Трисель
Трисель (англ. trysail) — морской термин, многозначное понятие, которое может обозначать:
1) Косой трёхугольный или четырёхугольный парус. Cуществуют следующие разновидности триселей:- основные паруса на судах с косым парусным вооружением, ставящиеся позади мачты;
- дополнительные паруса на судах с основным прямым парусным вооружением, ставящиеся позади мачты;
- штормовые паруса на яхтах
Гафельный трисель
Гафельный трисель является основным парусом на гафельных шхунах и других парусных судах с гафельным парусным вооружением.
Также гафельным триселем называется дополнительный косой четырёхугольный парус, ставящийся на судах с основным прямым парусным вооружением сзади главной мачты с помощью гафеля — наклонного рангоутного дерева, поднимаемого по мачте и упирающегося в неё одним концом.
Отличительной особенностью любого гафельного триселя является наличие уже упомянутого гафеля, в связи с которым он именуется гаф-триселем или трисель-гафелем. Также гафельный трисель часто именуется просто триселем.
В зависимости от того, на какой мачте находится гафельный трисель, его полное наименование звучит как грота-гаф-трисель (грот-гаф-трисель), либо как грот-трисель-гафель, фор-трисель-гафель и т.д.
Уточнения «гаф-» и «-гафель» часто опускаются и паруса могут называться грот-трисель (грота-трисель), фор-трисель, бизань-трисель. А при порядке наименования, когда наименования оканчивается на «-трисель-гафель», уточнение «трисель» также может опускаться, и тогда паруса могут именоваться как фор-гафель, бизань-гафель и т. п.
На судах только с косым гафельным вооружением (или на судах с основным прямым парусным вооружением при отсутствии прямой бизани на бизань-мачте) трисели вообще могут просто именоваться фок, грот и бизань.
Гафельный трисель представляет собой косой четырёхугольный парус, имеющий форму неправильной трапеции (№10 на рис.1). Нижней шкаториной (кромкой) трисель крепится (пришнуровывается) к гику (№5 на рис.1), верхней шкаториной — к гафелю (№2 на рис.1), передней — к мачте (трисель-мачте) (№1 на рис.1). Существуют разные способы крепления передней шкаторины триселя к мачте:
- пришнуровывается непосредственно к мачте при помощи слаблиня (№4 на рис.2).
- крепится (привязывается) к раксам, которые ходят по погону (ползунам, скользящим по мачте по закреплённому на ней специальному рельсу),
- к ходящим по мачте деревянным или железным обручам сегарсам (сегерсам).
Пятка гафеля снабжается усами (№8 на рис.1), охватывающими мачту, концы которых стягиваются бейфутом (№9 на рис.1), позволяя пятке скользить вдоль мачты. Пятка гафеля поднимается до места гафель-гарделью (№13 на рис.1), а необходимый угол наклона придаётся с помощью дирик-фала (№12 на рис.1).
Уборка триселя производится с помощью гитовых снастей, притягивающих середину паруса к мачте и гафелю. Гитов, закреплённый к верхней половине задней шкаторины и подтягивающий заднюю шкаторину к гафелю, называется верхним гитовом, а гитов, закреплённый к нижней половине задней шкаторины и подтягивающий парус к мачте — нижним. Между ними посередине задней шкаторины крепят гитов, который называется коренным. Верхние гитовы проводят через блоки, установленные под гафелем и его усами (под пяткой гафеля), и далее к основанию мачты, где закрепляют на мачте или нагельной планке. Нижние гитовы проводят через блок, прикреплённый к сегарсу паруса, и далее вниз к нагельной планке или на мачту. Коренные ведут напрямую через блок под усами гафеля, далее вниз и закрепляют там же, где и верхние гитовы.
Штормовой яхтенный трисель
На яхтах триселем называется штормовой парус небольшой площади, сшитый из прочной парусины. Трисель ставят вместо грота и поднимают грота-фалом (при бермудском парусном вооружении) или гарделью (при гафельном). Обычно площадь штормового яхтенного триселя составляет не более 20% (17,5%) нормального паруса. В отличие от гафельного, при бермудском парусном вооружении штормовой яхтенный трисель представляет собой косой трёхугольный парус.
Современная яхта со штормовыми триселями.Управляется трисель трисель-шкотом, заложенным на шкотовый угол и проведённым на корму яхты таким образом, чтобы линия тяги шкота делила шкотовый угол триселя примерно пополам. Трисель на яхтах не имеет гика (гик закрепляется или снимается с бугеля и укладывается на палубу) и обликовывается по всем шкаторинам.