Сосницкая, Елена Яковлевна


Елена Яковлевна Сосницкая (урожденная Воробьева; 1799 или 10 мая 1800 — 9 января 1855) — драматическая артистка, оперная певица (лирическое сопрано) дочь известного придворного оперного певца Я. С. Воробьева и А. И. Воробьевой.

Биография

Училась в Петербургском театральном училище у кн. А. А. Шаховского.

В январе 1815 г. она выступила с большим успехом в опере «Жаконд, или искатель приключений», а в октябре того же года исполнила роль Алексея в опере Кавоса «Иван Сусанин». Выступала на сцене петербургского Большого театра.

В январе 1817 г. вышла замуж за молодого, но уже известного артиста И. И. Сосницкого и в том же году вместе с мужем выступала в комедии Грибоедова «Молодые супруги» — роль Аглаи. Громкий успех, вероятно, послужил поводом к её переходу из оперы в комедию, где она стала бессменной партнершей своего мужа, хотя, почти до 1821 г., она не оставляла окончательно оперу, участвуя в «Красной Шапочке» Буальдье, «Волшебной флейте» Моцарта — Памина и др.

С 1821 г. переходит в комедию на роли субреток и бойких, светских барынь.

Среди ролей: Сусанна в «Свадьбе Фигаро», Дорина в «Тартюфе», Лельская в водевиле Шаховского «Ворожея», Троепольская в комедии «Актеры между собою, или Первый дебют актрисы Троепольской» Н. И. Хмельницкого; Тереза — первая исполнительница («Бабушкины попугаи» с текстом Н. И. Хмельницкого и музыкой Верстовский, Алексей Николаевич), Доримена («Принужденная женитьба» композитора Н. А. Титова), Темира («Жар-птица, или Приключения Ивана-царевича»), Клаудина («Пиемонтские горы, или Взорвание Чортова моста»), Екатерина Андреевна («Казачка, или Возвращение из похода»); Антося («Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» с текстом текст А. С. Грибоедова и П. А. Вяземского и музыкой Верстовский, Алексей Николаевич), Нанетта («Жоконд»), Элиз («Опрокинутые повозки» композитора Буальдьё), Клодина («Моя жена выходит замуж»), Фамусова («Лучший день в жизни, или Урок богатым женихам»); в 1831 г. она попробовала сыграть роль Софии в «Горе от ума», но исполнила её недостаточно хорошо. Почти ни одна из комедий H. Хмельницкого, П. В.и Н. В. Кукольников, П. А. Каратыгина и других современных писателей не обходились без её участия.

С появлением новой комедии Гоголя и Островского, перешла на роли пожилых женщин и комических старух: так в 1836 г. она играла роль жены городничего Анны Андреевны в «Ревизоре» — первая исполнительница роли в первой постановке в Александринском театре 22 апреля 1836, в 1842 — Агафьи Тихоновны в «Женитьбе», в 1853 — Панкратьевны в «Бедной невесте» Островского, Каурова в комедии Тургенева «Завтрак у предводителя».

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона называет её жертвой своего ревнивого отношения к своей сценической деятельности; не желая уступить роль Линской, она играла больная, и болезнь обострилась. В конце 1854 г. по болезни она принуждена была уйти со сцены, а в январе следующего года скончалась. Похоронена на Новодевичьем кладбище; в 1936 г. перезахоронена в Некрополе мастеров искусств.

Партнеры: П. Злов, Г. Климовский, Е. Сандунова, В. Самойлов, В. Шемаев.


  • Эмма Дестинова
  • Трусколаская, Агнешка
  • Мейсснер, Эмма
  • Стерлинг, Татьяна Сергеевна
  • Ропская, Александра Дмитриевна

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования