Жертва (шахматы)

21-04-2021, 01:25

Жертва — неэквивалентный размен, отдача какого-либо материала (пешки, фигуры, нескольких фигур) для получения решающего или позиционного преимущества, для объявления мата или сведения игры вничью. Жертва может также иметь целью захват или перехват инициативы, получение компенсации в виде контроля над центром или ключевыми полями и т. п.

Типы жертв

По корректности:

  • Жертва корректная — обоснованная, правильная, оправдывающая себя даже при наилучшей защите.
  • Жертва некорректная (блеф) — жертва, рассчитанная на ошибки защищающейся стороны, на цейтнот и т. п., то есть имеющая достаточно очевидное опровержение.
  • По форме:

  • Активные — жертвы, принятие которых неизбежно.
  • Пассивные — жертвы, которые соперник может и не принять.
  • По величине:

  • Жертвы пешек.
  • Жертвы фигур:
    • Полные — фигура отдаётся полностью.
    • Частичные — частично компенсируется.
      • Частичная жертва лёгкой фигуры — компенсация в виде пешек.
      • Частичная жертва тяжёлой фигуры — жертва возмещена или лёгкими фигурами, или лёгкой фигурой с пешками.

    Если при полных жертвах разность между количеством собственных фигур и количеством фигур соперника всегда уменьшается, то при частичных жертвах — возможно также её увеличение. Особенный тип жертвы по величине — жертва качества.

    По цели:

    1. Мнимые (комбинационные) — материал отдаётся на определённое время. Мнимые жертвы не связаны с риском, так как в результате произведённой комбинации атакующая сторона ставит мат противнику, или с выгодой отыгрывает пожертвованный материал. Таким образом, подобная жертва рассматривается более как тактический приём, чем сама по себе жертва.
    • Позиционная жертва приводит к отыгрышу пожертвованного материала с улучшением позиции.
    • Результативная жертва увеличивает с избытком возвращённый пожертвованный материал.
    • Матовая жертва ведёт к мату или к решающему выигрышу материала из-за угрозы мата.
    2. Реальные — материал отдаётся на неопределённое время. Атакующая сторона не может рассчитать все варианты, связанные с жертвой. Она лишь оценивает последствия самой жертвы. Так получив некое динамическое преимущество взамен материальному, атакующая сторона пытается реализовать его обратно в материальное. И при благополучном развитии событий на доске возвращает отданный материал. Однако при менее благоприятном стечении обстоятельств материал остаётся у защищающейся стороны, а вместе с ним к защищающейся стороне переходит и инициатива в игре. В этом и заключается риск реальной жертвы, который всегда ей свойственен. В сравнении с мнимыми жертвами, реальные тяжелее исследовать: если цели мнимых жертв совершенно очевидны, то в случае реальных жертв они могут быть лишь смутно предвидены. Рудольф Шпильман подразделял реальные жертвы на следующие:
    • Развивающая жертва способствует максимальному ускорению развития. К ней относятся все гамбиты. Как правило, её цель — захват центра. При этом всегда такая жертва происходит в начале игры, когда фигуры ещё не развиты. Обычно жертвуют пешки, но встречаются и жертвы фигур, как, например, в гамбите Муцио.
    • Тормозящая жертва также встречается до окончания обоюдного развития. Её цель — за счёт замедления развития противника достигнуть преимущества в развитии.
    • Препятствующая жертва воспрепятствует рокировке соперника. Главным образом, атакующая сторона желает оставить короля противника в центре и открыть центральные линии для тяжёлых фигур.
    • Линейная жертва используется для открытия горизонталей и вертикалей ладьям.
    • Освобождающая жертва производится с целью перевода фигуры на лучшее место. Обычно для такого манёвра не требуется жертвовать значительным материалом.
    • Отвлекающая жертва отвлекает фигуры соперника от главного пункта борьбы. Например, атакующая сторона отвлекает фигуры соперника на ферзевый фланг, чтобы беспрепятственно вести атаку на королевском. Подобная жертва типична для миттельшпиля.
    • Жертва против позиции рокировки уничтожает защиту вокруг короля. Она проводится против фланговых пешек: «a»-«b»-«c» и «f»-«g»-«h».
    • Преследующая жертва заставляет короля соперника выйти на середину доски, где он подвергается всевозможным опасностям.

    Леонид Шамкович разделял реальные жертвы на:

    • Динамические — реальные жертвы, по характеру борьбы близкие к мнимым.
    • Позиционные — жертвы с позиционными мотивами. Наиболее яркие из позиционных жертв — стратегические.
      • Стратегические — жертвы, почти лишённые динамики, комбинационного содержания.

    Также в шахматной литературе встречаются такие типы жертв как: гамбитная и интуитивная (творческая). Первую жертву, как было написано выше, Шпильман относил к развивающим, вторую Шамкович — к динамическим.

    Примеры

    Активная и пассивная жертвы

    5. Kg5 — пассивная жертва. 5... h6 6. K:f7 — активная жертва.

    В гамбите Альгайера встречаются два типа жертв:

    1. e4 e5 2. f4 ef 3. Kf3 g5 4. h4 g4 5. Kg5

    Пассивная жертва за белых. У чёрных есть возможность как принять её, сыграв 5… h6 с выигрышем коня, так и отклонить 5… Kf6.

    5… h6 6. K:f7

    Активная жертва белых. Чёрные вынуждены её принимать, так как не имеют лучшего варианта.

    Мнимые жертвы

    Позиционная жертва

    Позиционная жертва Белым выгодно временно пожертвовать коня 4. K:e5, так как после 4... K:e5 5. d4 они отыгрывают фигуру и улучшают свою позицию.

    После ходов

    1. e4 e5 2. Kf3 Kc6 3. Kc3 Cc5

    белые жертвуют коня:

    4. K:e5 K:e5 5. d4

    Вилка. Вместе с отыгрышем фигуры они улучшают свою позицию.

    Результативная жертва

    Результативная жертва Белые проводят комбинацию с жертвой слона и выигрышем пешки 8. С:f7+ Kp:f7 9. K:e5+ и 10. Ф:d4.

    Примером результативной жертвы служит следующий вариант испанской партии:

    1. e4 e5 2. Kf3 Kc6 3. Cb5 a6 4. Ca4 Kf6 5. 0-0 Ce7 6. d4 b5 7. Cb3

    Вместо естественного 7… d6 чёрные играют

    7… K:d4?

    После чего следует жертва:

    8. C:f7+ Kp: f7 9. K:e5+

    На любое отступление чёрного короля белый ферзь берёт беззащитного чёрного коня:

    10. Ф:d4

    Матовая жертва

    Матовая жертва 7. K:e5! Если чёрные побьют ферзя, то последует мат 7... С:d1 8. C:f7+ Kpe7 9. Kd5# В ином случае они несут существенные материальные потери. 1. е4 e5 2. Kf3 d6 3. Cc4 h6 4. Kc3 Kc6 5. d4 Cg4 6. de K:e5?

    Чёрные связывают белого коня f3, однако забывают о схожести сложившийся позиции с матом Легаля.

    7. K:e5!

    Если чёрные побьют ферзя, то последует мат:

    7… С:d1 8. C:f7+ Kpe7 9. Kd5#

    В ином случае они несут существенные материальные потери.

    Реальные жертвы

    Развивающая жертва

    В партии Шорис — Шпильман белые угрожает разменять слона на коня е4 с последующим выигрышем пешки. Простейшим ответом было бы 12… Cf5. Однако напрашивается жертва пешки.

    12… f5 13. ef Ф:f6 14. C:e4 de 15. Ф:e4 Сb3!

    За пешку чёрные получили позиционное преимущество: у белых разменян их сильный слон, обнажён белый ферзь, у чёрных появилось преимущество двух слонов, для чёрных ладей открылись линии «е» и «f».

    Тормозящая жертва

    Разыгрывая в защите Алёхина,

    1. e4 Kf6 2. Kc3 d5 3. e5 Kfd7

    у белых появляется возможность жертвой пешки затормозить развитие чёрных фигур:

    4. e6 fe 5. d4

    Последствиями отданной королевской пешки также стали вскрытие линии «е» с возможным давлением по ней со стороны белых ладей и потенциальное занятие конём форпоста на е5.

    Препятствующая жертва

    В третьей партии матча за звание чемпиона мира по шахматам 1896 года Стейниц — Ласкер белые пошли на риск, пожертвовав фигуру, чтобы оставить чёрного короля в центре.

    10. Са3

    Последовало

    10… dc 11. Лe1

    Возникает неприятная связка. Чтобы спасти коня, чёрные должны играть 11… f5. Тогда возможно продолжение 12. Kd2 Kpf7 13. K:e4 fe 14. Л:e4 с грозной атакой за белых. Ласкер решил не рисковать:

    11… Сe6 12. Л:e4

    Это привело к тому, что белые отыграли пожертвованный материал, а чёрные сумели провести вместо короткой длинную рокировку.

    Линейная жертва

    Во французской защите

    1. e4 e6 2. d4 d5 3. Kc3 Kf6 4. Cg5 Ce7 5. e5 Kfd7

    у белых появляется возможность спровоцировать чёрных на жертву пешки для того, чтобы открыть линию «h»

    6. h4

    Это пассивная жертва и её чёрные могут как принять 6… С:g5 7. hg Ф:g5 и белые получают давление по линии «h», так и отклонить (например, 6… 0-0), но тогда белый слон g5 по-прежнему связывает ферзя, а пешка h в дальнейшем может способствовать атакам белых на королевском фланге.

    Освобождающая жертва

    В одном из вариантов защиты двух коней возникла позиция, показанная на диаграмме. Чтобы вскрыть позицию, пока белый король в центре, чёрные жертвуют пешку:

    11… е3 12. С:e3 C:e3 13. fe Ke4

    На освободившееся от пожертвованной пешки поле ходит конь, сковывая позицию белых. Помимо этого, открывается для вторжения чёрного ферзя диагональ е1-h4. Теперь цена рокировки для белых — потеря качества: 14. 0-0 Kg3 и 14… К:f1.

    Отвлекающая жертва

    В партии Шпильман — Форгач 1910 года белые хотят провести манёвр 17. Kg5 и 18. Фh5 с сильной атакой, однако немедленный ход конём ничего бы не дал из-за 17…f6. После же

    17. d4 Ф:с3 18. Kg5

    чёрные не могут ходить 18…f6, так как последует 19. Фh5 и бить коня нельзя из-за 19. Фf7+ Kph8 20. Фf8+ Л:f8 21. Л:f8# Чёрный ферзь, защищавший поле f8, отвлечён от «театра военных действий» и атаку белых непросто отразить.

    Жертва против позиции рокировки

    В партии Шпильман — Деккер 1934 года после хода

    10… 0-0

    возникла позиция на диаграмме, в которой напрашивается типичная жертва слона на h7. Однако, если обычно она проходит в виде мнимой жертвы, то есть просчитывается до конца, то в данном случае такой расчёт невозможен. Тем не менее Шпильман решается на неё, так как во многом она продиктована беззащитностью королевского фланга чёрных.

    11. C:h7+ Kp: h7 12. Kg5+ Kpg8 13. Фd3!

    Белый ферзь проникает на поле h7 с d3 или с h3, если чёрные попробуют перекрыть диагональ b1-h7.

    13… Ле8 14. Фh7+ Крf8 15. Фh8+ Kpe7 16. Ф:g7

    В то время, как белые продолжают атаковать, они уже получили достаточную компенсацию за слона в виде двух пешек и вскоре их количество увеличится до 3-х за счёт пешки f7.

    Преследующая жертва

    Всего после трёх первых ходов

    1. е4 е5 2. Кс3 Сс5 3. Ка4

    Чёрные могут вывести белого короля в центр доски путём жертвы слона:

    3… C:f2+ 4. Kp: f2 Фh4+ 5. Kpe3

    На 5. g3 ферзь делает вилку коню и ладье 5… Ф:е4

    5… Фf4+ 6. Kpd3 d5

    В то время как в самом начале игры белым приходится решать сложную задачу по нахождению безопасного места для своего короля, у чёрных множество различных продолжений преследования короля.


  • Холмс, Джон Уэндел
  • Нарышкин, Борис Александрович
  • Геральдические фигуры
  • Нарышкин, Борис Александрович
  • Моавад, Рене

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования