Рерберг, Иван Иванович


Иван Иванович Рерберг (22 сентября [4 октября] 1869, Москва — 15 октября 1932, Москва) — русский инженер и архитектор. Среди наиболее значительных его построек в Москве — Киевский вокзал и Центральный телеграф. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1932). Брат художника Фёдора Рерберга.

Биография

Представитель четвёртого поколения династии инженеров Рербергов (обрусевших датчан). Отец, Иван Фёдорович Рерберг (1831—1917) — железнодорожный инженер, впоследствии управляющий Нижегородской железной дорогой; в год рождения младшего сына (1869) он работал в Москве, проектируя первый Бородинский мост.

Окончил 1-й Московский кадетский корпус и Александровское военное училище (1888), откуда перешёл в Николаевское инженерное училище. По окончании последнего в 1891 году выпущен был подпоручиком в саперный батальон.

В 1896 году окончил Николаевскую инженерную академию со званием военного инженера. Работал на строительстве Харьковского паровозостроительного завода. В 1895—1899 годах работал на постройке городской канализации в Москве. С конца 1897 года — один из заместителей Р. И. Клейна на постройке здания Музея имени Пушкина в Москве.

Впоследствии неоднократно работал главным инженером и управляющим работами на клейновских проектах, таких как здание магазина Мюр и Мерилиз (ЦУМ, 1907—1908), клиники на Девичьем Поле, ремесленное училище на Миусской площади (1903). В 1906—1918 годах преподавал архитектуру в МУЖВЗ, был учредителем и преподавателем Высших женских архитектурных курсов. В советский период — профессор МВТУ имени Баумана.

Крупные работы Рерберга опирались (в том числе в буквальном смысле) на новаторские по тем временам решения силового каркаса с использованием клёпаных стальных и железобетонных конструкций. Рерберг, сам первоклассный проектировщик, сотрудничал с В. Г. Шуховым и В. К. Олтаржевским.

Для творчества И. И. Рерберга был характерен поиск новых пластических решений, альтернативных классическому ордеру. Фасад здания Северного страхового общества (1909—1911, улица Ильинка, дом 21-23), возведённого под руководством Рерберга, был выполнен в стиле, предрекающем ар-деко; новаторский ордер здания завершался квадратной нишей со скульптурой. Впрочем, И. И. Рерберг строил и традиционные для Москвы особняки — такие, как дом Урусова (ныне посольство Индонезии) на Новокузнецкой улице, дом 12, и Елизаветинская женская гимназия с церковью в Большом Казённом переулке, дом 9.

К числу наиболее известных зданий, построенных И. И. Рербергом в предреволюционный период, относится здание Киевского (Брянского) вокзала (1911—1914, Площадь Киевского вокзала, дом 2). Самая значительная его постройка после 1917 года — здание Центрального телеграфа на Тверской улице, дом 7 (1925—1927), ставшее одним из архитектурных символов советской столицы. Уже в 1934 году, после смерти архитектора, было завершено начатое в 1930 году по его проекту строительство здания общевойсковой школы РККА в Кремле (на месте снесённых Чудова монастыря и Вознесенской церкви).

Похоронен в Москве, на Введенском кладбище (19 уч.; фото могилы). Могила И. И. Рерберга является объектом культурного наследия федерального значения.

Проекты и постройки

  • Управление строительством Ремесленного училища имени П. Г. Шелапутина по проекту архитектора Р. И. Клейна (1903, Миусская площадь)
  • Дом дешёвых квартир, совместно арх. Т. Я. Бардтом и М. М. Перетятковичем (1907, Улица Гиляровского, 57)
  • Городской дом дешёвых квартир для одиноких имени Г. Г. Солодовникова, совместно с арх. Т. Я. Бардтом по проекту М. М. Перетятковича (1908, Улица Гиляровского, 65)
  • Особняк Н. В. Урусовой (около 1910, Новокузнецкая улица, 12)
  • Конкурсный проект дома Экономического общества офицеров Московского военного округа, совместно с В. К. Олтаржевским, 1910 (1-я премия, не осуществлён)
  • Елизаветинская женская гимназия с церковью (1912, Большой Казённый переулок, 9)
  • Здание Северного страхового общества, совместно с М. М. Перетятковичем, И. А. Голосовым и В. К. Олтаржевским (1909—1911, Ильинка, 21-23 — Новая площадь, 16)
  • Голофтеевский пассаж, совместно с В. К. Олтаржевским (1913, Петровка), не сохранился. Голофтеевский — последний московский пассаж, выстроенный до революции (уничтожен, стоял на месте нового здания ЦУМа)
  • Киевский (Брянский) вокзал, совместно с В. К. Олтаржевским (1911—1914, Площадь Киевского вокзала, 2)
  • Здание Центрального телеграфа (1925—1927, Тверская улица, 7)
  • 1-я Советская Объединённая военная школа РККА имени ВЦИК (1929—1930, Московский Кремль)
  • Жилой дом (1930, Газетный переулок, 1/12, строение 5)
  • Жилой дом (1931, 4-я Тверская-Ямская улица, 10)
  • Инфекционные корпуса Лефортовского госпиталя
  • Перестройка здания правления Московско-Киевско-Воронежской железной дороги (1910-е, Чистопрудный бульвар, 6/19)
  • Частное коммерческое училище Колокольниковых (1910, Тюмень)
  • Гимназия в Большом Казённом переулке

  • Северное Страховое общество

  • Здание Центрального телеграфа

  • Киевский вокзал


  • Давыдов, Александр Фёдорович
  • Новожилов, Иван Васильевич
  • Таубе, Фердинанд Иванович
  • Мороз, Иван Григорьевич
  • Марченко, Митрофан Константинович

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования