Олимпик (судно)


«Олимпик» (англ. Olympic) — трансатлантический лайнер компании «White Star Line», первый из серии трёх лайнеров класса «Олимпик», двумя другими кораблями были «Титаник» и «Британник». Все три судна задумывались как конкуренты «Лузитании» и «Мавритании», принадлежавших компании «Cunard Line». При строительстве получил номер 400.

Судно «Олимпик» — единственный из трёх лайнеров-близнецов этого класса, который проработал много лет и был списан и разобран по причине износа, тогда как «Титаник» затонул из-за столкновения с айсбергом в первом же плавании, а «Британник» (первоначально носил название «Гигантик»), переоборудованный в плавучий госпиталь, подорвался на мине, выставленной немецкой подлодкой U-73 в ходе Первой мировой войны, в ноябре 1916 года.

Предпосылки к созданию

В 1897 году Германия нанесла удар по британскому судостроению. Новый быстроходный лайнер «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» со скоростью в 22,5 узла завладел «Голубой Лентой Атлантики». В 1901 году «White Star Line» всё ещё владела 21 000-тонным «Селтиком», то есть самым большим судном в мире. «Cunard Line» не располагала кораблями больше судов «White Star Line» или быстрее немецких.

Была ещё одна проблема: финансовая. У «Кунард Лайн» не было достаточно денег для постройки больших и быстрых судов. Они должны были обратиться к британскому правительству за ссудой, чтобы построить не один, а два огромных лайнера, которые превзойдут и немцев, и «Уайт Стар Лайн». Правительство согласилось при условии, что оба корабля можно будет переоборудовать во вспомогательные крейсера в случае войны. Этими лайнерами стали «Лузитания» и «Мавритания». Эти два судна стали самыми быстрыми и большими, оставив позади «Уайт Стар Лайн» и немцев.

В 1901 году «Уайт Стар Лайн» была куплена американской компанией «IMM» с Пирпонтом Морганом во главе. Намерение Моргана состояло в том, чтобы создать монополию на Североатлантическом пути. После «Уайт Стар Лайн» он хотел купить и «Кунард Лайн», но это оказалось невозможным, так как «Кунард Лайн» финансировалась правительством.

С тех пор, как «Уайт Стар Лайн» построили свой «Океаник», они заказывали суда ирландской судоверфи «Harland and Wolff», в Белфасте. У них был договор, что «Уайт Стар Лайн» будет строить все свои суда в Белфасте, при условии, что «Harland and Wolff» не будут строить суда для других пароходств.

Проект, строительство

Строительство «Олимпика».

В 1907 году председатель «Harland and Wolff» Уильям Пирри и директор «Уайт Стар Лайн» Брюс Исмей обедали в особняке лорда Пирри. Во время этого обеда было решено, как превзойти «Кунард Лайн». Первоначально Пирри и Исмей планировали постройку двух больших лайнеров с тремя трубами, которые превосходили бы суда «Кунард Лайн» и в скорости, и в размере.

Однако всё изменилось. Пара лайнеров превратилась в тройку. Три трубы были заменены четырьмя, для красоты, веры пассажиров, что судно с четырьмя трубами больше. Каждое судно имело бы водоизмещение на 15 000 тонн, то есть, в полтора раза, больше «Мавритании», иначе говоря, новые суда «Уайт Стар Лайн» становились самыми большими в мире. При тоннаже в 45 000 тонн было бы слишком дорого оснащать суда двигателями, способными отобрать «Голубую Ленту Атлантики», так что изюминкой этих трёх лайнеров предполагалась невиданная доселе роскошь. Сперва планировалось, что главной особенностью новых кораблей станет трёхсветный обеденный зал, немного позже наиболее роскошным местом была избрана главная лестница первого класса.

Ещё одной особенностью, которой обладали судна класса «Олимпик», должна была стать их безопасность. Пароходства инвестировали много денег в разработку новых систем безопасности. «Олимпик» и «Титаник» декларировались как «непотопляемые»: это не эпитет, а утверждение, например, авторитетного ежеквартального британского журнала «Судостроитель». Непотопляемость обеспечивалась водонепроницаемыми отсеками и герметичными дверями в переборках, которые, в случае аварии, можно было быстро закрыть с мостика. Также судно могло оставаться на плаву с передними четырьмя затопленными отсеками (причём такие масштабные повреждения, особенно в мирное время, считались крайне маловероятными).

Одной из проблем была силовая установка. Консерваторы из «Уайт Стар Лайн» предлагали сделать суда двухвинтовыми с двумя паровыми машинами, в то время как другие предложили новый тип двигателей, которые состояли из двух четырёхцилиндровых паровых машин тройного расширения, работающих на два внешних винта, и турбину, работавшую на отработанном паре поршневых машин, ввращающую центральный винт. Здесь поступили, как в своё время «Кунард Лайн» с «Каронией» и «Карманией»: купили два судна. Одно со старым типом двигателей — «Мегантик», а другое с новым — «Лаурентик». Два судна были почти идентичными и имели тоннаж в 15 000 тонн брутто, и после того, как некоторое время спустя, в 1909 году, «Лаурентик» показал себя и быстрее, и экономичнее, машины для новых гигантов «Уайт Стар Лайн» были выбраны.

16 декабря 1908 года был заложен киль нового лайнера.

В отличие от «Кунард Лайн» и других пароходств, «Уайт Стар Лайн» не держала имена судов в тайне до спуска на воду. Как только объявили о строительстве, все могли увидеть на табличке имя нового судна — «Олимпик».

Корпус «Олимпика» был 269 метров в длину, имел 16 водонепроницаемых отсеков, 29 котлов, гигантские двигатели, вместе с турбиной, вырабатывали мощность примерно в 50 000 л. с., чтобы вести судно на скорости в 23 узла (42,5 км/ч).

Спуск на воду, испытания

Спуск на воду «Олимпика»

Запланированной датой спуска судна на воду была осень 1910 года, но ни в Саутгемптоне, ни в Нью-Йорке портовые управления не стремились модернизировать порты, чтобы позволить лайнерам класса «Олимпик» пришвартоваться. Они хотели бы, чтобы за подобную модернизацию заплатила White Star Line, но, в конце концов, дноуглубительные работы были произведены. К осени 1910 года корпус «Олимпика» был обшит и готов к спуску. Окраска в белый цвет позволяла корпусу наилучшим образом выглядеть на фотографиях, которые будут размещены в прессе после церемонии.

В четверг 20 октября 1910 года в 11:00, в присутствии Брюса Исмея, лорда Пирри, лорд-мэра Белфаста и огромной толпы, «Олимпик» был готов покинуть свои стапеля. Примерно 23 тонны масла и мыла было использовано для облегчения спуска. «Олимпик» вошел в воду через 62 секунды и развил скорость в 12,5 узлов. Началась достройка на плаву. Для строительства «Олимпика» был заказан специальный кран большой грузоподъёмности.

1 апреля 1911 года «Олимпик» поставили в сухой док, где оснастили винтами.

Во время строительства «Олимпика» и «Титаника» «Уайт Стар Лайн» заказала ещё два маленьких судна, которые бы обслуживали лайнеры в порту Шербура, так как ввиду своих размеров сами гиганты были не в состоянии пришвартоваться там. Эти суда назвали «Номадик» и «Трафик». «Номадик» перевозил пассажиров первого и второго классов, а «Трафик» — третьего.

«Олимпик» на испытаниях в 1911 году

«Олимпик» был закончен 29 мая 1911 года и подготовлен к ходовым испытаниям. Результаты испытаний превзошли все ожидания: судно, как оказалось, могло развивать скорость на пол-узла выше договорной (23 узла). Испытания заняли два дня, и последний день испытаний стал также днём спуска на воду «Титаника».

По традиции, после окончания всех испытаний, «Олимпик» прибыл в Ливерпуль для публичного показа. Хотя портом отправления «Олимпика» был Саутгемптон, портом приписки всех трёх лайнеров оставался Ливерпуль. 1 июня «Олимпик» покинул Ливерпуль и отправился в Саутгемптон, который был его отправной точкой в первом плавании. В этом порту его посетили тысячи людей, которые, так же как ливерпульцы, были восхищены размерами и роскошью лайнера.

После того, как «Олимпик» был поставлен на якорь в Саутгемптоне, 3 июня он стал принимать бельё, посуду, грузы. Первое плавание было намечено на 14 июня, но забастовка портовых рабочих, казалось, не позволит ему выйти вовремя. Но с помощью шахтёров уголь погрузили, и лайнер был готов.

Интерьеры

Первый класс

Интерьеры «Олимпика», в отличие от немецких кораблей, не были столь пафосны, умеренность и изящество делали их привлекательными. И хотя обеденный зал располагался на одной палубе (а не занимал пространство трёх, как это предлагалось изначально), это было самое большое в мире помещение на судне, простиравшееся во всю его ширину от борта до борта и способное вместить одновременно 532 человека. Отделка его была в стиле времён династии Стюартов. Другим роскошным помещением был курительный зал первого класса, отделанный в тёмных тонах, с удобными креслами и обтянутыми зелёной тканью карточными столами. Также привлекала внимание приёмная на палубе D, смежная с носовой парадной лестницей. К услугам пассажиров первого класса были турецкая баня, гимнастический зал на шлюпочной палубе, корт для игры в сквош и бассейн. Для большего комфорта пассажиры могли не ходить по лестнице, а перемещаться между палубами на лифте. Пассажиры первого класса могли гулять на основных прогулочных палубах: шлюпочной палубе, на палубе A и застеклённом променаде на палубе B.

Второй класс

По сравнению с большинством других лайнеров, не только пассажиры первого класса были устроены с роскошью и комфортом. О втором классе нередко отзывались как о равноценном первому классу на других судах. Столовая была обставлена в раннем английском стиле и могла разместить примерно 400 человек. Курительная была также сделана в британском стиле с тёмной деревянной обшивкой. Каюты тоже выглядели очень привлекательно. Пассажиры второго класса могли гулять по шлюпочной палубе, которая была предназначена для первого и второго класса, и по кормовой части палубы В.

Третий класс

Каюта третьего класса

Третий класс был намного лучше и удобней третьего класса на других пароходах, что в целом характерно для «Уайт Стар лайн» — на их судах, начиная с «Океаника», помещения третьего класса хорошо освещались и вентилировались. На судах 1900-х было нормально, чтобы пассажиры третьего класса спали в общем кубрике, а пассажир третьего класса «Олимпика» жил в каюте, хотя и делил её с тремя другими пассажирами. Третьему классу были предоставлены и некоторые развлечения. Мужчины имели доступ к весьма большой курительной, расположенной на палубе С в корме. Стена к стене она стояла с идентичным общим залом третьего класса.

Первый рейс

В среду, 14 июня 1911 года, в 12:00 «Олимпик» отдал швартовы и отчалил из океанского дока, направившись к своей первой остановке — Шербуру. 15 июня он посетил Квинстаун, а потом направился в Нью-Йорк. Его капитаном был Эдвард Джон Смит, самый опытный капитан «Уайт Стар Лайн». Также на борту был Брюс Исмей, который смотрел, что можно было бы улучшить. Он. например, заметил, что променад первого класса на палубе B практически не использовался, и предложил убрать его на «Титанике», заменив расширенными каютами первого класса. В добавление к этому, открытая область променада на палубе A сильно забрызгивалась в непогоду, и Исмей предложил остеклить переднюю часть променада на «Титанике». В четверг 22 июня «Олимпик» причалил к пирсу 59 в Нью-Йорке.

Происшествия

Первое происшествие с «Олимпиком» произошло в Нью-Йорке, когда 187-тонный портовый буксир затянуло под «Олимпик». Корма маленького судна была сильно повреждена, а «Олимпик» отделался лишь царапинами. 28 июня 1911 года «Олимпик» был готов к отправке в Саутгемптон.

Во время рейса «Олимпика» из США в Великобританию 28 июня 1911 года, сразу после отправления от 59 пирса, было обнаружено, что один из пассажиров забыл свои очки. Новая пара очков была срочно изготовлена, и известный авиатор Томми Сопвич, один из первопроходцев авиации, поднялся в воздух вместе с этими очками. Всё это происходило на виду сотен репортёров и обычных жителей Нью-Йорка. Эта сцена была запланирована заранее: предполагалось, что это привлечет ещё больший интерес к «Олимпику». Сброшенная с борта самолета посылка пролетела мимо и упала в море.

24 февраля 1912 года лайнер потерял лопасть винта на пути в Англию. Снова, как после инцидента с «Хоуком». «Олимпик» должен был вернуться в Белфаст для ремонта, и первое плавание «Титаника» в связи с этим отсрочено. На сей раз первое плавание «Титаника» было перенесено на 10 апреля 1912 года.

Инцидент с крейсером «Хоук»

Повреждения «Олимпика» и «Хоука» «Олимпик» (слева) и «Титаник» (справа) в Белфасте 6 марта 1912 года. «Олимпик» вновь на ремонте.

20 сентября 1911 года «Олимпик» шёл по фарватеру из Саутгемптона к острову Уайт, чтобы, повернув у мыса Иджипт, выйти через Спитхедский рейд и совершить очередной рейс через Атлантику.

Офицеры лайнера хорошо знали фарватер, но были приняты меры предосторожности. Они заняли места наблюдателей: помощник капитана Уайльд находился на носу, первый офицер Мердок — на корме, второй офицер — в «вороньем гнезде» фок-мачты. Капитан лайнера Смит стоял рядом с рулевым, но не командовал, судно вёл лоцман.

В 12:37 «Олимпик» повернул на юго-запад. В этот момент все, кто был на мостике, обратили внимание на серый двухтрубный крейсер «Хоук», который, находясь в 3,1 мили за кормой «Олимпика», тоже направлялся к Спитхеду. В Спитхеде располагалась база Британского королевского флота.

Прошло ещё три минуты. По команде лоцмана лайнер медленно начал поворачивать влево, огибая буй Торн-Нол. Скорость «Олимпика» была значительной, и капитан Смит решил помочь рулю машиной: левая остановилась, а затем заработала «полный назад». Одновременно сирена лайнера издала два коротких свистка.

Поднявшись на ходовой мостик, командир крейсера «Хоук» командор Блант сразу же заметил два облачка, сорвавшихся с трубы лайнера. «Олимпик» стал разворачиваться.

В 12:43 лайнер обогнул буй, и левая машина заработала «полный вперёд». Скорость судна стала возрастать.

«Хоук» в то время обогнул мыс Иджипт и шёл со скоростью 15 узлов. Курсы «Хоука» и «Олимпика» сходились под углом 15°. Сначала крейсер медленно нагонял лайнер, и оба корабля шли наравне, но, когда «Олимпик» увеличил ход, «Хоук» стал отставать.

Один из пассажиров лайнера, полковник Уайт, с палубы «Олимпика» с интересом разглядывал весь «Хоук». Тогда «Олимпик» шёл курсом 79°, а «Хоук» — 86°, приближаясь к мысу Ист-Коуис.

Внезапно «Хоук» резко вильнул влево и бросился на лайнер. Уайт перегнулся через релинг и посмотрел за корму — кильватерный след пассажирского судна был идеально прямым, через несколько секунд нос крейсера скрылся под кормовым развалом «Олимпика». Все ощутили лёгкий толчок. Корабли столкнулись.

Сразу же после происшествия оба капитана велели задраить водонепроницаемые двери и определить повреждения. В правом борту «Олимпика», примерно в 21 м от кормы, была 14-метровая пробоина, которая, впрочем, ничем не угрожала судну. Было повреждено лишь два отсека. Убедившись в этом, капитан Смит отвёл лайнер в залив Осбори. Там пассажиров пересадили на небольшой пароход, а пострадавший «Олимпик» ушёл на ремонт.

«Хоук» пострадал больше. Его длинный нос с выступающим форштевнем свернуло набок, часть обшивки сорвало, но переборки выдержали. Блант осторожно отвел корабль на ремонт в Портсмут.

Жертв не было. «Олимпик» и «Хоук» вскоре вышли в море, но инцидент на этом не кончился, а превратился в скандальное судебное дело.

Через два месяца после аварии компания «Уайт Стар Лайн» обвинила командора Королевского флота в том, что его крейсер таранил лайнер. Адмиралтейство не думало защищаться. Оно обвинило капитана Смита в неосторожности и пренебрежении правилами судовождения. Простое, казалось бы, дело осложнилось крайне противоречивыми показаниями свидетелей.

«Уайт Стар Лайн» была признана виновной и была обязана выплатить компенсацию.

Причиной столкновения являлось «присасывание судов» — гидродинамическое притяжение судов, следующих параллельными курсами. Основная причина присасывания — специфическое распределение зон повышенного и пониженного давления воды вдоль корпуса самоходного моторного судна. Описание присасывания входит во все современные учебники судовождения, но в начале XX века явление было неизученным. Физическая причина присасывания — эффект Вентури (всасывающее действие текущей воды, являющееся следствием закона Бернулли). Известный популяризатор науки Яков Перельман описал это столкновение в одной из своих книг как иллюстрацию данного эффекта.

Присасывание сильнее действует на судно меньшего водоизмещения и приводит к резкому ухудшению управляемости, поэтому современная практика судовождения требует, чтобы судно меньшего размера выполняло обгон более крупного на максимальном расстоянии и на минимально возможной скорости.

Таким образом, с точки зрения современной практики судовождения, виновник столкновения — «Хоук», выполнивший опасный обгон судна большей длины и водоизмещения.

Гибель «Титаника», изменения

Трагедия «Титаника» и её последствия

В первом же рейсе «Титаник» потерпел крушение: в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года столкнулся с айсбергом и затонул в 600 милях от Ньюфаундленда. Айсберг повредил пять отсеков, корабль получил несколько разных по размеру пробоин на длину 90 метров. В катастрофе погибли по меньшей мере 1496 человек при 712 выживших.

13 апреля 1912 года «Олимпик» покинул Нью-Йорк. Капитаном был Герберт Джеймс Хаддок, который вступил в должность после того, как Смита перевели на «Титаник». Только после полуночи радист «Олимпика» получил сообщение о том, что «Титаник» повреждён. Не зная, насколько серьёзной была ситуация, радист спросил «Титаник», стоит ли «Олимпику» идти к «Титанику», или он может сам дойти. Ответ был коротким: «Мы сажаем женщин в лодки».

Радист немедленно ответил, что они идут на помощь полным ходом, однако «Олимпик» был слишком далеко от тонущего брата-близнеца. К «Титанику» ближе всего были три судна: «Калифорниэн» компании «Лейланд Лайн», «Карпатия» «Кунард Лайн» и «Маунт Темпль» «Канадиан Пасифик Стимшип Компани». «Калифорниэн» не отвечал на сигналы бедствия из-за того, что радист после сообщения координат ледового поля прекратил работу и отправился спать, «Маунт Темпл» был зажат льдом, поэтому только «Карпатия» шла на скорости, превышающей допустимую, к месту аварии. Несмотря на это, она добралась до места аварии через 2 часа, после того, как «Титаник» затонул. «Карпатия» взяла спасшихся с «Титаника» на борт и отправилась в Нью-Йорк. Капитан «Олимпика» предложил пересадить некоторых пассажиров на его судно, но капитан «Карпатии» Артур Рострон отказался, посчитав, что для пассажиров будет шоком увидеть недавно затонувший лайнер опять на плаву. «Олимпик» продолжил свой рейс в Саутгемптон, и, когда он прибыл 21 апреля, то застал город в трауре.

Забастовка, модификации

Установка новых шлюпок

Следующий рейс «Олимпика» был запланирован на 24 апреля, но прежде надо было оснастить судно адекватным числом спасательных шлюпок. Сорок дополнительных складных шлюпок Энгельгарда, которые очень неважно зарекомендовали себя на «Титанике» (в частности, Уильям Мёрдок и несколько матросов погибли, пытаясь спустить одну из них на воду, а Чарльз Лайттоллер, не умея с ней обращаться, опрокинул), были установлены на палубу лайнера. Позже выяснилось, что лодки не были нормально испытаны, и команда «Олимпика» забастовала, пока на судно не поставят стандартные деревянные лодки. «Уайт Стар Лайн» вынуждена была отменить рейс «Олимпика», и 9 октября он отправился в Белфаст для переоборудования.

В ходе переоборудования полный набор 64 надёжных, твёрдых спасательных шлюпок был установлен по шлюпочной палубе, друг над другом. Обшивка была усилена и подняты переборки. Эта перестройка привела к нескольким другим изменениям: построили Café Parisien на палубе B и расширили крылья капитанского мостика.

Только 22 марта 1913 года «Олимпик» был готов возобновить обслуживание. Он рекламировался как «Новый Олимпик», но гибель «Титаника», естественно, никогда не упоминалась как причина для изменений. Экспресс-обслуживание «Уайт Стар Лайн» зимы 1912—1913 годов поддерживалось «Адриатиком», «Океаником» и «Балтиком». После возвращения тоннаж «Олимпика» увеличился до 46 359 тонн; таким образом восстановилось звание самого большого судна в мире. Но в этом звании он долго не продержался: в том же году HAPAG спустили на воду своего «Императора» с тоннажем в 52 000 тонн.

Продолжение карьеры

В феврале 1914 года третье судно класса «Олимпик», названное «Британником», было спущено на воду в Белфасте. Его тоннаж составил более чем 48 000 тонн брутто, что сделало его наибольшим судном, когда-либо построенным для Великобритании, до «Куин Мэри» в 1936 году. «Уайт Стар Лайн» уже планировала замену затонувшему «Титанику» 33 000-тонным «Германиком». Постепенно жизнь налаживалась, так как УСЛ восстанавливали свою репутацию.

Однако 4 августа 1914 года началась Первая мировая война, заставшая «Олимпик» на пути в Нью-Йорк, и ему пришлось добираться до порта как можно быстрее. В Нью-Йорке «Олимпик» был перекрашен в серый цвет, трубы также покрасили в более тёмные тона. Во время Первой мировой войны «Уайт Стар Лайн» хотела поддержать пассажирское обслуживание между Великобританией и США. Судами «Уайт Стар Лайн», ответственными за это обслуживание в военное время, были «Олимпик», «Адриатик» и «Балтик». Было совершено несколько рейсов, поскольку американцы, которые с началом войны оказались в Европе, стремились добраться до дома, а некоторые европейцы, в свою очередь, хотели вернуться на родину.

Инцидент с военным кораблем «Одейшес»

«Ливерпуль» (слева) буксирует «Одейшес» (справа). Фото с «Олимпика».

Поскольку ситуация, казалось, ухудшалась, «Олимпик» был снят с коммерческой службы 9 октября 1914 года, когда он и оставил свой новый европейский порт в Гриноке в последний раз. Ему приказали идти в Белфаст. Невольно «Олимпик» вошёл в немецкое минное поле у острова Тори 27 октября. В то же самое время на горизонте возникли два британских военных корабля — «Ливерпуль» (HMS Liverpool) и линейный корабль «Одейшес» (HMS Audacious). Внезапно «Одейшес» подорвался на мине и начал тонуть. Все суда, за исключением «Ливерпуля», который должен был помочь эвакуировать команду, должны были покинуть зону. «Олимпик» был призван на помощь.

Приблизительно два часа спустя вся команда «Одейшес» была эвакуирована на два помогающих корабля. Дальше надо было отбуксировать «Одейшес» в безопасное место, где его должны были отремонтировать. Только «Олимпик» был достаточно мощным, чтобы буксировать тонущий линкор. Но начинался слабый шторм, и «Одейшес» стал неуправляемым, так как его руль был выведен из строя. Трос оборвался. Вторую попытку сделал «Ливерпуль», но «Одейшес» начал быстро тонуть. Было решено оставить судно. Когда спасательные суда ушли, «Одейшес» перевернулся, внутри сдетонировали боеприпасы, и судно затонуло. Единственным погибшим за весь инцидент был старшина Уильям Бёрджесс, который стоял на палубе «Ливерпуля». Моряка смертельно ранил кусок бронированной пластины, отброшенный взрывом.

Военная служба

Служба в Средиземноморье

В Белфасте «Олимпик» встретил своего всё ещё отделываемого брата «Британника». Они провели следующие семь месяцев вместе, пока «Олимпик» не был призван для правительственного обслуживания. «Уайт Стар Лайн» хотела, чтобы капитаном остался прежний командир, но, так как он был занят в Белфасте, новый капитан был выбран Адмиралтейством и Гарольдом Сандерсоном — человеком, который управлял «Уайт Стар Лайн» после Брюса Исмея. Новым капитаном стал Бертрам Фокс Хейс, прежний капитан «Адриатика».

Перед выходом в океан «Олимпик» получил артиллерийское вооружение. Одно 4.7-дюймовое орудие было установлено на баке и два таких же на корме. С этого времени «Олимпик» значился как военный транспорт под номером T2810. Первый рейс «Олимпик» сделал 24 сентября к Мудросу на острове Лемнос в Средиземноморье. Корабль взял на борт примерно 6000 солдат.

1 октября 1915 года, у мыса Матапан, на «Олимпике» заметили спасательные шлюпки с затонувшего французского парохода «Прованс». Капитан Хейс немедленно приказал остановить судно и подобрать выживших. Франция предложила капитану Хейсу Золотую Медаль за Спасение. Однако британцы были менее восторженными. Адмиралтейство обвинило Хейса в том, что он серьёзно рисковал его судном с 6000 душ на борту, остановившись в чрезвычайно опасных водах.

«Галантная» война велась только вначале. С потоплением пассажирского парохода «Лузитания» 7 мая 1915 года, в результате которого погибло 1197 человек, война на море стала вестись ожесточённее. 21 декабря того же года «Олимпик» вернулся в Ливерпуль после ещё одного успешного рейса в Средиземноморье. Он был пришвартован на смежном пирсе вместе с «Британником», который требовался как госпитальное судно в Средиземноморье. Снова «Уайт Стар Лайн» имела два брата-лайнера главного класса в обслуживании в одно и то же время. Второй раз суда встретились. «Британник» покинул Ливерпуль 23 декабря, в то время как «Олимпик» оставался на месте до 4 января, когда он опять отправился в Грецию. Последняя поездка в Мудрос состоялась весной 1916 года, когда большие суда больше не требовались в Средиземноморье. Единственное госпитальное судно, оставшееся там, — «Британник».

Служба между Англией и Канадой

«Олимпик» продолжал военную службу, когда был призван как транспортное судно между Великобританией и канадским Галифаксом. Серая раскраска судна была заменена камуфляжем.

Бой с немецкой субмариной

Война бушевала в течение ещё нескольких лет, и 24 апреля 1918 года «Олимпик» пошёл в свой 22-й рейс, на сей раз между Саутгемптоном и Нью-Йорком. После успешного пересечения Атлантики «Олимпик» вернулся в Великобританию 6 мая. Когда он достиг британских вод, считавшихся военной зоной, он был встречен четырьмя американскими крейсерами, которые должны были сопровождать его в течение последней стадии рейса. В Ла-Манше на судне внезапно заметили немецкую подлодку U-103, лежащую неподвижно на поверхности воды с правого борта «Олимпика». Очевидно, немецкий капитан не заметил присутствие «Олимпика», но, поскольку последний начал стрелять по подлодке, он быстро пришёл в себя и увидел атакующего гиганта. Субмарина была настолько близка, что было невозможно опустить орудие достаточно низко для поражения, и выстрелы проходили выше. Немецкий капитан Рюкер видел единственный выход — погрузиться и убежать. Но подлодка не была достаточно быстра, «Олимпик» догнал её благодаря прекрасным навигационным навыкам капитана Хейса. На полной скорости судно весом в 46 359 тонн протаранило 800-тонную подлодку и разрубило её надвое. Подводная лодка быстро затонула. «Олимпик» попросил военный корабль США «Дэвис» подобрать выживших немецких моряков. Был спасен 31 немецкий моряк.

Повреждения «Олимпика» были едва заметны над поверхностью воды. Под водой его форштевень был погнут. Несмотря на это, протечек не было. Капитана Хейса встречали восторженные британцы.

Последствия войны

В ноябре 1918 года немцы должны были подписать Компьенское перемирие, и с этим действием Первая мировая война была официально закончена. «Олимпик» закончил рейсы между Канадой и Великобританией прежде, чем он был официально возвращен «Уайт Стар Лайн». 16 августа 1919 года «Олимпик» вернулся в Ливерпуль прежде, чем он отправится к «Харланд энд Вольф», чтобы пройти обширное восстановление и перестройку.

В течение перестройки «Олимпик» перевели с угля на нефть и заменили угольные бункеры цистернами с жидким топливом. Такая модернизация помогла сократить время заправки от нескольких дней до нескольких часов. Также сократилась команда с 360 человек до 60. Само собой, нефть улучшила производительность двигателей, и больше пассажирам не попадала в глаза угольная пыль.

Спасательные шлюпки были также перестроены. Их общая вместимость достигла 3428 человек, что несколько превышало максимально возможное число пассажиров и экипажа. Такого результата удалось достичь путём установки шлюпбалок по всей длине шлюпочной палубы, причём на каждую из них приходилось до трёх помещённых одна в другую шлюпок.

Результаты войны были неутешительными: многие торговые быстроходные суда были потеряны. «Кунард Лайн» потеряла 22 судна. Восстанавливать флот было нелегкой задачей. «Уайт Стар Лайн» потеряла свои главные суда — «Титаник», «Британник» и «Океаник». Не было судна, способного быть парой «Олимпику» ни в размере, ни в скорости. Перед войной «Уайт Стар Лайн» планировали заменить «Титаник» «Германиком», но из-за плохой финансовой ситуации от этой идеи пришлось отказаться. Но, поскольку Великобритания была среди победивших государств, для неё было много преимуществ. Одним из них было то, что Великобритании в качестве военных репараций достались главные суда противников. Сначала «Уайт Стар Лайн» пробовала получить «Императора» HAPAG, но его уже отдали «Кунард Лайн», и он стал их «Беренгарией». Но были ещё два других больших судна. Это 35 000-тонный лайнер «Колумб» компании «Северогерманский Ллойд» и все ещё строящийся 56 000-тонный лайнер HAPAG «Бисмарк».

Послевоенная карьера

В то же время на «Олимпике» была закончена послевоенная модернизация. С тоннажем в 46 439 тонн «Олимпик» покинул Белфаст 17 июня 1920 года. Его первый коммерческий трансатлантический рейс с 1914 года состоялся 26 июня, и он достиг Нью-Йорка 2 июля.

В течение одного рейса в Америку в конце августа 1921 года произошло одно из самых специфических событий в карьере «Олимпика», когда Томас Брассингтон оставил письмо в своей каюте для невесты Энни Томпсон. В письме говорилось, что он оставляет всё своё имущество Энни, и что мысли о проблемах дома и острове Эллис — это выше его сил. Команда обыскала все судно, и, наконец, Энни нашла Томаса на палубе, но, поскольку он угрожал спрыгнуть в воду, она упала в обморок, а когда пришла в себя, то не обнаружила Томаса. Его так и не нашли. В судовом журнале капитан отметил, что мистер Брассингтон, вероятно, покончил с собой.

Обратный рейс должен был быть весёлым, поскольку на «Олимпике» впервые за 20 лет в Великобританию решил отправиться американский актер Чарли Чаплин. Комик часто пользовался турецкой баней, спортзалом и плавательным бассейном. Он также провёл много времени в курительной, но только как наблюдатель игры в карты профессионалами.

В конце 1921 года капитан Хейс был назначен на тот же пост на «Бисмарк». Когда 56 551-тонное судно вошло в эксплуатацию в 1922 году, он был переименован в «Маджестик». Корабль стал достойным партнёром для «Олимпика», заменив «Британник». Некоторое время перед прибытием «Маджестика» «Колумб», переименованный в «Гомерик», заменил «Титаник». Наконец-то «Уайт Стар Лайн» имела трио больших лайнеров на линии Саутгемптон — Нью-Йорк.

После столкновения с крейсером «Хоук» в 1911 году с «Олимпиком» больше ничего серьёзного не происходило до 22 марта 1924 года, когда он, отходя от пирса 59 в Нью-Йорке, врезался в лайнер «Fort St. George» и нанёс ему серьёзный урон: была сломана главная мачта, значительно повреждены спасательные шлюпки и палуба на длину 45 метров. «Олимпик», казалось, не имел больших повреждений, но по прибытии в Саутгемптон обнаружилось, что кормовая обшивка была сильно повреждена и должна была быть заменена.

Один из создателей «Олимпика», лорд Пирри, умер в июне 1924 года во время рейса из Южной Америки. Тело было взято на борт в Нью-Йорке, где на «Олимпик» погрузили гроб и отвезли его в Квинстаун, откуда его переправили в Белфаст. Восемь месяцев спустя капитан Хамблтон оставил «Олимпик» в пользу капитана Уильяма Маршалла. Под его командованием «Олимпик» получил третий сигнал бедствия за свою карьеру. Маленький лайнер «Элления» просил о помощи, когда «Олимпик» лишь девять часов назад покинул Нью-Йорк. Когда он достиг «Эллении», капитану Маршаллу сообщили, что она не нуждалась в помощи. Чтобы удостовериться, с «Олимпика» отослали одну из лодок с четвёртым помощником Лоу. Когда спасательная шлюпка вернулась сорок минут спустя, Лоу подтвердил, что «Элления» просила буксировку к Нью-Йорку. Поскольку меньшее судно не было в опасности, и приближалось несколько французских судов, Маршалл принял решение продолжить рейс в Саутгемптон.

В 1925 году система деления на три класса была отброшена. Каюты третьего класса стали называть «туристическим третьим классом». Этот новый класс состоял из лучших кают третьего класса и менее привлекательных кают второго класса. Цена за билет в этом новом классе была немного выше, чем билет в обычный третий класс.

В 1927 году IMM наконец отказалась от «Уайт Стар Лайн», и британский сэр Оуэн Филлипс купил Океанскую Пароходную Навигационную Компанию за 7 млн фунтов стерлингов. Будучи частично британским и частично американским в течение всего своего существования, «Олимпик» теперь стал британским судном. С 1928 года с туристическим третьим классом полностью покончили, заменив его «туристическим классом». Другие изменения произошли в столовой первого класса: стол капитана был удалён и большая область была приспособлена для танцев.

В сентябре следующего года капитан Маршалл оставил «Олимпик» в пользу капитана Уолтера Паркера. Маршаллу так нравился «Олимпик», что он стал довольно эмоциональным, когда должен был оставить его, и капитан Паркер предложил ему стать капитаном «Маджестика», на что Маршалл ответил:

«Полагаю, это честь для меня, ведь это самый большой корабль в мире, Паркер, но я оставляю вам лучший».

18 ноября 1929 года, когда «Олимпик» шёл в западном направлении, с ним произошёл странный случай. За два дня до прибытия в Нью-Йорк судно внезапно начало трястись без какой-либо видимой причины. Вперёдсмотрящие говорили, что не было других кораблей, с которыми они могли бы столкнуться. Поскольку двигатели всё ещё работали нормально, потеря лопасти винта тоже исключалась. Конечно, команда испугалась, когда они узнали, что находятся в месте, где 17 лет назад затонул «Титаник», но позже радисты сообщили, что виной всему было подводное землетрясение. В конце следующего рейса капитан Паркер ушёл в отставку, и капитаном стал Е. Р. Уайт.

Закат карьеры

«Олимпик» (слева) и «Мавритания» (справа) ожидают разбора на металл

Позже, в 1933 году, «Уайт Стар Лайн» слилась с «Кунард Лайн» — их прежним главным соперником — и сформировалось новое предприятие «Кунард — Уайт Стар Лайн». «Кунард Лайн» в этом союзе доминировала, имея 62 % акций. Вклад «Уайт Стар Лайн» составлял приблизительно десять судов. Среди них были «Олимпик», «Маджестик», «Британник (III)» и «Джорджик».

В 1934 году капитаном «Олимпика» был уже Джон Бинкс. 15 мая 1934 года «Олимпик» шёл в нью-йоркских водах через густой туман на скорости в десять узлов, но, несмотря на низкую скорость и огни, на «Олимпике» не заметили плавучий маяк «Нантакет». В 11:06 утра красный корпус плавучего маяка показался перед носом «Олимпика», и капитан Бинкс немедленно приказал реверсировать двигатели. Но было слишком поздно. Огромный «Олимпик» перерезал плавучий маяк пополам на скорости всего в 3—4 узла (5,5—7 км/ч). Семь мужчин на борту плавучего маяка погибли, и только четверо выжили.

«Олимпик» был безоговорочно старым судном, и его снятие с линии было лишь вопросом времени. После снятия любимой «Мавритании» «Кунард Лайн» в 1934 году судьба «Олимпика» была очевидна. В январе 1935 года было объявлено, что он будет снят с эксплуатации в конце весны. Под командой его последнего капитана, Реджинальда Пила, 27 марта 1935 года «Олимпик» покинул Саутгемптон, совершая последний 257-й рейс туда-обратно к Нью-Йорку.

«Олимпик» был продан в сентябре за 100 000 £ сэру Джону Джервису. Сэр Джон немедленно перепродал лайнер компании «Томас Вард и Сыновья».

Днем 11 октября 1935 года «Олимпик» покинул Саутгемптон в последний раз.

Прежде чем процесс разборки мог начаться, все внутренние убранства были распроданы с аукциона. Большая часть всей мебели и отделки ушла в отель «Белый Лебедь».

В рассказах Агаты Кристи об Эркюле Пуаро "Приключения Кухарки из Клэпхема" и "Ограбление в миллион долларов" упоминается роскошный лайнер "Олимпия", выделенный как особенно надежный корабль. Вероятным прототипом является "Олимпик".

Основные отличия «Олимпика» от «Титаника»

  • У «Олимпика» променад на палубе A полностью открытый, а у «Титаника» передняя часть палубы A остеклена, примерно до второй трубы. Это — самое существенное визуальное различие, по которому лайнеры можно легко отличить друг от друга.
  • На палубе B у «Олимпика» кормовая часть променада открыта больше, чем у «Титаника» (хотя у «Олимпика» эта часть часто перестраивалась).
  • У «Титаника» на палубе B в районе второй трубы были каюты-апартаменты с частными прогулочными палубами для миллионеров, тогда как на «Олимпике» решили их не строить.
  • У «Титаника» в том месте, где у «Олимпика» открытый променад на корме палубы B, было расположено кафе в Парижском стиле, тогда как на «Олимпике» (на момент гибели «Титаника») его не было.
  • На «Титанике» крылья капитанского мостика выступали за фальшборты палубы А.
  • Капитаны «Олимпика»

  • Эдвард Джон Смит
  • Герберт Хэддок
  • Бертрам Фокс Хейс
  • Генри Джеймс Хэмблтон
  • Уильям Маршалл
  • Уолтер Паркер
  • Е. Р. Уайт
  • Джон Бинкс
  • Реджинальд Пил

  • Царь (пароход, 1912)
  • Белл, Джозеф (моряк)
  • Морис, Флориан
  • Mariella
  • HMCS Brantford (1941)

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования