Як-54


Як-54 — учебно-тренировочный двухместный самолёт Як-54 разработан в ОКБ имени А. С. Яковлева на базе пилотажного Як-55М в 1993 году. Предназначен для подготовки лётчиков-спортсменов, обучения высшему пилотажу и участия в соревнованиях по самолётному спорту.

Як-54 поставляется на экспорт в Австралию, Великобританию, Словакию, США.

История и разработка

Як-54 разработан в ОКБ Яковлева в 1993 году для замены Як-52. В конце 1970-х годов в моду вошла энергичная воздушная акробатика — скоростные угловые вращения и наш Як-50 значительно уступал по техническим свойствам зарубежным спортивным самолётам. Реальность требовала модернизации имеющихся самолётов или создания новых. Основная проблема наших самолётов упирается в двигатель. Зарубежные самолёты были укомплектованы лёгкими, мощными и компактными двигателями. Наш двигатель М-14П, мощностью 360 л. с., с большим миделем был слишком тяжёлым для учебно-тренировочных и спортивных самолётов. С таким двигателем и был построен Як-54.

Самолёт Як-54 был спроектирован на базе одноместного спортивно-акробатического самолёта Як-55М. Главному конструктору Д. Драгу удалось существенно снизить вес машины путем новой компоновки кабины, применением шасси с пустотелыми рессорами, уменьшением веса бортового оборудования.

Радиоуправляемая модель Як-54

Конструктивные особенности

Як-54 — моноплан со среднерасположенным крылом и трёхопорным неубирающимся шасси с хвостовым колесом. Самолёт предназначен для подготовки лётчиков-спортсменов, обучения высшему пилотажу и участия в соревнованиях по самолётному спорту.

Самолёт оборудован двухместной кабиной с тандемным расположением кресел. В первой кабине рабочее место лётчика-инструктора, во второй курсанта. При выполнении полёта одним лётчиком, управление самолётом осуществляется только из второй кабины.

На Як-54 впервые установили систему управления элеронами, позволяющую регулировать скорость самолёта путем изменения углов установки элеронов. Устройство обеспечивало состояние «зависания» самолёта в воздухе, в результате выполнение пилотажных фигур проходило без потери высоты. Также можно было уменьшить скорость при посадке, сократив пробег. В обшивке фюзеляжа снизу предусмотрен остекленный люк для визуальной ориентировки пилотов над местностью.

Фюзеляж - цельнометаллический полумонокок.

Шасси - рессорное, неубирающееся, с третьей опорой в хвосте.

Два кресла с комплектами спасательных парашютов

Силовая установка - четырёхтактный, поршневой с воздушным охлаждением двигатель М-14П, мощностью 360 л. с. Воздушный винт трёхлопастный, тянущий, изменяемого шага. Диаметр винта 2,5 м.

Модификации самолёта

Тактико-технические характеристики Як-54

Технические характеристики

  • Экипаж: 1-2 человек(а)
  • Длина: 6,92 м
  • Размах крыла: 8,16 м
  • Площадь крыла: 12,89 м²
  • Масса
    • Пустого: 754 кг
    • Нормальная взлётная: 990 кг
    • Максимальная взлётная: 1087 кг
    • Топлива: 90 (пилотажный) +90 (перегоночный)
  • Двигатели: 1 ПД М-14Х
  • Мощность: 1×360 л. с.

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость по прибору: 415 км/ч
  • Скорость пилотирования: 360 км/ч
  • Посадочная скорость: 135 км/ч
  • Скорость сваливания: 110 км/ч
  • Максимальная скорость вращения вокруг продольной оси: 6 рад/с
  • Максимальная скороподъёмность: 15 м/с
  • Практическая дальность полёта: 700 км
  • Практический потолок: 4000 м
  • Длина разбега: 170 м
  • Длина пробега: 460 м
  • Назначенный ресурс: 3000 часов
  • Макс. допустимая положительная перегрузка: 9 G
  • Макс. допустимая отрицательная перегрузка: 7 G

  • Blackburn Baffin
  • Dassault Mystère
  • Королевские военно-воздушные силы Омана
  • Focke-Wulf Fw 44
  • IMAM Ro.37

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования