Новиков, Константин Никитич


Константин Никитич Новиков (26 декабря 1916, Приближная — 9 февраля 1991, Качканар, Свердловская область) — российский и советский учёный-педагог, в 1968—1977 годах директор школы № 4 в Качканаре. С 1995 года школа носит его имя.

Биография

Родился в 1916 году в крестьянской семье. Семья Новиковых была раскулачена и выслана на север Свердловской области в Ивдельский район. С 14 лет начал трудовую деятельность, с 17 — педагогическую деятельность в качестве учителя начальных классов. В 23 года стал директором неполной средней школы в Верхотурье, с 1941 года возглавил среднюю школу № 1.

Сражался на фронтах Великой Отечественной войны. Участвовал в боях за Старую Руссу и Демьянск, бился на Орловско-Курской дуге, освобождал Киев, принимал участие в ликвидации группировок врага в Корсунь-Шевченковской и Ясско-Кишиневской операциях. Прошёл в Войну по странам Восточной и Центральной Европы: Румынии, Венгрии, Чехословакии, Австрии. Близ австрийского города Грац встретил окончание войны. Дважды был ранен, один раз контужен. Новиков К. Н. — кавалер двух орденов Красной Звезды, ордена Отечественной войны II степени, награждён медалями «За боевые заслуги», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

После войны вернулся в Верхотурье, где более двадцати лет возглавлял среднюю школу. В 1968 году семья Новиковых переехала в Качканар, в котором недавно открылась вновь построенная школа № 4. В 1968 году директором школы становится К. Н. Новиков. За успехи в управлении образовательным процессом Новикову К. Н. присвоено звание Заслуженный учитель РСФСР. Руководил школой до выхода на пенсию в 1977 году, после этого трудился в городском совете ветеранов, возглавляя его с 1987 по 1991 годы.

В 1995 году школе присвоено имя К. Н. Новикова. 26 декабря 2016 года на стене здания школы в честь 100-летия со дня рождения К. Н. Новикова установлена мемориальная доска.

Педагогическая деятельность

Новиков К. Н. является разработчиком педагогической идеологии, в основу которой он вкладывал гуманность и демократизм в отношениях субъектов педагогического процесса. Ключевым моментом его методики была мысль о самоценности каждого ученика. Константин Никитич требовал систематической работы с родителями, подчеркивая, что в педагогическом «треугольнике» единственный профессионал учитель — на него и нужно ориентироваться.


  • Зудилов, Иван Сергеевич
  • Новиков, Борис Алексеевич
  • Калинин, Николай Алексеевич
  • Тюрин, Константин Михайлович
  • Бочарников, Иван Петрович

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования