Национальный институт авиационных технологий


Национальный институт авиационных технологий (НИАТ) — научно-исследовательский институт Российской Федерации, проводящий широкий спектр исследований и разработок в области производства авиационной и другой сложной техники. Основан в 1920 году.

История создания

Национальный Институт Авиационных Технологий (НИАТ) является правопреемником Центрального Института Труда (ЦИТ), созданного в 1920 г., научно-методического центра в области научной организации труда.

В 1930-х годах основное внимание ЦИТ было сконцентрировано на авиационной промышленности. ЦИТ имел в своём составе конструкторское бюро по проектированию технологического оборудования, которое производилось на заводах, подчинённых институту.

24 ноября 1940 г. на базе ЦИТ приказом Наркомата авиационной промышленности СССР был создан Трест организации авиационной промышленности «Оргавиапром», которым руководил один из создателей авиационной промышленности СССР П. Г. Щедровицкий.

27 апреля 1944 г. Трест «Оргавиапром» был переименован в Научно-исследовательский институт по организации авиационной промышленности «Оргавиапром» (НИИ «Оргавиапром»). 26 мая 1947 г. приказом Министерства авиационной промышленности СССР НИИ «Оргавиапром» был переименован в Научно-исследовательский институт технологии и организации производства., который впоследствии был переименован в Национальный институт авиационных технологий (НИАТ).

В ходе Великой отечественной войны многие авиационные заводы были эвакуированы из центра страны на восток, а также многократно увеличили выпуск боевой авиатехники. В этой работе активное участие приняли сотрудники НИАТ, свыше 1 000 специалистов были командированы на эвакуированные предприятия, и там налаживали производство, проектировали оборудование, оснастку, инструмент, осваивали технологии массового производства, обучали производственные кадры.

После окончания второй мировой войны НИАТ внёс большой вклад в освоение реактивной авиации, расширение производства авиатехники и перестройку авиационного производства на выпуск гражданской продукции. В основных региональных центрах авиационной промышленности было организовано восемь филиалов НИАТ, кроме этого, на ряде отдалённых от центра страны заводах были созданы базовые лаборатории и отделы института.

Направления деятельности института

Основная сфера деятельности Национального Института Авиационных Технологий — обеспечение серийного производства авиационной и другой сложной техники. Институт наряду с традиционными технологиями разрабатывает передовые технологии для промышленности, такие как электронно-лучевые, лазерные, гидроабразивной обработки, ионно-плазменные, изготовления компонентов из ПКМ, точного литья, и др.

НИАТ разработал и сопровождает около 1200 технологий.

НИАТ принимал участие в технологическом проектировании и организации серийного производства: самолётов Ил-86, Ил-96, Ту-204, Ту-334, SSJ-100, МС-21, Бе-200, ОК «Буран», вертолета Ми-26.

Первый станок с ЧПУ и первая гибкая производственная система в стране были созданы в НИАТ.

Одним из основных заказчиков института является Российская Федерация, также НИАТ сотрудничает с научными центрами: ЦАГИ, ВИАМ, ОНПП «Технология», ЦИАМ, МГУ, МГТУ им. Баумана, МАИ, МГТУ «Станкин» и др. Институт участвует и в деятельности профессиональных общественных организаций, таких как Союз авиапроизводителей России и Ассоциация компаний авиационных интерьеров(АКАИ)


  • Поплавко, Виктор Родионович
  • Лобас, Леонид Дмитриевич
  • Армейская авиация Российской Федерации
  • Исследовательский институт космических технологий TÜBİTAK
  • Шагалиев, Рашит Мирзагалиевич

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования