Паремия (литургика)
Паремия, или Паримия (ст.‑слав. парємиꙗ, паримиꙗ, парамиꙗ, парьмиꙗ; церк.-слав. пареміѧ; греч. παροιμία — притча) — элемент богослужения. В богослужебной практике православной церкви — «чтения из ветхозаветных, а иногда новозаветных книг, положенные на великих вечернях в праздники с полиелеем или бдением, на вседневных вечернях во дни четыредесятницы, на часах так называемых Царских, на часах во дни четыредесятницы, на некоторых молебствиях (например в чине великого освящения воды)…». Паремии содержат в себе пророчества о празднуемом событии или хвалу святому, память которого совершается.
Богослужебная книга, в которой собраны паремии носит название «Паримейник» или «Паримийник».
Богослужебная практика
Основным первоисточником паремий является Ветхий Завет. Однако в дни памяти апостолов например, на Всенощную под праздник св. апп. Петра и Павла читаются отрывки из 1-го Послания Петра, то есть из Нового Завета.
Чаще всего паремии читают за праздничной вечерней, после вечернего входа. Однако, в седмичные дни Великого Поста паремии читаются также и за 6-м часом - в первые 6 седмиц это отрывки из Книги пророка Исаии, а на страстной седмице - пророка Иезекииля. Помимо этого, паремии читаются в Великий четверг за 1-м часом, на утрене Великой Субботы и на всех часах навечерий, то есть дней накануне Рождества Христова и Богоявления.
Паремии на неподвижные праздники содержатся в Минее, а на подвижные праздники — в Триоди.
Обычно на праздничной вечерне бывает три паремии, но из этого правила есть ряд исключений:
- На вечерне в день Навечерия Рождества Христова полагается восемь паремий, Навечерия Богоявления — тринадцать. Перед вечерней в эти дни совершаются Великие часы, на каждом из которых (первом, третьем, шестом и девятом) полагается по одной паремии.
- На вечерне Благовещения читается пять паремий.
- В будние дни шести недель Великого поста на вечерне читаются две паремии (из Книги Бытия и Притчей Соломоновых), на шестом часе — одна (из Книги пророка Исайи). В Великие понедельник, вторник, среду на вечерне также две паремии (из Книг Исход и Иова), на шестом часе — одна (из Книги пророка Иезекииля).
- В Великий четверг состав паремий и их распределение изменяются: на первом часе читается отрывок из Исайи, а на вечерне, соединённой с литургией Василия Великого, полагается три паремии (из Книг Исход, Иова и Исайи).
- В Великую пятницу многочисленные паремии полагаются на Великих часах и вечерне (см. Великая пятница).
- Наибольшее количество паремий предлагается в Великую субботу: одна — на утрене и пятнадцать — на вечерне, соединённой с литургией Василия Великого (см. Великая суббота).
Примеры паремий
Рождество Пресвятой Богородицы. Особенности всенощного бдения. На великой вечерне после входа читаются:
- первая паремия — о лестнице, виденной патриархом Иаковом и прообразовавшей Пресвятую Деву, через Которую снисшел на землю — воплотился сам Бог (Быт. 28:10—17).
- вторая паремия — о затворенных вратах, виденных пророком Иезекиилем: через них никто не проходил, но через них пройдёт Господь Бог Израилев, и они будут затворены. Эти затворенные врата есть прообраз Приснодевства Богородицы (Иез. 44:2—4).
- третья паремия — о Премудрости, создавшей себе дом и ясно указывающей на Пресвятую Деву Марию, от Которой воплотился и родился Спаситель мира (Прит. 9:1—11).