Русское музыкальное общество


Русское музыкальное общество (РМО; с 1868 года Императорское Русское музыкальное общество, ИРМО) — российское музыкально-просветительское общество, действовавшее со второй половины XIX века и до 1917 года, стремившееся содействовать распространению музыкального образования, приобщению широкой публики к серьёзной музыке, «поощрению отечественных талантов».

Общество находилось под покровительством императорской фамилии (августейшими покровителями были Великая княгиня Елена Павловна (1860—1873), великий князь Константин Николаевич (1873—1881), великий князь Константин Константинович (с 1881) и др.). Сначала оно было названо «Русским музыкальным обществом» (РМО) и первые 10 лет (1859—1868) функционировало под этим наименованием.

История

Антон Рубинштейн

В Петербурге, в доме графов Виельгорских, в 1840 году сформировалось «Симфоническое музыкальное общество», которое из-за недостатка средств закрылось в начале 1851 года. Его заменило, созданное в 1850 году в доме князя А. Ф. Львова (автора гимна «Боже, царя храни»), «Концертное общество», которое ежегодно во время Великого поста устраивало по три концерта в зале Придворной певческой капеллы. Хором руководил А. Ф. Львов, а оркестром — Л. Маурер. В это же время, для небогатой части публики, стали устраиваться регулярные Университетские концерты (около десяти концертов за сезон) под названием «Музыкальных упражнений студентов С-Петербургского университета». Кроме этого, симфонические концерты стали устраиваться Дирекцией Императорских театров, под управлением К. Б. Шуберта и К. Н. Лядова.

Идея создания музыкального общества всероссийского масштаба возникла в салоне Великой княгини Елены Павловны. В результате в период общественного подъема конца 1850-х — начала 1860-х годов по инициативе Великой княгини Елены Павловны, Антона Григорьевича Рубинштейна, Юлии Фёдоровны Абазы и других музыкально-общественных деятелей в России появилось общество, которому было суждено сыграть важнейшую роль в поднятии всей отечественной музыкальной культуры.

Общество открылось в Санкт-Петербурге в 1859 году; 1 (13) мая 1859 года императором был утверждён его Устав. С. С. Прокофьев в своём «Дневнике» свидетельствовал, что пятидесятилетие РМО отмечалось в 1909 году в течение 18—20 декабря. В § 1 устава были указаны следующие цели общества: «развитие музыкального образования и вкуса к музыке в России, и поощрение отечественных талантов». Существовало три категории членства: почётные (пожертвовавшие не менее 1000 рублей серебром), действительные (уплачивающие ежегодный денежный взнос в размере 15 рублей серебром) и члены-исполнители. Во главе отделения стоял комитет директоров.

Петербургский комитет директоров уполномочил пятерых членов общества (П. С. Киселёв, В. М. Лосев, князь Ю. А. Оболенский, В. И. Якунчиков, Н. Г. Рубинштейн; кандидатом в Совет уполномоченных был князь Николай Петрович Трубецкой), проживавших постоянно в Москве, открыть в ней в 1860 году московское отделение; во главе его встал Н. Г. Рубинштейн.

Петербургское отделение РМО

Формально общество создавалось в виде возобновления деятельности «Симфонического общества». Для этого 27 января 1859 года одним из последних директоров этого общества графом М. Ю. Виельгорским были собраны двенадцать прежних его членов и выбраны пять директоров, которым было поручено пересмотреть и изменить устав. Избранные таким образом лица, составили первый Комитет Директоров будущего «Русского музыкального общества», явились фактическими учредителями его; это были: М. Ю. Виельгорский, Д. В. Каншин, В. А. Кологривов, А. Г. Рубинштейн и Д. В. Стасов. Первое симфоническое собрание РМО состоялось под управлением А. Г. Рубинштейна 23 ноября 1859 года в зале Благородного собрания. Камерные вечера начали проводиться с января 1860 года в зале Д. Бернардаки (доме, известном «Дом Ф. К. Петрово-Соловово» — Невский проспект, 86).

До 1867 года симфоническими концертами руководил А. Г. Рубинштейн, затем — М. А. Балакирев (1867—1869), Э. Ф. Направник (1870—1882) и другие. Общество активно работало еще в 1914 году, газеты сообщали что июле 1914 года в СПб. "Индийский Раджа Тагаром принес в дар ИРМО ценную коллекцию старинных индийских музыкальных инструментов" .

Московское отделение РМО

Первое симфоническое собрание московского отделения, которое стало началом публичной деятельности, состоялось 22 ноября 1860 года в Малом зале Благородного собрания. Уже в первый год в московском отделении РМО состояло 350 членов, а через 6 лет их было 1300 человек.

В 1869 году вся императорская фамилия взяла на себя покровительство над Обществом, выделив на его содержание ежегодную правительственную субсидию в 15 тысяч рублей. С того времени общество стало называться «Императорское русское музыкальное общество». Во всех городах отделения ИРМО открывались по инициативе местных музыкантов и любителей музыки, причем на базе многолетнего существования собственных музыкальных кружков.

В 1873 году был принят новый Устав ИРМО.

Воронежское отделение РМО

Основатель Воронежского отделения А. С. Мазараки

Воронежское отделение Русского музыкального общества было создано на основе существовавшего в Воронеже кружка любителей музыки в 1867 году. Официальное открытие Воронежского отделения РМО состоялось в декабре 1868 года. Директорами отделений его стали меценат А. С. Мазаракий (Мазараки) и композитор-любитель Р. А. Гельм. Содействовал открытию отделению воронежский губернатор В. А. Трубецкой.

8 декабря 1869 года при Воронежском отделении РМО была открыта музыкальная школа.

Воронежское отделение РМО насчитывало 12 действительных членов, 149 посетителей и 50 исполнителей. С отъездом А. С. Мазараки и В. А. Трубецкого отделение прекратило свое существование.

Возрождение отделения началось с созданием учеником Н. Рубенштейна М.Гамбургом музыкальных классов в 1881 году. С отъездом М. Гамбурга в 1888 г. отделение вскоре прекратило свое свою деятельность и вскоре было закрыто.

В 1895 г отделение было воссоздано С. М. Сомовым, который и стал председателем отделения РМО. В 1896 г. в качестве дирижера симфоническим оркестром был приглашен в Воронеж композитор, виолончелист С. В. Заремба.. Активно участвовал в деятельности Воронежского отделения РМО Витольд Ганибалович Ростропович.

Воронежское отделение с 1 сентября 1913 г. по 1 сентября 1914 г. состояло из 33 членов, устроило 7 очередных музыкальных собраний, 3 камерных, 3 лекции с музыкальными иллюстрациями, 1 камерное утро и 1 музыкальное утро в день открытия здания Музыкального училища.

РМО в других городах России

Отделения РМО были открыты также в других городах Российской империи — в Киеве (1863), Казани (1864), Харькове (1871), Нижнем Новгороде, Саратове, Пскове (1873), Омске (1876)., Тобольске (1878), Томске (1879), Тамбове (1882), Тифлисе (1883), Одессе (1884), Астрахани (1891), Полтаве (1899), Самаре (1900) и других.

Всероссийское хоровое общество

Через 40 лет после расформирования Русского музыкального общества в период Октябрьской революции, функции РМО возродились в деятельности Всероссийского Хорового Общества, которое было образовано 10 июня 1957 года решением Совета Министра РСФСР по ходатайству Министерства культуры СССР и Союза композиторов РСФСР. В 1959 году состоялся первый съезд новой организации в Большом зале Московской консерватории, на котором в задачи общества вошли развитие художественного воспитания и образования в стране, а также повышение профессионализма хоровых коллективов. А. Свешников привел следующую формулировку основных целей нового общества:

Содействие широкому развитию хоровой художественной самодеятельности, эстетическому образованию и внешкольному воспитанию детей и юношества, росту мастерства профессиональных хоровых коллективов.

Членами ВХО стали как профессиональные, так и любительские хоровые коллективы, деятели хорового искусства, любители хорового пения. Возглавили ВХО видные представители хорового искусства: А. Свешников, А. Юрлов, А. Новиков, В. Соколов и Н. Кутузов.

Всероссийское музыкальное общество

В 1987 году Всероссийское хоровое общество было преобразовано во Всероссийское музыкальное общество. Согласно Уставу нового творческого союза, принятому на Первом съезде организации 21 марта 1991 года:

ВМО является правопреемником ВХО и наследником духовных традиций Русского Музыкального Общества, основанного в 1859 году.

Будучи общественной организацией, ВМО объединило на добровольных началах представителей как музыкальной, так и хореографической культуры. В его состав вошли как профессиональные музыканты и педагоги, так и любители музыки, пения и хореографии.

В определении целей ВМО были в том числе приведены следующие пункты:

  • укрепление связей и объединение усилий профессиональных деятелей музыкального и хореографического искусства;
  • духовное, нравственное и эстетическое воспитание населения, в особенности детей и подростков, путем приобщения их к ценностям музыкальной культуры;
  • возрождение, творческое развитие и широкое распространение отечественных бытовых музыкальных и танцевальных традиций.

С 1991 года ВМО принимает в свои ряды привилегированных представителей музыкального искусства с присуждением званий «Заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества» за выдающиеся достижения в области музыкального просветительства, пропаганду музыкальной культуры, и победы на международных, либо всероссийских музыкальных конкурсах. Кандидаты на присуждение звания номинируются членами ВМО, видными деятелями культуры и искусства через региональные представительства общества и утверждаются президиумом Всероссийского музыкального общества в Москве, который ограничивает присуждение званий Заслуженный Деятель ВМО 20 номинантам в год.

На заседании III съезда ВМО председателем правления общества был избран народный артист России, профессор, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству Н. Н. Калинин. А в 2005 году его сменил на этом посту композитор А. И. Жидков.

В 2005 году основой деятельности ВМО становится Единая просветительская программа Русского музыкального общества, которая состоит из шести основных разделов: фестивали и конкурсы; музыкальная летопись России; детское творчество; издательская деятельность; мастер-классы и семинары; капитальное строительство.

В современный состав общества входят 27 региональных отделений ВМО и 11 производственных комбинатов. В значительной мере ВМО осуществляет свою деятельность через работу 11 творческих комиссий, которые были созданы под эгидой Правления Общества и занимаются пропагандой и развитием академического оперного и хорового пения, инструментальной музыки, хореографии, музыкально-эстетическим воспитанием молодого поколения, музыкальной социологией и краеведением.

В 2010 году в ходе Пятого съезда ВМО обществу было возвращено исконное название Русского музыкального общества (творческий союз) и была принята новая редакция Устава организации. В этом же году в театральном центре на Дубровке состоялись концерты в честь 150-летнего юбилея со дня создания Русского музыкального общества.


  • Русское евгеническое общество
  • 24-я пехотная дивизия (Российская империя)
  • Национальная консерватория (Аргентина)
  • Русское Финансовое Общество
  • «РОССИЯ», СТРАХОВОЕ ОБЩЕСТВО

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования