Овод (фильм, 1980)
«Овод» — трёхсерийный телевизионный художественный фильм 1980 года режиссёра Николая Мащенко, поставленный по мотивам одноимённого романа Этель Лилиан Войнич. В фильме использована музыка композитора Вольфганга Амадея Моцарта и Генри Пёрселла.
Сюжет
Фильм рассказывает о драматических отношениях между отцом и сыном. Фоном служит борьба итальянских патриотов против австрийских оккупантов за объединение и независимость Италии.
Серия 1 «Память»
Студент Артур Бертон, сын богатого английского судовладельца из города Ливорно, серьёзно увлекается революционными идеями, целью которых является объединение Италии и освобождение её от австрийского гнёта. Старший брат Артура Джеймс и его жена Джулия откровенно недолюбливают Артура, и единственным близким человеком для него становится ректор духовной семинарии и его наставник епископ Монтанелли. Волей обстоятельств Артур ненадолго попадает в тюрьму, а выйдя оттуда, переживает серьёзную ссору со своей подругой и единомышленницей Джеммой. В тот же вечер, придя домой, он узнаёт от разгневанной Джулии, что на самом деле его отцом является Монтанелли. Артур решает скрыться в Южной Америке, имитируя свою гибель…
Серия 2 «Джемма»
Артур возвращается в Италию под именем Феличе Ривареса, также он — популярный памфлетист «Овод», известный своей нетерпимостью к служителям католической церкви. Здесь он снова встречается с Джеммой, но Джемма не узнаёт в нём, израненном и повзрослевшем, прежнего Артура, да и он сам не стремится раскрыть перед ней свою тайну. Несмотря на некоторые противоречия, Овод и Джемма начинают подготовку к вооруженному восстанию в Папской области. Во время одной из деловых поездок Овод под видом странника встречается в соборе со своим отцом Монтанелли, который уже стал кардиналом и твёрдо уверен в смерти Артура. Прямо в соборе Овода арестовывают гвардейцы и отправляют в тюрьму…
Серия 3 «Отец и сын»
Друзья Овода пытаются устроить ему побег из тюрьмы, который срывается из-за внезапного приступа хронической болезни Овода. Монтанелли приходит к нему в камеру для духовной беседы, но Овод не хочет идти ни на какой компромисс, постоянно выказывая своё неприязненное отношение к Монтанелли. В конце концов, он открывает свою тайну кардиналу, но принять помощь от священника отказывается. Вскоре Овода расстреливают, а Монтанелли сходит с ума и умирает во время богослужения в соборе…
Исполнители и роли
В ролях
- Андрей Харитонов — Артур Бертон (Феличе Риварес), итальянский подпольный революционер под псевдонимом «Овод»
- Анастасия Вертинская — Джемма Уоррен (Дженнифер, Джим, после замужества — Синьора Болла), возлюбленная Артура («Овода»)
- Сергей Бондарчук — Лоренцо Монтанелли, кардинал, настоящий отец Артура
- Ада Роговцева — Джули Бертон, жена Джеймса Бертона
- Константин Степанков — австрийский полковник
- Константин Цанев — Риккардо (озвучивает Андрей Харитонов)
- Григоре Григориу — Чезаре Мартини (озвучивает Леонид Филатов)
- Г. Слесаренко — Джордано
- Стефан Добрев — Джованни Болла (озвучивает Виталий Дорошенко)
- Гиви Тохадзе — Карди, ректор семинарии
- Картлос Марадишвили — Джузеппе Мадзини (озвучивает Павел Морозенко)
- Александр Заднепровский — Джеймс Бертон, сводный старший брат Артура
- Олег Чайка — Томмаси
- Мирча Соцки-Войническу — Марконе
- Л. Гегучадзе — синьора Грассини
- Валерий Шептекита — синьор Грассини
- Светлана Янковская — Зитта
- Алексей Колесник — Микеле
- Ирина Скобцева — Глэдис Бертон, мать Артура
- Пётр Слабаков — Феррари
В эпизодах
- В. Богуцкий
- В. Борисенко
- Геннадий Будницкий
- З. Вафис
- Юрий Величко
- Евгений Гвоздёв
- Игорь Дмитриев - революционер (роль озвучивает другой актёр)
- Ю. Какакулин
- Николай Ковтуненко
- Алексей Мороз
- Юрий Нездыменко
- М. Окс
- Т. Олива
- Вера Саранова
- А. Струтинский
- Владимир Талашко — доктор
- Алим Федоринский
- Валентин Черняк — епископ
- А. Чечик
- Лев Олевский
Съёмочная группа
- Авторы сценария:
- Валерий Фрид
- Юлий Дунский
- Режиссёр-постановщик: Николай Мащенко
- Главный оператор: Сергей Стасенко
- Художник-постановщик: Анатолий Добролежа
- Государственный симфонический оркестр УССР
- Дирижёр: Фёдор Глущенко
- Симфонический оркестр гостелерадио УССР
- Дирижёр: Вадим Гнедаш
- Директор фильма: Эдуард Русаков
Награды
- 1981 — Главный приз телевизионного фестиваля «Золотая нимфа» (Монте-Карло) — А. Харитонову за исполнение главной роли
- 1982 — Государственная премия УССР имени Т. Г. Шевченко — Режиссёру Н. Мащенко, исполнителям главных ролей А. Харитонову и С. Бондарчуку
Ошибки в показе католических богослужений
- В финальной сцене службы в соборе кардинал Монтанелли держит в руках монстранцию, что нереально, так как в знак почитания Святых Даров священник, диакон, субдиакон или епископ, переносящий монстранцию в ходе адорации, держит её не голыми руками, а через края наплечного плата (гумерала).
- В этой же сцене на руках кардинала Монтанелли должны быть литургические перчатки. Перчатки действительно есть, но не литургические, а белые из прозрачного кружева, такие которые носят девочки во время процессии на Первое Причастия или Праздника Тела и Крови Христовых. Настоящие литургические перчатки изготовляются из плотной ткани и украшаются вышивкой, притом они разного цвета, в зависимости от использования литургических цветов.
- В этой же сцене на кардинале Монтанелли надеты одновременно орнат и плувиал, чего в принципе не бывает, так как орнат — это обязательный предмет облачения на Мессе, а плувиал не используется служащим священнослужителем. Также на кардинале не надета туника, обязательный предмет облачения католического епископа во время мессы.
- В этой же сцене все клирики, которые окружают Монтанелли, одеты в облачения разных цветов, что невозможно, так как на каждый день и праздник предписан свой цвет литургических облачений.