Жертва (шахматы)
Жертва — неэквивалентный размен, отдача какого-либо материала (пешки, фигуры, нескольких фигур) для получения решающего или позиционного преимущества, для объявления мата или сведения игры вничью. Жертва может также иметь целью захват или перехват инициативы, получение компенсации в виде контроля над центром или ключевыми полями и т. п.
Типы жертв
По корректности:
По форме:
По величине:
- Полные — фигура отдаётся полностью.
- Частичные — частично компенсируется.
- Частичная жертва лёгкой фигуры — компенсация в виде пешек.
- Частичная жертва тяжёлой фигуры — жертва возмещена или лёгкими фигурами, или лёгкой фигурой с пешками.
Если при полных жертвах разность между количеством собственных фигур и количеством фигур соперника всегда уменьшается, то при частичных жертвах — возможно также её увеличение. Особенный тип жертвы по величине — жертва качества.
По цели:
1. Мнимые (комбинационные) — материал отдаётся на определённое время. Мнимые жертвы не связаны с риском, так как в результате произведённой комбинации атакующая сторона ставит мат противнику, или с выгодой отыгрывает пожертвованный материал. Таким образом, подобная жертва рассматривается более как тактический приём, чем сама по себе жертва.- Позиционная жертва приводит к отыгрышу пожертвованного материала с улучшением позиции.
- Результативная жертва увеличивает с избытком возвращённый пожертвованный материал.
- Матовая жертва ведёт к мату или к решающему выигрышу материала из-за угрозы мата.
- Развивающая жертва способствует максимальному ускорению развития. К ней относятся все гамбиты. Как правило, её цель — захват центра. При этом всегда такая жертва происходит в начале игры, когда фигуры ещё не развиты. Обычно жертвуют пешки, но встречаются и жертвы фигур, как, например, в гамбите Муцио.
- Тормозящая жертва также встречается до окончания обоюдного развития. Её цель — за счёт замедления развития противника достигнуть преимущества в развитии.
- Препятствующая жертва воспрепятствует рокировке соперника. Главным образом, атакующая сторона желает оставить короля противника в центре и открыть центральные линии для тяжёлых фигур.
- Линейная жертва используется для открытия горизонталей и вертикалей ладьям.
- Освобождающая жертва производится с целью перевода фигуры на лучшее место. Обычно для такого манёвра не требуется жертвовать значительным материалом.
- Отвлекающая жертва отвлекает фигуры соперника от главного пункта борьбы. Например, атакующая сторона отвлекает фигуры соперника на ферзевый фланг, чтобы беспрепятственно вести атаку на королевском. Подобная жертва типична для миттельшпиля.
- Жертва против позиции рокировки уничтожает защиту вокруг короля. Она проводится против фланговых пешек: «a»-«b»-«c» и «f»-«g»-«h».
- Преследующая жертва заставляет короля соперника выйти на середину доски, где он подвергается всевозможным опасностям.
Леонид Шамкович разделял реальные жертвы на:
- Динамические — реальные жертвы, по характеру борьбы близкие к мнимым.
- Позиционные — жертвы с позиционными мотивами. Наиболее яркие из позиционных жертв — стратегические.
- Стратегические — жертвы, почти лишённые динамики, комбинационного содержания.
Также в шахматной литературе встречаются такие типы жертв как: гамбитная и интуитивная (творческая). Первую жертву, как было написано выше, Шпильман относил к развивающим, вторую Шамкович — к динамическим.
Примеры
Активная и пассивная жертвы
5. Kg5 — пассивная жертва. 5... h6 6. K:f7 — активная жертва.В гамбите Альгайера встречаются два типа жертв:
1. e4 e5 2. f4 ef 3. Kf3 g5 4. h4 g4 5. Kg5Пассивная жертва за белых. У чёрных есть возможность как принять её, сыграв 5… h6 с выигрышем коня, так и отклонить 5… Kf6.
5… h6 6. K:f7Активная жертва белых. Чёрные вынуждены её принимать, так как не имеют лучшего варианта.
Мнимые жертвы
Позиционная жертва
Позиционная жертва Белым выгодно временно пожертвовать коня 4. K:e5, так как после 4... K:e5 5. d4 они отыгрывают фигуру и улучшают свою позицию.После ходов
1. e4 e5 2. Kf3 Kc6 3. Kc3 Cc5белые жертвуют коня:
4. K:e5 K:e5 5. d4Вилка. Вместе с отыгрышем фигуры они улучшают свою позицию.
Результативная жертва
Результативная жертва Белые проводят комбинацию с жертвой слона и выигрышем пешки 8. С:f7+ Kp:f7 9. K:e5+ и 10. Ф:d4.Примером результативной жертвы служит следующий вариант испанской партии:
1. e4 e5 2. Kf3 Kc6 3. Cb5 a6 4. Ca4 Kf6 5. 0-0 Ce7 6. d4 b5 7. Cb3Вместо естественного 7… d6 чёрные играют
7… K:d4?После чего следует жертва:
8. C:f7+ Kp: f7 9. K:e5+На любое отступление чёрного короля белый ферзь берёт беззащитного чёрного коня:
10. Ф:d4Матовая жертва
Матовая жертва 7. K:e5! Если чёрные побьют ферзя, то последует мат 7... С:d1 8. C:f7+ Kpe7 9. Kd5# В ином случае они несут существенные материальные потери. 1. е4 e5 2. Kf3 d6 3. Cc4 h6 4. Kc3 Kc6 5. d4 Cg4 6. de K:e5?Чёрные связывают белого коня f3, однако забывают о схожести сложившийся позиции с матом Легаля.
