Словообразование


Словообразование (деривация) — образование новых слов (дериватов) от однокоренных слов и возникшее в результате этого формально-семантическое соотношение между дериватом и его производящим словом. Например: профессор → профессорский, работа → работник.

История

Словообразование, как раздел морфологии начал зарождаться ещё в 1940 — 50-е годы, большой вклад в её создание внесли такие учёные, как: В. В. Виноградов, Г. О. Винокур и А. И. Смирницкий.

Традиционно словообразование изучают в составе морфологии. Уже тогда начали решаться важные проблемы, такие как: проблема разделения слова на морфемы, принципы создания новых слов, строение производных слов разных частей речи. Словообразование тесно, как ни странно, связано с морфологией. В. В. Виноградов определил различие между ними. Морфология изучает формообразование, а словообразование — образование слов.

А. А. Шахматов предложил выделить словообразование в отдельный раздел языкознания, что повлекло за собой вопрос: Куда определить словообразование — в грамматику или лексикологию?

В 1960 — 80-е годы было решено, что словообразование станет отдельной лингвистической дисциплиной, со своим методом анализа и системой понятий.

Синхронные и диахронные способы словообразования

Синхронные способы словообразования — такие способы, при которых образование слов происходит при помощи аффиксов , морфем и основ. Как правило словообразование происходит при помощи двух однокоренных слов (производящим и производным), одно из которых сложнее другого на одну смысловую единицу.[прояснить]

Диахронные способы словообразования — такие способы, когда слово выступает целиком, а не его отдельные морфемы, и при котором между производящим и производным словом нет отношения мотивации (производства).[прояснить]

Основные модели словообразования в русском языке

  • Аффиксация (морфологический способ):
    • приставочный способ;
    • суффиксальный способ;
    • приставочно-суффиксальный способ.
    • Бессуффиксный способ.
    • Словосложение.
    • Аббревиация.
  • Морфолого-синтаксический способ: образование новых слов, при помощи перехода этого слова в другую часть речи. Рабочий (прил.) человек — молодой рабочий (сущ.).
  • Лексико-семантический способ: приобретение одним словом разных значений или образование новых слов путем распада на омонимы. Долг (задолженность) — Долг (обязанность).
  • Лексико-синтаксический способ: такой способ, при котором слово образовывается путём сращения словосочетания. С ума сшедший — сумасшедший.
  • Типы образования слов:

    • через соединительную гласную (о, е):
      • корень+корень = паровоз;
      • корень+корень +суффикс = земледелие;
      • корень+слово = лесозаготовка.
    • без соединительной гласной:
      • соединение усечённых слов или усечённых корней — колхоз;
      • усечённый корень + слово с «вынутой» серединой: эс(кадренный) мин(онос)ец = эсминец, нар(одный) ком(иссари)ат = наркомат;
      • сочетание усечённого корня + слово: танцевальный пол = танцпол, партийный + билет = партбилет.
    • аббревиатура: СНГ, НАТО.
    • сокращение (усечение конца): зонтик=зонт; доктор=док; преподаватель=препод.
    • конверсия — переход из одной части речи в другую без изменения слова. В русском языке явление представлено преимущественно субстантивацией прилагательных.

    Субстантивация — переход прилагательного в существительное: мороженое, больной (как сущ.), выходной («У меня сегодня выходной.» (сущ.)).

    Телескопизм, контаминация.

    Метод словообразования, в котором слово образуется из первой части одного слова и последней части второго. Например, мотель — мотор + отель — гостиница для автомобилистов.


  • Семь грязных слов
  • Калька (лингвистика)
  • Олимп (альбом)
  • Фортунатов, Филипп Фёдорович
  • Фиготин, Борис Семёнович

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования