Дневник (телепрограмма)

7-04-2021, 12:02

«Дневник» (с серб. — «Новости») — главная информационная программа Радио и телевидения Сербии, выходящая ежедневно с 23 августа 1958 года в 19:30.

История

Первый выпуск новостей под названием «ТВ Дневник» вышел 23 августа 1958 года, став первой телепрограммой, транслировавшейся в Социалистической Республике Сербия. Изначально он выходил в 20:00 по белградскому времени, но с 1 октября 1974 года стал выходить в 19:30, чтобы позволить гражданам узнать последние новости и предоставить лишнее время для отдыха. Позднее программу переименовали в «Дневник». Основная информационная программа «Вести» (не путать с российской информационной программой выходящей на России-1), выходившая днём, вскоре также была переименована в «Дневник».

С марта по май 1999 года выпуски новостей «Дневник 2» в записи с телеканала «РТС Сателит» транслировались на американском телеканале C-SPAN с закадровым переводом на английский язык под заставкой «Serbian Evening News».

Весной-летом 1999 года информационные выпуски РТС выходили из временной студии из-за уничтожения здания телецентра в Белграде. 23 апреля 1999 года в 2:03 ракета попала в здание в тот момент, когда в эфир выходил выпуск новостей во время показа сюжета со Слободаном Милошевичем. В тот момент изображение застыло на несколько секунд, а затем вещание всех трёх телеканалов РТС было прервано. Стоит отметить, что в течение нескольких недель после бомбардировок вещание телеканалов могло идти под логотипом «РТС» без указания номера канала (а 26 апреля 1999 года на экране вообще находился логотип «РТС Б1», использовавшийся в 1992—1995 годах).

С 2014 года выходят специальные выпуски «детских новостей» с ведущими-детьми. Эти выпуски выходят под названием «Мали Дневник». В этих выпусках роли ведущих и корреспондентов исполняют ребята из Белграда, Ниша, Ужице и других крупных сербских городов.

Графическое оформление

Главной темой программы является так называемая «Планета из точек»: в заставке изображается карта мира на плоскости из точек, которая затем сворачивается в глобус, под которым появляется наименование программы, а на самой карте красной точкой отмечен Белград. Тема использовалась с мая 1979 по 30 октября 1992 года. С 1983 по 1987 год использовалась версия заставки с использованием латиницы.

С 31 октября 1992 по 1996 год использовалась 3D-заставка с изображением глобуса. Она была выполнена в тёмных тонах (чёрный и золотой), что многие связывали с политическими событиями в распавшейся Югославии.

С 1998 по 5 октября 2000 года использовалась несколько современенная версия заставки 1979—1992 годов (были изменены задний фон, эффект сворачивания карты мира на плоскости в глобус, добавлены визуальные эффекты).

Текущая тема утверждена 5 мая 2010 года и используется в четырёх вариантах:

  • Утренний Дневник: жёлтые точки (зелёная символизирует Белград), белая планета
  • Дневник 1: красные точки (синяя символизирует Белград), белая планета
  • Дневник 2: синие точки (красная символизирует Белград), белая планета
  • Дневник 3: белые точки (тёмно-красная символизирует Белград), тёмно-синяя планета

Время выхода

  • Утренний выпуск новостей выходит в рамках «Утренней программы РТС» в 8:00.
  • Дневник 1 — 12:00 (по выходным в 13:00)
  • Дневник 2 — 19:30 (каждый день)
  • Дневник 3 — 23:00 (только в будние дни, в 17:00 выходит выпуск новостей из Воеводины)

На официальном сайте РТС представлены видеозаписи всех выпусков новостей, выходивших в 19:30.

Ведущие

  • Нада Гогич (утренний выпуск)
  • Бранко Веселинович (Дневник 2)
  • Владимир Елич (Дневник 2)
  • Милица Недич (Дневник 2)
  • Зоран Станоевич (Дневник 3)
  • Милош Милич (Дневник 3)
  • Миран Джевеница (Дневник 1 и иные выпуски)
  • Анета Ковачич (Дневник 1 и иные выпуски)
  • Ивона Пантелич (Дневник 1 и иные выпуски)
  • Мария Митрович-Йокич (Дневник 1 и иные выпуски)
  • Владимир Петрович (Дневник 1 и иные выпуски)
  • Весна Радосавлевич (Дневник 1 и иные выпуски)
  • Борис Малекович (Дневник 1 и иные выпуски)
  • Миляна Лазич (Дневник 1 и иные выпуски)

Критика

Телекомпания РТС и её информационная программа «Дневник» считались рупором пропаганды Слободана Милошевича, даже несмотря на разрешение в 1993 году транслировать ролики с предвыборной агитацией перед выпусками новостей и по их окончании. Специалист по связям с общественностью, преподаватель факультета политологии Белградского университета Снежана Миливоевич и сотрудница института общественных наук Йованка Матич в одном из своих исследований отметили, что во время югославских войн около 72,4% зачитанных текстов в выпусках новостей являлись озвучкой уже напечатанных газетных статей, что свидетельствовало о том, что «Дневник» попросту повторял чьи-то высказывания и не интерпретировал их никак. Также в дни Югославских войн правозащитники обвиняли «Дневник» в антихорватской пропаганде и исламофобии, поскольку ведущие и корреспонденты программы неоднократно называли хорватских военных «усташами», а бойцов мусульманских воинских формирований — «исламскими экстремистами» и «моджахедами» (что всё же частично соответствовало истине). Также телеведущие не стеснялись грубо высказываться и в адрес военно-политического руководства стран-членов НАТО во время бомбардировок Белграда натовской авиацией, называя Североатлантический альянс «фашистской фалангой», «маньяками» и «монголоидными монстрами».

В 2000 году в дни Бульдозерной революции аудитория передачи снизилась до 15%, что свидетельствовало о крайнем недоверии властям: многие общественные деятели обвиняли журналистов программы в пропагандировании точки зрения сторонников Слободана Милошевича. После свержения Милошевича рейтинг передачи вырос в первые дни уже до 20%. Тем не менее, у РТС и после Бульдозерной революции объявились противники, но уже других убеждений: они обвиняют журналистов «Дневника» в том, что у них нет собственного мнения по поводу отношения к НАТО и внешней политике Сербии. В марте 2016 года в Белграде прошли протесты против вступления в НАТО, лидеры которых заявили: «Когда-то национальный «Дневник» РТС начинался с песни Любим тебя, наша родина, а теперь начинается с Оды к радости и натовской пропаганды».


  • Военная энциклопедия (СФРЮ)
  • Израильская корпорация телерадиовещания
  • Сафронова, Валентина Ивановна
  • АИСТ (телекомпания)
  • «КуйбышевАзот»: новости, проекты, стратегия развития

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования