Стихийная группа


Стихийная группа — особая разновидность большой социальной группы, характеризующаяся кратковременным объединением большого числа людей по определённому поводу и имеющие совместные действия.

Традиционно в социальной психологии принято выделять три вида стихийных групп: толпа, масса, публика. Стоит отметить, что история социальной психологии частично началась именно с их изучения (Г. Лебон, Г.Тард — психология масс).

Фактор формирования стихийных групп

В любом обществе идеи существуют не отдельно друг от друга, а совместно, образуя массовое сознание. Массовое сознание выражается в общественном мнение, которое возникает по поводу определённых событий общественной жизни. Оно достаточно переменчиво, так как постоянно дополняется новой информацией, что может менять отношение человека к конкретному событию.

Специфика форм общения

Общественное мнение дополняется информацией из СМИ, которая может неправильно пониматься. Но также в стихийных группах источником могут служить различные слухи и сплетни, которые не только обогащают общественное мнение, но и является своего рода способом проверки достоверности информации из СМИ. Это в дальнейшем побуждает к действиям.

Виды стихийных групп

Толпа

Наиболее изученная разновидность стихийной группы. В её состав могут входить люди с совершенно разными интересами.

Основные характеристики толпы:

  • нестабильна
  • сиюминутное образование (ad hoc) вокруг какого-либо события
  • преобладание эмоций над разумом
  • трудно контролировать
  • не имеет точной конечной цели и продуманных действий
  • могут возникать элементы организации, но они неустойчивы

Может образовываться по поводу самых разных событий, чаще всего связано с какой-либо неожиданностью, которая вызывает сильные эмоции. Поэтому часто происходит так, что люди попадают в данную группу не по своей воле, Время её существования зависит от повода, по которому образовалась. Она может разойтись как только инцидент завершился, из-за которого толпа образовалась. Или, наоборот, от простого наблюдения может перейти к действиям, чаще всего это происходит при выражении недовольства насчёт социального явления. Толпа может превратиться в массу, если появится лидер, который может закрепить свою позицию, и появятся цели и идеи.

Масса

Признаком массы является объединение людей, которых волнует одна и та же тема и которые достаточно сознательно собираются ради какой-то акции. Примером массы могут служить разные митинги и шествия. Также, как и толпа, в массе могут сталкиваться разные интересы (разнородна).

Основные характеристики массы:

  • относительно стабильна (есть организация, но разнородна)
  • организованное образование с нечёткими границами
  • есть конечная цель, тактика
  • в отличие от толпы необязательно является сиюминутным образованием
  • есть лидер (могут быть известны заранее)
  • управляема

Масса, в свою очередь, может стать толпой. Это может произойти из-за возрастания эмоционального напряжения, при котором лидер уже не может контролировать группу людей, или из-за того, что изначально провозглашение цели стали неактуальными.

Публика

Г. Тард выделил следующее отличие публики от массы: между членами существует лишь психическая связь, так как она разобщена, следовательно она труднее побуждается к действию. Публика всегда имеет общую и определенную цель — просмотр, поэтому она контролируемая, соблюдает формы, принятые в данном месте. Примерами публики могут служить зрители на концерте, болельщики вовремя матча. Но, несмотря на организованность и контролируемость публики, она может стать как и массой, так и толпой, достаточно какого-либо инцидента.


  • Елисеев, Олег Павлович
  • Основы социально-психологической теории
  • Социальное взаимодействие
  • Кондратьев, Михаил Юрьевич
  • Перевод в социальной сфере

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования