Экспресс (космический аппарат)


Экспресс — серия геостационарных телекоммуникационных спутников, принадлежащих российскому оператору ФГУП «Космическая связь». Разработка серии и запуск спутников ведётся с начала 1990-х годов.

Спутники серии Экспресс производства «ОАО ИСС»

Большинство спутников было изготовлено ОАО ИСС. Ещё несколько спутников, заказанных у ОАО ИСС, находятся в производстве.

«Экспресс» — родоначальник серии. Всего было изготовлено и запущено 2 аппарата этого типа. Первый запуск осуществлён 13 октября 1994 года, второй 29 сентября 1996 года. Спутники выработали свой ресурс и выведены из эксплуатации. «Экспресс-А» — модификация серии, разработанная совместно с компанией Alcatel Space. Всего изготовлено 4 спутника, один из которых был потерян в результате аварии ракеты-носителя. Первый удачный запуск спутника серии Экспресс-А осуществлён 12 марта 2000 года. Последний аппарат этой модификации выведен из эксплуатации в марте 2020 года. «Экспресс-АМ» — модификация серии, разработанная совместно с французскими, японскими и немецкими партнёрами . Первый запуск осуществлён 29 декабря 2003 года. «Экспресс-АТ» — спутники непосредственного вещания, разработанные на базе спутниковой платформы негерметичного исполнения Экспресс 1000. Полезная нагрузка производства Thales Alenia Space, Франция. Выведено на орбиту 2 спутника Экспресс-АТ1 и Экспресс-АТ2 16 марта 2014 3:08 МСК с космодрома Байконур Пл. 81. «Экспресс-80» и «Экспресс-103» — аппараты, созданные на базе платформы «Экспресс-1000» и предназначенные для поддержания орбитальной группировки ФГУП «Космическая связь». Полезная нагрузка — производства Thales Alenia Space Italia. В марте 2020 года должны были быть выведены на орбиту ракетой-носителем «Протон-М» в одном пуске для работы в позициях 80° в. д. и 103° в. д. соответственно. Пуск был отложен из-за обнаруженных проблем с ракетой-носителем и состоялся 31 июля 2020 года. Рабочая позиция для «Экспресс-103» изменена на 96,5° в. д., позиция 103° в. д. рассматривается в качестве резервной. Введены в эксплуатацию марте 2021 . «Экспресс-АМУ» — дальнейшее развитие серии. В 2018 году подписаны контракты на изготовление ОАО «ИСС им. Решетнева» спутников «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7» c полезной нагрузкой Thales Alenia Space Italia.

Спутниковая платформа КАУР-4

Первые поколения спутников «Экспресс» («Экспресс», «Экспресс-А», «Экспресс АМ» с АМ1 по АМ3 и с АМ11 по АМ44) были построены на базе модификаций спутниковой платформы КАУР-4 (МСС-2500-ГСО / МСС-740 / МСС-767). КАУР-4 — платформа герметичного типа, где полезная нагрузка находится в непроницаемом отсеке, и охлаждение производится с помощью жидкостного и газового контуров. Это позволяет обеспечить колебания температуры оборудования в пределах не более 10 °C.

Модифицированная платформа включает:

  • бортовой комплекс управления на базе бортового компьютера;
  • четыре стационарных плазменных двигателя коррекции СПД-100 (они позволяют удерживать отклонения от заданного положения на ГСО в пределах 0,2° по долготе и широте);
  • Трехосная система ориентации, использующая гиростабилизаторы и электрореактивные (термокаталитические гидразиновые) двигатели ориентации, обеспечивает точность пространственного положения аппарата 0,1°.
  • Солнечные батареи КАУР-4 имеют одностепенные приводы для наведения на солнце.

Спутниковая платформа Экспресс-1000/2000

Новые спутники, поставляемые ОАО ИСС для ФГУП «Космическая связь», начиная с Экспресс-АМ5, построены на базе современных спутниковых платформ Экспресс-1000/2000. Полезная нагрузка для этих спутников поставляется канадской компанией MDA и французским и итальянским подразделениями европейской Thales Alenia Space. Особенностями этой спутниковой платформы являются:

  • негерметичное исполнение;
  • комбинированная система терморегулирования: отвод тепла от полезной нагрузки осуществляется с помощью изогридной центральной трубы. Кроме того, для улучшения теплопереноса между различными конструктивными элементами спутника применяется полностью резервированный жидкостной контур;
  • высокоэффективные солнечные батареи на основе трёхкаскадных арсенид-галлиевых фотопреобразователей производства НПП «Квант»;
  • литий-ионные аккумуляторные батареи Saft VS 180 SA для коммерческих спутников либо никель-водородные российского производства для военных спутников;
  • стационарные плазменные двигатели СПД-100 производства ОКБ Факел для коррекции на орбите.

Спутники серии Экспресс производства ГКНПЦ им. Хруничева

Самостоятельная серия, разработанная ФГУП «ГКНПЦ им М. В. Хруничева». В основу разработки космического аппарата положена та же спутниковая платформа («Яхта»), что и у спутника Казсат. Полезная нагрузка создана итальянским подразделением Thales Alenia Space. Вывод на орбиту «Экспресс-МД1» состоялся в феврале 2009 года, в мае того же года КА передан в эксплуатацию. В августе 2013 года выведен из эксплуатации.

Следующий аппарат данной серии «Экспресс-МД2» был потерян в результате аварии разгонного блока Бриз-М при запуске 6 августа 2012 года.

Спутники серии Экспресс производства Airbus D&S

Серия спутников, построенных для ФГУП «Космическая связь» европейским аэрокосмическим концерном Airbus Defence and Space (ранее назывался EADS Astrium) на базе спутниковой платформы Eurostar 3000.

Первый спутник серии Экспресс АМ4, запущенный 18 августа 2011 года, не был выведен на расчетную орбиту в связи с нештатной работой разгонного блока Бриз-М. Спутник был признан полностью потерянным и 25 марта 2012 года был затоплен в Тихом океане. На страховую премию за утерянный спутник, в размере 7,5 млрд рублей, компания ФГУП «Космическая связь» заказала в EADS Astrium новый спутник Экспресс АМ4R, который идентичен потерянному Экспресс АМ4. Однако, он также был потерян при неудачном запуске 16 мая 2014 года.

Функционируют на орбите и используются по целевому назначению Экспресс АМ7 и Экспресс-АМУ1 , построенные для ГПКС концерном Airbus D&S на базе платформы Eurostar 3000.

Экспресс-АМУ2 также был заказан корпорации EADS Astrium, однако судьба заказа неясна.

Список запущенных спутников серии «Экспресс»

События

  • март 2021 года. Экспресс-80 и Экспресс-103 введены в коммерческую эксплуатацию.
  • июль 2020 года. Состоялся пуск РН «Протон-М» со спутниками Экспресс-80 и Экспресс-103. После отделения от разгонного блока спутники выведены на суперсинхронную орбиту, довыведение в рабочую точку на геостационарной орбите будет осуществляться в течение 160 дней собственными электрореактивными двигателями аппаратов.
  • февраль 2020 года. Спутники Экспресс-80 и Экспресс-103 доставлены на космодром Байконур. Запуск планировалось осуществить в марте, но он был отложен на неопределенный срок из-за обнаруженных в ракете-носителе бракованных комплектующих.
  • август 2018 года. Подписан договор между ГПКС и ИСС на создание спутников Экспресс-АМУ3 и Экспресс-АМУ7. Полезная нагрузка для спутников будет поставлена компанией Thales Alenia Space Italy.
  • июнь 2018 года. ГПКС объявило повторный конкурс на создание аппаратов Экспресс-АМУ3 и Экспресс-АМУ7. Облик заказываемых аппаратов был изменён, предположительно из-за отказа от C-диапазона на новых спутниках.
  • май 2016 года. Компания «ИСС имени Решетнева» выиграла конкурс на изготовление спутников Экспресс-80 и Экспресс-103.
  • февраль 2016 года. Введен в эксплуатацию Экспресс-АМУ1, запущенный в декабре 2015 года.
  • декабрь 2015 года. Введен в эксплуатацию Экспресс-АМ8, запущенный в сентябре 2015 года.
  • апрель 2015 года. Введен в эксплуатацию «Экспресс-АМ6», запущенный в октябре 2014 года..
  • апрель 2015 года. Введен в эксплуатацию Экспресс-АМ7, запущенный в марте 2015 года.
  • октябрь 2014 года. Запущен спутник «Экспресс-АМ6», после выведения фактические параметры орбиты отличаются от требуемых, но довыведение аппарата в точку стояния на ГСО будет осуществлено по запланированной схеме собственными электрореактивными двигателями спутника, за счет увеличения сроков выведения и расхода рабочего тела (ксенона).
  • октябрь 2014 года. Генеральный директор ГПКС Юрий Прохоров сообщил о планах развития группировки на 2018—2020 годы, согласно которым планируется вывести семь новых тяжелых спутников связи.
  • май 2014 года. Неудачный запуск Экспресс-АМ4Р. Спутник потерян из-за отказа третьей ступени ракеты-носителя.
  • апрель-май 2014 года. Введены в эксплуатацию Экспресс-АТ1 и Экспресс-АТ2, выведенные на орбиту один пуском «Протон-М» в марте 2013 года.
  • март 2014 года. Введен в эксплуатацию запущенный в декабре 2013 года «Экспресс-АМ5».
  • январь 2014 года. ГПКС назвала победителем тендера на создание Экспресс-АМУ2 европейскую компанию Astrium SAS, предложившую самую низкую цену в 4,8 млрд рублей и кратчайший срок изготовления и поставки спутника. Второй участник конкурса — ИСС имени Решетнева — посчитал результат конкурса несправедливым, подав иски в суд и в ФАС. В итоге решение об изготовлении Экспресс АМУ-2 так и не принято.
  • декабрь 2013 года. Запущен «Экспресс-АМ5». Впервые в отечественной практике довыведение аппарата на ГСО будет произведено собственными электрореактивными двигателями спутника.
  • октябрь 2013 года. ФГУП «Космическая связь» (ГПКС) объявило тендер на создание тяжелого спутника связи Экспресс-АМУ2.
  • январь 2013 года. Компания EADS Astrium выиграла конкурс на изготовление, поставку, выведение на орбиту, проведение испытаний на орбите, сдачу в эксплуатацию и поддержку на орбите космического аппарата Экспресс-АМУ1, стоимость контракта 6,23 млрд рублей.
  • ноябрь 2012 года. ФГУП «Космическая связь» объявило открытый конкурс на право заключения договора на изготовление, поставку, выведение на орбиту, проведение испытаний на орбите, сдачу в эксплуатацию и поддержку на орбите космического аппарата Экспресс-АМУ1.
  • август 2012 года. Спутник Экспресс МД2 в результате аварии разгонного блока Бриз-М был доставлен на нерасчётную орбиту и не может быть использован по назначению.
  • март 2012 года. ФГУП «Космическая связь» и крупнейшая европейская компания EADS Astrium подписали контракты на изготовление двух спутников Экспресс-АМ4R и Экспресс-АМ7. Эти тяжелые космические аппараты планируется вывести на орбиту в 2014 году в позиции 80 и 40 градусов в. д. соответственно.
  • март 2012 года. Спутник Экспресс-АМ4, выведенный в августе 2011 года на нерасчетную орбиту, затоплен в Тихом океане.
  • август 2011 года. Неудачный запуск Экспресс-АМ4. Спутник потерян из-за отказа разгонного блока Бриз-М.
  • сентябрь 2010 года. ФГУП «Космическая связь» заключил договоры с ОАО «ИСС» имени академика М. Ф. Решетнёва" и французским подразделением компании Thales Alenia Space на создание трех космических аппаратов: двух спутников непосредственного вещания — Экспресс-АТ1 и Экспресс-АТ2, а также спутника связи и вещания Экспресс-АМ8. Запуск Экспресс-АТ1 и Экспресс-АТ2 запланирован на конец 2012 года, Экспресс-АМ8 — на 2013 год.
  • май 2009 года. Опубликованы результаты открытого конкурса на проектирование, разработку и изготовление спутников «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6». Победителем признано ОАО «ИСС» имени академика М. Ф. Решетнёва".
  • май 2009 года. Введены в эксплуатацию спутники «Экспресс-АМ44» и «Экспресс-МД1», выведенные на орбиту одним пуском в феврале 2009 года.
  • август 2008 года. ФГУП «Космическая связь» отложило запуск сданного изготовителем в июле спутника «Экспресс-АМ44» на ноябрь-декабрь в связи с тем, что ФГУП «ГКНПЦ им М. В. Хруничева» не завершил создание «Экспресс-МД1» в срок; решение о позиционировании будет принято ГПКС не ранее конца сентября 2008 года.
  • апрель 2008 года. Введен в эксплуатацию «Экспресс-АМ33», запущенный в январе 2008 года.

  • Ямал (космический аппарат)
  • Rocket Lab
  • Венера-экспресс
  • Рейн-Зиг-Экспресс
  • «ЭКСПРЕСС-ВОЛГА БАНК»

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования