Лагань (порт)


Лагань — инфраструктурный концепт-хаб в акватории Каспийского моря, являющийся частью инициированного Китаем и Казахстаном мегапроекта строительства на территории России судоходного канала «Евразия» между Каспием и Азовским морем (Калмыкия-Ставрополье-Ростовское Приазовье, 780 км), вновь предложенного президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым на Сочинском заседании ЕАЭС 14 мая 2018 года и реализуемого ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» в районе города Лагань на берегу Каспийского моря. Канал Евразия должен будет пройти по Кумо-Манычской впадине по бассейну реки Маныч, экологически значимому для всего региона между Каспием и Азовом.

Развернутое строительство транспортного хаба на предполагаемом маршруте «Нового шёлкового пути» из Китая в Европу использует преимущества незамерзающего порта и эффективной логистической инфраструктуры, способной к расширению. По данным экспертов, именно китайские представители предлагали увязать проект канала «Евразия» с модернизацией калмыцкого порта Лагань.

Концепция канала «Евразия», где лоббировались и трансроссийский, и закавказский проекты канала между Каспием и Азовско-Черноморским бассейном, опирается на предлагаемую с 1940 года западными странами организацию кратчайшего водного пути между этими бассейнами. Как заявил в октябре 2017 года аналитик Люк Коффи, эксперт Heritage Foundation и Центра внешнеполитических исследований (Вашингтон, США), «концепция Евразийского канала в случае ее реализации превратит ирригационный канал Кума — Маныч в водный коридор на Черное море и станет кратчайшим выходом из Каспия во внешние большие воды».

В соответствии с поручением Президента РФ Владимира Путина от 15 ноября 2012 года принято решение о разработке новой ФЦП «Юг России» до 2020 года. Расчетная стоимость проекта «Порт Лагань», включая все объекты федеральной собственности, составит порядка 100 млрд рублей. Строительство планируется осуществлять за счет привлечения внебюджетных средств. Проектом уже заинтересованы частные инвесторы из Китая, разных стран Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона. Власти Республики Калмыкия отказались от участия в проекте «из-за возможного, точнее — неизбежного вреда окружающей среде региона», в результате которого «будет разрушена степь». Генеральным управлением проекта выступит российский партнер АО «Порт Лагань».

Решение о реализации проекта было принято в 2015 году, а в 2017 году было учреждено акционерное общество «Порт Лагань». Намечаемый к строительству морской порт предполагается разместить в 2 км к юго-востоку от г. Лагань, основанного как поселок рыбаков на небольшом острове, который потом превратился в полуостров, поэтому долгое время Лагань считался морским портом на побережье Каспийского моря. Мощность строящегося порта по перевалке грузов 12,5 млн. тонн, основные грузы для порта зерно и контейнеры.


  • Посёлок Тельмана (Северная Осетия)
  • Балаклавская бухта
  • Корпорация AEON
  • Проект интродукции амурского тигра
  • Нура

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования