Меньков, Михаил Иванович

27-04-2021, 14:09

Михаил Иванович Меньков (15 сентября 1885, Вильно, Российская империя — 1926, Ялта, СССР) — российский художник, фотограф. Деятель русского авангарда, ближайший помощник Казимира Малевича периода общества «Супремус».

Биография

Михаил Меньков родился 15 сентября 1885 года в Вильно. Окончил Двинское реальное училище.

В 1907 году впервые держал экзамены в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), но поступить не смог. Только спустя пять лет, в 1912 году, поступил на скульптурное отделение МУЖВЗ и затем исходатайствовал перевод на архитектурное отделение.

Осенью 1914 года Меньков ушёл из художественного училища и уехал к семье в город Острог Волынской губернии. В 1915 году в связи с мобилизацией в условиях идущей Первой мировой войны был принят в военное училище.

Начиная с 1915 года, принимал участие почти во всех проектах Казимира Малевича и был его своеобразной «тенью». Надежда Удальцова, соратница обоих по обществу Супремус, Менькова презирала и считала «полной бездарью». Подражание Малевичу сказалось не только на живописи Менькова, но и на декларативных заявлениях.

Известно две декларации Менькова. Первая была опубликована листовкой, распространяемой на выставке «0,10»:

Вторая декларация была опубликована в каталоге Х Государственной выставки «Беспредметное творчество и супрематизм». После смерти Ольги Розановой Меньков вслед за Малевичем выступил последователем цветописи:

От Михаила Менькова осталось очень небольшое количество картин. Столь малая продуктивность могла быть связана с его работой фотографом, которая, скорее всего, была для него не искусством, а ремеслом, зарабатыванием на жизнь.

В футурдраме Алексея Кручёных «Глы-Глы» Меньков был выведен в качестве персонажа под настоящим именем и разговаривал заумными стихами Кручёных. Иллюстратор книги Кручёных, Варвара Степанова, смогла отразить в эпизоде с Меньковым характер его беспредметности.

После Октябрьского переворота Михаил Меньков вошёл в Художественно-строительный подотдел Наркомпроса, возглавляемый Малевичем, и, вероятно, был неофициальным ассистентом в мастерской Малевича в Государственных свободных художественных мастерских.

Как фотограф Меньков помогал Малевичу в практических делах по изданию журнала «Супремус». Вместе со своей женой, владелицей фотографического ателье в Москве Терезой Соломоновной Левинсон, Меньков сделал снимки картин всех членов Супремуса для репродуцирования в журнале.

В 1921 году Михаил Меньков в связи с прогрессирующим туберкулёзом уехал в Ялту, откуда уже не вернулся. Умер в 1926 году.

Участие в выставках

  • 1915 — «Последняя футуристическая выставка „0,10“», Москва
  • 1918 — 1-я выставка картин профессионального союза художников
  • 1919 — 8-я государственная выставка, Москва
  • 1919 — 10-я государственная выставка «Беспредметное творчество и супрематизм», Москва
  • 1919 — 3-я выставка картин, Рязань

Галерея

  • «Русские народные…» Середина 1910-х. Х., м. Галерея «Универсал Арт», Москва

  • Кубизм (Трамвай № 6). 1914. Х., м. Самарский художественный музей

  • Газета. 1915. Х., м. Ульяновский областной художественный музей

  • Беспредметное. 1919. Х., м. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко

Местонахождение произведений

  • Самарский художественный музей
  • Музей современного изобразительного искусства имени А. А. Пластова (Ульяновск)
  • Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко

  • Берлов, Михаил Николаевич
  • Кандауров, Антон Иванович
  • Марков, Дмитрий Сергеевич (архитектор)
  • Чернецов, Николай Николаевич
  • Галкин, Михаил Сергеевич

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования