Овод (фильм, 1980)


«Овод» — трёхсерийный телевизионный художественный фильм 1980 года режиссёра Николая Мащенко, поставленный по мотивам одноимённого романа Этель Лилиан Войнич. В фильме использована музыка композитора Вольфганга Амадея Моцарта и Генри Пёрселла.

Сюжет

Фильм рассказывает о драматических отношениях между отцом и сыном. Фоном служит борьба итальянских патриотов против австрийских оккупантов за объединение и независимость Италии.

Серия 1 «Память»

Студент Артур Бертон, сын богатого английского судовладельца из города Ливорно, серьёзно увлекается революционными идеями, целью которых является объединение Италии и освобождение её от австрийского гнёта. Старший брат Артура Джеймс и его жена Джулия откровенно недолюбливают Артура, и единственным близким человеком для него становится ректор духовной семинарии и его наставник епископ Монтанелли. Волей обстоятельств Артур ненадолго попадает в тюрьму, а выйдя оттуда, переживает серьёзную ссору со своей подругой и единомышленницей Джеммой. В тот же вечер, придя домой, он узнаёт от разгневанной Джулии, что на самом деле его отцом является Монтанелли. Артур решает скрыться в Южной Америке, имитируя свою гибель…

Серия 2 «Джемма»

Артур возвращается в Италию под именем Феличе Ривареса, также он — популярный памфлетист «Овод», известный своей нетерпимостью к служителям католической церкви. Здесь он снова встречается с Джеммой, но Джемма не узнаёт в нём, израненном и повзрослевшем, прежнего Артура, да и он сам не стремится раскрыть перед ней свою тайну. Несмотря на некоторые противоречия, Овод и Джемма начинают подготовку к вооруженному восстанию в Папской области. Во время одной из деловых поездок Овод под видом странника встречается в соборе со своим отцом Монтанелли, который уже стал кардиналом и твёрдо уверен в смерти Артура. Прямо в соборе Овода арестовывают гвардейцы и отправляют в тюрьму…

Серия 3 «Отец и сын»

Друзья Овода пытаются устроить ему побег из тюрьмы, который срывается из-за внезапного приступа хронической болезни Овода. Монтанелли приходит к нему в камеру для духовной беседы, но Овод не хочет идти ни на какой компромисс, постоянно выказывая своё неприязненное отношение к Монтанелли. В конце концов, он открывает свою тайну кардиналу, но принять помощь от священника отказывается. Вскоре Овода расстреливают, а Монтанелли сходит с ума и умирает во время богослужения в соборе…

Исполнители и роли

В ролях

  • Андрей Харитонов — Артур Бертон (Феличе Риварес), итальянский подпольный революционер под псевдонимом «Овод»
  • Анастасия Вертинская — Джемма Уоррен (Дженнифер, Джим, после замужества — Синьора Болла), возлюбленная Артура («Овода»)
  • Сергей Бондарчук — Лоренцо Монтанелли, кардинал, настоящий отец Артура
  • Ада Роговцева — Джули Бертон, жена Джеймса Бертона
  • Константин Степанков — австрийский полковник
  • Константин Цанев — Риккардо (озвучивает Андрей Харитонов)
  • Григоре Григориу — Чезаре Мартини (озвучивает Леонид Филатов)
  • Г. Слесаренко — Джордано
  • Стефан Добрев — Джованни Болла (озвучивает Виталий Дорошенко)
  • Гиви Тохадзе — Карди, ректор семинарии
  • Картлос Марадишвили — Джузеппе Мадзини (озвучивает Павел Морозенко)
  • Александр Заднепровский — Джеймс Бертон, сводный старший брат Артура
  • Олег Чайка — Томмаси
  • Мирча Соцки-Войническу — Марконе
  • Л. Гегучадзе — синьора Грассини
  • Валерий Шептекита — синьор Грассини
  • Светлана Янковская — Зитта
  • Алексей Колесник — Микеле
  • Ирина Скобцева — Глэдис Бертон, мать Артура
  • Пётр Слабаков — Феррари

В эпизодах

  • В. Богуцкий
  • В. Борисенко
  • Геннадий Будницкий
  • З. Вафис
  • Юрий Величко
  • Евгений Гвоздёв
  • Игорь Дмитриев - революционер (роль озвучивает другой актёр)
  • Ю. Какакулин
  • Николай Ковтуненко
  • Алексей Мороз
  • Юрий Нездыменко
  • М. Окс
  • Т. Олива
  • Вера Саранова
  • А. Струтинский
  • Владимир Талашко — доктор
  • Алим Федоринский
  • Валентин Черняк — епископ
  • А. Чечик
  • Лев Олевский

Съёмочная группа

  • Авторы сценария:
    • Валерий Фрид
    • Юлий Дунский
  • Режиссёр-постановщик: Николай Мащенко
  • Главный оператор: Сергей Стасенко
  • Художник-постановщик: Анатолий Добролежа
  • Государственный симфонический оркестр УССР
    • Дирижёр: Фёдор Глущенко
  • Симфонический оркестр гостелерадио УССР
    • Дирижёр: Вадим Гнедаш
  • Директор фильма: Эдуард Русаков

Награды

  • 1981 — Главный приз телевизионного фестиваля «Золотая нимфа» (Монте-Карло) — А. Харитонову за исполнение главной роли
  • 1982 — Государственная премия УССР имени Т. Г. Шевченко — Режиссёру Н. Мащенко, исполнителям главных ролей А. Харитонову и С. Бондарчуку

Ошибки в показе католических богослужений

  • В финальной сцене службы в соборе кардинал Монтанелли держит в руках монстранцию, что нереально, так как в знак почитания Святых Даров священник, диакон, субдиакон или епископ, переносящий монстранцию в ходе адорации, держит её не голыми руками, а через края наплечного плата (гумерала).
  • В этой же сцене на руках кардинала Монтанелли должны быть литургические перчатки. Перчатки действительно есть, но не литургические, а белые из прозрачного кружева, такие которые носят девочки во время процессии на Первое Причастия или Праздника Тела и Крови Христовых. Настоящие литургические перчатки изготовляются из плотной ткани и украшаются вышивкой, притом они разного цвета, в зависимости от использования литургических цветов.
  • В этой же сцене на кардинале Монтанелли надеты одновременно орнат и плувиал, чего в принципе не бывает, так как орнат — это обязательный предмет облачения на Мессе, а плувиал не используется служащим священнослужителем. Также на кардинале не надета туника, обязательный предмет облачения католического епископа во время мессы.
  • В этой же сцене все клирики, которые окружают Монтанелли, одеты в облачения разных цветов, что невозможно, так как на каждый день и праздник предписан свой цвет литургических облачений.

  • Мой добрый папа
  • Графиня Дора
  • Это было в Коканде (фильм)
  • Конец света (фильм, 1931)
  • Трумен (фильм)

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования