Армейская авиация Российской Федерации
Армейская авиация — составная часть авиации Воздушно-космических сил Российской Федерации, род авиации предназначенный для непосредственной авиационной поддержки и обеспечения боевых действий войск и выполнения других задач. Состоит из авиационных бригад и полков, оснащённых в основном вертолётами различного назначения.
Сокращённое наименование — АА ВКС РФ.
История
Армейская авиация зародилась перед Первой мировой войной 1914—18 гг. и называлась сухопутной авиацией (в отличие от морской авиации). Во время Гражданской войны большинство авиаотрядов действовало в составе общевойсковых армий. В межвоенный период состояла из смешанных авиационных дивизий и бригад. С началом Великой Отечественной войны распыление авиации привело к снижению её влияния на исход операций, поэтому в 1942 вся авиация, действовавшая в составе фронтов, была сведена в воздушные армии.
В 1948 году армейская авиация воссоздана, когда была сформирована первая вертолётная эскадрилья Ми-1 в г. Серпухов. Первоначально вертолёты выполняли только вспомогательные задачи — доставка почты, донесений, корректировка огня артиллерии, воздушная разведка. В дальнейшем при совершенствовании тактики, способов ведения боевых действий, вертолётов и авиационных средств поражения задачи армейской авиации расширились.
В 1962 году преобразована в войсковую авиацию. Как самостоятельный род авиации в составе ВВС армейская авиация оформилась в 1972 году. В 1989 введена должность командира (начальника) Армейской авиации. В конце 1990 года Армейская авиация передана из ВВС в Сухопутные войска на правах рода войск и преобразована в Авиацию Сухопутных войск. В 1998 вновь переименована в Армейскую авиацию и подчинена начальнику Генерального штаба ВС РФ. С конца 2002 года находится в составе ВВС России.
Задачи
Армейская авиация помимо огневых, десантно-транспортных, разведывательных и специальных задач, решает задачи по ликвидации последствий стихийных бедствий природного и техногенного характера.
Лётный состав армейской авиации решает широчайший спектр задач. Экипажи ударных вертолётов Ми-24/Ми-28/Ка-52 осуществляют воздушную поддержку наземных подразделений, выполняя задачи по авиаразведке, прикрытию и нанесению огневого поражения противнику в любых метеоусловиях днём и ночью. Лётчики транспортно-боевых Ми-8 обеспечивают высадку тактических групп на переднем крае и в тылу противника, оперативную переброску военной техники и вооружения на огневые позиции. Транспортировку военной техники выполняют экипажи вертолётов Ми-26.
Кроме того, разнообразие задач, решаемых армейской авиацией, расширяется за счёт участия в обеспечении запусков и посадок космических кораблей, а также в ликвидации последствий стихийных бедствий природного и техногенного характера, в том числе в труднодоступной местности.
Профессиональная подготовка
Подготовкой пилотов вертолётов занимается сызранский филиал Военно-воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина. Филиал был образован на базе Высшего военного авиационного училища лётчиков, специализирующегося на подготовке лётчиков армейской авиации.
Дополнительную профессиональную подготовку и переучивание авиационного персонала государственной авиации осуществляет 344-й Центр боевого применения и переучивания лётного состава армейской авиации в городе Торжок в Тверской области.
День армейской авиации
28 октября — День Армейской авиации России.