7. K:e5!Если чёрные побьют ферзя, то последует мат:
7… С:d1 8. C:f7+ Kpe7 9. Kd5#В ином случае они несут существенные материальные потери.
Реальные жертвы
Развивающая жертва
В партии Шорис — Шпильман белые угрожает разменять слона на коня е4 с последующим выигрышем пешки. Простейшим ответом было бы 12… Cf5. Однако напрашивается жертва пешки.
12… f5 13. ef Ф:f6 14. C:e4 de 15. Ф:e4 Сb3!За пешку чёрные получили позиционное преимущество: у белых разменян их сильный слон, обнажён белый ферзь, у чёрных появилось преимущество двух слонов, для чёрных ладей открылись линии «е» и «f».
Тормозящая жертва
Разыгрывая в защите Алёхина,
1. e4 Kf6 2. Kc3 d5 3. e5 Kfd7у белых появляется возможность жертвой пешки затормозить развитие чёрных фигур:
4. e6 fe 5. d4Последствиями отданной королевской пешки также стали вскрытие линии «е» с возможным давлением по ней со стороны белых ладей и потенциальное занятие конём форпоста на е5.
Препятствующая жертва
В третьей партии матча за звание чемпиона мира по шахматам 1896 года Стейниц — Ласкер белые пошли на риск, пожертвовав фигуру, чтобы оставить чёрного короля в центре.
10. Са3Последовало
10… dc 11. Лe1Возникает неприятная связка. Чтобы спасти коня, чёрные должны играть 11… f5. Тогда возможно продолжение 12. Kd2 Kpf7 13. K:e4 fe 14. Л:e4 с грозной атакой за белых. Ласкер решил не рисковать:
11… Сe6 12. Л:e4Это привело к тому, что белые отыграли пожертвованный материал, а чёрные сумели провести вместо короткой длинную рокировку.
Линейная жертва
Во французской защите
1. e4 e6 2. d4 d5 3. Kc3 Kf6 4. Cg5 Ce7 5. e5 Kfd7у белых появляется возможность спровоцировать чёрных на жертву пешки для того, чтобы открыть линию «h»
6. h4Это пассивная жертва и её чёрные могут как принять 6… С:g5 7. hg Ф:g5 и белые получают давление по линии «h», так и отклонить (например, 6… 0-0), но тогда белый слон g5 по-прежнему связывает ферзя, а пешка h в дальнейшем может способствовать атакам белых на королевском фланге.
Освобождающая жертва
В одном из вариантов защиты двух коней возникла позиция, показанная на диаграмме. Чтобы вскрыть позицию, пока белый король в центре, чёрные жертвуют пешку:
11… е3 12. С:e3 C:e3 13. fe Ke4На освободившееся от пожертвованной пешки поле ходит конь, сковывая позицию белых. Помимо этого, открывается для вторжения чёрного ферзя диагональ е1-h4. Теперь цена рокировки для белых — потеря качества: 14. 0-0 Kg3 и 14… К:f1.
Отвлекающая жертва
В партии Шпильман — Форгач 1910 года белые хотят провести манёвр 17. Kg5 и 18. Фh5 с сильной атакой, однако немедленный ход конём ничего бы не дал из-за 17…f6. После же
17. d4 Ф:с3 18. Kg5чёрные не могут ходить 18…f6, так как последует 19. Фh5 и бить коня нельзя из-за 19. Фf7+ Kph8 20. Фf8+ Л:f8 21. Л:f8# Чёрный ферзь, защищавший поле f8, отвлечён от «театра военных действий» и атаку белых непросто отразить.
Жертва против позиции рокировки
В партии Шпильман — Деккер 1934 года после хода
10… 0-0возникла позиция на диаграмме, в которой напрашивается типичная жертва слона на h7. Однако, если обычно она проходит в виде мнимой жертвы, то есть просчитывается до конца, то в данном случае такой расчёт невозможен. Тем не менее Шпильман решается на неё, так как во многом она продиктована беззащитностью королевского фланга чёрных.
11. C:h7+ Kp: h7 12. Kg5+ Kpg8 13. Фd3!Белый ферзь проникает на поле h7 с d3 или с h3, если чёрные попробуют перекрыть диагональ b1-h7.
13… Ле8 14. Фh7+ Крf8 15. Фh8+ Kpe7 16. Ф:g7В то время, как белые продолжают атаковать, они уже получили достаточную компенсацию за слона в виде двух пешек и вскоре их количество увеличится до 3-х за счёт пешки f7.
Преследующая жертва
Всего после трёх первых ходов
1. е4 е5 2. Кс3 Сс5 3. Ка4Чёрные могут вывести белого короля в центр доски путём жертвы слона:
3… C:f2+ 4. Kp: f2 Фh4+ 5. Kpe3На 5. g3 ферзь делает вилку коню и ладье 5… Ф:е4
5… Фf4+ 6. Kpd3 d5В то время как в самом начале игры белым приходится решать сложную задачу по нахождению безопасного места для своего короля, у чёрных множество различных продолжений преследования короля.