ключевой частью дискуссий на Всемирном продовольственном саммите 1974 года, а в середине 1970-х годов был создан Комитет по всемирной продовольственной безопасности с функцией оценки достаточности продовольственных запасов во всем мире. Хотя они определили минимальный безопасный уровень мировых запасов зерновых, их предложения так и не были реализованы. Вместо этого, с переходом к политике рыночной либерализации с 1980-х годов, многие правительства в развивающихся странах были убеждены распродать свои запасы и запасы зерна в государственном секторе. Даже в последние годы МВФ продолжал поощрять ликвидацию государственных запасов продовольствия в менее развитых странах. Этот процесс идет рука об руку с так называемой «политикой дешевой еды».

Сегодняшняя ситуация такова, что мы сталкиваемся с одним из самых жестких разрывов в новейшей истории между запасами продовольствия и глобальным спросом, при этом, по оценкам, глобальные запасы находятся на самом низком уровне за 25 лет. Когда в прошлом году цены на продовольствие на международных рынках резко выросли, десятилетия либерализации торговли означали, что правительства не могли вмешиваться в работу рынка для регулирования цен и предложения, в то время как многие развивающиеся страны больше не имели достаточных производственных мощностей для удовлетворения внутреннего спроса. В ответ, несмотря на широко распространенные упреки против «протекционистских мер», многие правительства в настоящее время наращивают свои резервы в попытке обеспечить национальную продовольственную безопасность.

Таким образом, кризис цен на продовольствие подчеркнул как трагедию, присущую чрезмерной зависимости от рыночных сил и частного сектора в управлении сельским хозяйством, так и важность государственного вмешательства через политику управления поставками. По этой причине восстановление продовольственных резервов будет иметь большое значение для предотвращения повторения прошлогоднего продовольственного кризиса. Как бы вы ни смотрели на это, будь то с социальной или гуманитарной точки зрения, с политической точки зрения или с точки зрения базовой экономики, аргументы в пользу наличия внутренних продовольственных запасов неоспоримы.

Что не так ясно, так это то, как глобальная система запасов продовольствия может или должна функционировать. Как и в случае с традиционными запасами зерна, их роль может быть двоякой; на одном уровне глобальные резервы могут регулировать международные товарные рынки, а на другом уровне они могут использоваться для преодоления чрезвычайных ситуаций в глобальном масштабе, как например товары рос резерва, отличное качество при низкой стоимости на https://rosvpk.ru/

В течение многих лет различные НПО предлагали вариант использования глобального резерва для реагирования на чрезвычайные ситуации и оказания гуманитарной помощи. Утверждается, что это могло бы предотвратить необходимость в длительном и бюрократическом процессе обращения с просьбами о взносах во время чрезвычайных ситуаций, которые могут помешать наиболее эффективному международному реагированию; и это также может помешать гуманитарным организациям, таким как Мировая продовольственная программа, покупать зерно на международном рынке. Как мы видели в прошлом году, цены на ВПП упали с рынка, как и на миллионы голодных людей, которым она пыталась предоставить экстренную продовольственную помощь.

Существуют также различные предложения о том, как можно было бы использовать глобальный продовольственный резерв, чтобы свободный рынок сельскохозяйственных товаров функционировал более гладко. Это может включать виртуальный резерв или финансовый фонд, как в одном недавнем предложении  Международного исследовательского института продовольственной политики , в котором можно было бы мобилизовать миллиарды долларов для вмешательства на рынке, когда цены поднимутся выше установленного ценового диапазона, чтобы выполнить ряд коротких продаж на фьючерсных рынках по всему миру. Это предлагается как один из способов смягчения ценовых шоков и сокращения спекулятивной торговли сырьевыми товарами и является одной из причин, по которой страны «большой восьмерки» и Мировая продовольственная программа, среди прочих, проявили интерес к этой идеи.

Однако ничто из этого не решает некоторых из более глубоких проблем в сельском хозяйстве, таких как ценности, присущие системе, которая ставит во главу угла экспорт основных продуктов питания для получения прибыли, или концентрацию рыночной власти в руках агробизнеса, или неравный доступ к ресурсам для мелких фермеров. Если мы осмелимся представить себе действительно устойчивое сельское хозяйство, в котором первоочередное внимание уделяется локализованному производству и потреблению, в котором агроэкологические методы производства являются нормой и в котором мелкие фермерские или семейные фермерские хозяйства являются преобладающим средством производства основных продуктов питания, тогда роль запасов продовольствия в глобальном масштабе может быть совсем другой.

Если основные продукты питания будут исключены из международных торговых соглашений, если они будут полностью защищены от товарных спекуляций и если они будут защищены на внутреннем уровне с помощью соответствующей государственной политики, тогда будет меньше необходимости в управлении международными поставками. Тогда основная роль глобальных запасов продовольствия будет заключаться в обеспечении удовлетворения основных потребностей во время кризиса продовольственной безопасности, где бы он ни происходил в мире.

Прямо сейчас вопрос о мировых запасах продовольствия обсуждается в неправильном контексте и, возможно, с неправильным исходом. Страны G8 изучают глобальные запасы, чтобы поддержать и увековечить систему свободной торговли основными сельскохозяйственными товарами - систему, которая уже сняла всю защиту от ценовых шоков для беднейших слоев населения, которая уже демонтировала те политики поддержки сельского хозяйства, которые имеет решающее значение для выживания устойчивых мелких фермеров, и по-прежнему отдает предпочтение частному сектору над политикой, которая принесет пользу растущему числу голодающих в мире.

Контекст, в котором мы должны обсудить создание международной сети продовольственных резервов, должен быть частью новой многосторонней структуры, которая способствует самообеспечению в производстве основных продуктов питания на местном и национальном уровнях и поддерживает мелкие фермы. Мы могли бы также рассмотреть вопрос о мировых продовольственных резервах в контексте цели постепенной замены структурной продовольственной помощи поддержкой местного сельского хозяйства.

В конце концов, обеспечение адекватного питания миллиарда голодающих - это не проблема запасов, и рассматривать использование резервов как часть действующей глобальной системы благосостояния не идеально. Однако продовольственные резервы и политика управления международными поставками могут сыграть решающую роль в поддержании стабильности цен на основные продукты питания по мере перехода к продовольственному суверенитету. Для достижения этого также очевидно, что такая система резервов должна управляться политически независимым глобальным институтом.


  • Мировая валютная система и ее эволюция
  • Гендиректор продовольственной организации ООН приехал в РГАУ-МСХА им. Тимирязева
  • Российский Минсельхоз направит более 20 млн. рублей на развитие ульяновских хозяйств
  • Сахалинский Минсельхоз встретился с представителями АПК
  • Ульяновская область установила низкие цены на основные группы продуктов

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования