Аксиома рациональности
Аксиома рациональности — аксиома теории потребительского поведения и выбора, утверждающая, что потребитель стремится принимать оптимальные решения. Критерием оптимальности служит выбор наилучшего варианта в смысле некоторого предпочтения. Например, потребитель может максимизировать абстрактную функцию полезности, ожидаемую полезность либо минимизировать величину затрат. В любом случае из множества доступных ему вариантов он выбирает, с его точки зрения, наилучший.
Аксиома рациональности может быть применена не только к индивиду (потребителю), но и к фирме. В этом случае критерием оптимальности может являться максимум прибыли.
Экономический смысл
Аксиома рациональности является одним из самых распространённых способов описать мотивацию, которой руководствуется человек при принятии решений. Стремление к максимизации вносит упорядоченность в поведение. Иначе при отсутствии логики в поступках невозможно построение какой-либо теории и её проверка на эмпирических данных.
В наиболее общем виде рациональность может быть определена следующим образом: «субъект (1) никогда не выберет альтернативу X {displaystyle X} , если в то же время (2) доступна альтернатива Y {displaystyle Y} , которая, с его точки зрения, (3) предпочтительнее X {displaystyle X} ». Цифрами обозначены три важнейшие черты рациональности: её индивидуальный характер, ограниченность и субъективность.
Аксиому рациональности не следует смешивать с аксиомами рационального выбора (рационального предпочтения). Аксиома рациональности говорит о стремлении к максимизации (минимизации) некоторого критерия. Аксиомы рационального выбора предъявляют требования к предпочтениям агента, делая внутренне согласованными. Предпочтения агента являются рациональными (внутренне согласованными), если они удовлетворяют аксиомам полноты и транзитивности. Вместе три аксиомы (полноты, транзитивности и рациональности) лежат в основе теории рационального выбора и является составной частью модели homo economicus (экономического человека).
Формальное определение
Пусть дано множество доступных альтернатив B = { B 1 , B 2 , B 3 , . . . } {displaystyle B={B_{1},B_{2},B_{3},...}} , на котором задано некоторое отношение предпочтения ≿ {displaystyle succsim } . Функция выбора C ( ⋅ ) {displaystyle C(cdot )} описывает выбор некоторой альтернативы из множества. Тогда потребитель подчиняется аксиоме рациональности, если из всех доступных альтернатив он выбирает ту, которая как минимум не хуже остальных.
C ( B ) ≿ B i , ∀ B i {displaystyle C(B)succsim B_{i},forall B_{i}}
Формы рациональности
Предположение о максимизирующем (минимизирующем) поведении является достаточно сильным. В поведенческой экономике изучаются ситуации, в которых поведение людей отклоняется от строго максимизирующего. Поэтому отношение к аксиоме рациональности было различным в истории экономической мысли. Милтон Фридман в "Эссе о позитивной экономике" считал, что нереалистичность предпосылок модели не играет большого значения, если модель обладает предсказательной силой. Такой подход разделяется не всеми, поэтому в экономике используются другие способы моделирования выбора.
Существует несколько различных моделей рациональности.
Различные формы рациональности не следует смешивать с когнитивными (поведенческими искажениями), которые являются основным предметом изучения поведенческой экономики.