Рифф (музыка)


Рифф (англ. riff, этимология неясна) в афроамериканской народной музыке и в некоторых видах профессиональной неакадемической музыки — остинатная мелодическая фраза и/или последовательность аккордов, выполняющая функцию краткого рефрена музыкальной пьесы. Характерно для афроамериканской культовой музыки (госпела с его респонсорной структурой), джаза и некоторых разновидностей рок-музыки. Изредка встречается также в других формах и жанрах неакадемической музыки, заимствующей элементы джазовой техники.

Краткая характеристика

Мелодические (также мелодико-гармонические) остинато использовались в академической музыке со времён Средних веков (колор в изоритмических мотетах), особенно часто — в музыке эпохи Возрождения (см. пассамеццо, романеска, фолия, Руджеро и др.), в музыке барокко (например, в Пассакалии c-moll И. С. Баха), в музыке венских классиков (мотив из начала Пятой симфонии Л. ван Бетховена) и т. п. В XX веке рифф как специфически джазовое клише чаще всего функционирует как рефрен в коллективных формах музицирования (в джаз-ансамбле и джаз-оркестре), и восходит, как считается, не к академической технике композиции, а к респонсорному афроамериканскому госпелу.

В джазе c 1930-х гг. риффы используются многообразно, например, в виде переклички инструментальных групп (тема vs. рифф), в виде рефрена, периодически прерывающего импровизацию, или как облигатная фраза в аккомпанементе, с характерной перегармонизацией при повторе. Впервые широкое распространение риффы получили в джаз-бандах в так называемую эпоху свинга. Яркий пример облигатных риффов — блюз «One o’clock jump» в аранжировке Каунта Бейси: в конце пьесы оркестровые группы тромбонов, труб и саксофонов контрапунктом исполняют три разных риффа (в записи 1943 г. начиная с 2’22; см. в разделе «Ссылки»). Многочисленны примеры риффов в оркестровых аранжировках Томми Дорси, Бенни Гудмена, Дюка Эллингтона, Гленна Миллера и т. п.

Из джаза риффы перекочевали в некоторые формы рок-музыки, например, гитарные риффы (часто дублированные электроорганом) стали характерной чертой хард-рока в его реализации группой Deep Purple («Smoke on the Water», «Rat bat blue», «Sail away», «Lady double dealer», и мн. др.). Гитарные риффы практиковали и другие рок-группы, как например, в популярной песне «Kashmir» (группы Led Zeppelin), где «ориентальный» эффект создаётся сочетанием простого хроматического мотива (a-b-h-c1-d1) с органным пунктом на тонике (d).


  • Парис, Ален
  • Космическая музыка
  • Юмореска (музыка)
  • Месса-пародия
  • Беляев, Виктор Михайлович

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования