Театр Адельфи


Театр Адельфи (иногда Адельфи Театр, англ. Adelphi Theatre, /əˈdɛlfi/) — театр в Вест-Энде, находящийся на улице Стрэнд в Вестминстере, западной исторической части Лондона. На время основания специализировался в комическом и музыкальном жанрах. В настоящее время на подмостках театра представлены и другие популярные жанры, включая мюзиклы.

1 декабря 1987 года театр Адельфи внёсен в списки исторических зданий и сооружений Британии, имеющих историческую ценность.

История театра

Основание

Театр основан в 1806 году предпринимателем по имени Джон Скотт при активном участии его дочери Джейн (1770—1839). Джейн Скотт выполняла функции театрального управляющего, актрисы и драматурга. Вместе с отцом они потихонечку собрали театральную труппу и, к 1809 году, театр был допущен властями для исполнения музыкальных номеров, пантомимы и комической оперы. Сама Джейн Скотт написала более чем пятьдесят театральных произведений в жанрах мелодрамы, пантомимы, фарса, комической оперетты, исторической драмы, а также переводила пьесы с других языков.

XIX век

В 1819 году Джейн Скотт уходит на пенсию, выходит замуж за некоего Джона Дейвиса Мидлтона (1790—1867) и уезжает в графство Суррей. Театр закрывается, но уже через несколько месяцев, 18 октября 1819 года открывается вновь уже под новым названием — Театр Адельфи, данном по названию архитектурного ансамбля Домов Адельфи (англ. Adelphi Buildings), комплекса зданий в «адамовом стиле», находящихся напротив театра. Архитектурный комплекс, в свою очередь, получил своё название от архитектурной фирмы «Адельфи» (от др.-греч. ἀδελφοί — братья), владельцами которой были братья Роберт и Джеймс Адам.

В первые годы своего существования театр был известен своими мелодрамами и назывался Adelphi Screamers (рус. крикуны Адельфи, горлопаны Адельфи). На сцене театра было поставлено много ранних произведений Чарльза Диккенса, в том числе его знаменитые «Посмертные записки Пиквикского клуба».

В 1821-23 годах на сцене театра ставится пьеса драматурга Пирса Игана Том и Джерри, или Жизнь в Лондоне, некоторые роли в которой играли настоящие нищие, в частности Билли Уотерс

В 1844 году управление театром в свои руки берут Мадам Селеста и актёр и драматург Бенджамин Уэбстер. В театре продолжают ставиться драматические спектакли, продолжаются пьесы по произведениям Чарльза Диккенса.

Через некоторое время старое здание театра было снесено и 28 декабря 1858 года торжественно открывается новый театр Адельфи. Современниками отмечалось, что новый театр выглядит гораздо просторнее старого, поскольку теперь он вмещал в себе 1500 сидячих мест и дополнительно 500 стоячих, а интерьер театра освещали ультрасовременные, для того времени, газовые фонари, размещённые в хрустальных люстрах.

В середине XIX столетия комический актёр и театральный продюсер Джон Лоуренс Тули окончательно закрепляет за Адельфи статус комического театра. В это же время в театре ставится ряд известнейших французских оперетт, однако театр Адельфи оказывает внимание и британским авторам. Так, например, британский композитор Артур Салливан приобрёл свою известность у широкой публики лишь благодаря постановке оперетты на свою музыку, произошедшей именно в театре Адельфи. Также в театре ставились пьесы Джона Болдуина Бакстона, который, помимо проего, сам принимал непосредственное участие в спектаклях.

Первая пьеса О. Уайльда

17 декабря 1881 года в театре Адельфи отменяется первая и малоизвестная пьеса начинающего писателя Оскара Уайльда под названием «Вера, или Нигилисты». Пьеса отменяется по политическим причинам, поскольку прообразом главной героини послужила русская террористка и революционерка Вера Засулич.

Сюжет пьесы чрезвычайно наивен: террористка-красавица, давшая обет мстить тиранам и кровопийцам, неожиданно для себя влюбляется в наследника российского престола царевича Алексея, тайно сотрудничающего с революционерами. Однако героиня проклинает себя за любовь к «тирану» и считает себя изменницей делу революции. Не вынеся подобных страданий, героиня закалывает себя отравленным кинжалом, при этом на вопрос царевича: «Вера! Что вы наделали?» отвечает ему: «Я спасла Россию…».

Легенда о призраке

Адельфи известен призраком главного актёра театра того времени Уильяма Терриса. Террис, будучи известным и популярным актёром, вызывал зависть у неудавшегося артиста Ричарда Арчера Принса. В 1897 году Принс зарезал Терриса на ступеньках при входе в театр. С тех пор среди актёров театра ходят легенды о призраке Терриса, который якобы приходит в свою гримуборную, откуда слышится тихий стук и виден свет. Также ходит легенда, что призрак Терриса периодически спускается на платформу ближайшей станции метро «Чаринг-Кросс».

В последующее время, дочь Терриса, не менее известная актриса Элелайн Террис (англ. Ellaline Terriss) и её муж-актёр Сеймур Хикс некоторое время руководили театром Адельфи.

XX век

11 сентября 1901 года театр открываеся после ремонта под новым громким именем Century Theatre (рус. Театр Столетия, Театр Века). Однако новое название продержалось недолго, и в 1904 году театру вернулось его прежнее, привычное для лондонских театралов, название.

Нынешний театр Адельфи открылся после четвёртой, за его историю, реконструкции — 3 декабря 1930 года. Новое здание (см. иллюстрацию к статье) было спроектировано в стиле Ар-деко архитектором Эрнестом Штауфенбергом. Театр получил приставку к своему имени и стал называться «Royal Adelphi Theatre» (рус. Королевский театр Адельфи)

В 1968 году театр находится под угрозой сноса, поскольку власти Лондона намеревались провести масштабную реконструкцию района Ковент-Гарден. Однако под яростным напором общественности данные планы так и не были осуществлены.

В 1993 году театр приобретает всемирно известный британский композитор Эндрю Ллойд Уэббер. После этого следует полная реставрация театра.

В 1998 году в театре Адельфи впервые снимается видеоверсия мюзикла Ллойда Уэббера «Кошки», с удивительной точностью передававшая атмосферу шоу.

XXI век

С 1997 по 2006 год в репертуаре театра Адельфи — британская версия мюзикла «Чикаго». В ноябре 2008 года театр для своего завершающего концерта, закрывающего тур по Великобритании, выбирает Брайан Уилсон.


  • Калейс, Артур
  • Мастерская Петра Фоменко
  • Мютель, Лотар
  • На пятом этаже (театр)
  • Енукидзе, Андро Владимирович

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования