Вторжение похитителей тел (фильм, 1956)

12-05-2021, 13:05

«Вторжение похитителей тел» (англ. Invasion of the Body Snatchers) — научно-фантастический фильм, снятый режиссёром Доном Сигелом в 1956 году по роману Джека Финнея. Это первая кинокартина, снятая по данному произведению: в дальнейшем было три других экранизации.

В 1994 году фильм был внесён в Национальный реестр фильмов при Библиотеке конгресса США.

Сюжет

Привезённый в психиатрическую лечебницу доктор Майлс Беннелл неистово вопит, пытаясь доказать, что он не сошёл с ума. Он рассказывает врачам свою необыкновенную историю…

Возвратившись в город Санта-Мира в Калифорнии после двух недель на медицинской конференции, Майлс встречает Бекки Дрисколл — свою подругу детства, которая несколько лет прожила в Лондоне и теперь вернулась после развода. Доктор также обнаруживает странные явления: один маленький мальчик в панике плачет и кричит, что его мать — больше не его мать, а сестра Бекки утверждает, что её дядя кажется ей не похожим на самого себя. От знакомого психиатра Кауфмана Майлс узнаёт, что таких пациентов в последние дни было уже много. При этом через несколько дней они уже заявляют, что всё нормально, несмотря на то, что врач не оказывал им никакой помощи.

Майлс и Бекки снова начинают встречаться. Они отправляются в кафе, но Майлса просит срочно приехать его друг Джек Белисек. У него они находят странный труп с бесформенным лицом, отдалённо похожим на Джека. Труп не имеет отпечатков пальцев и также кажется не совсем мёртвым, а как будто находящимся в каталептическом сне. Майлс очень удивляется и просит Джека присмотреть за трупом и обо всех изменениях сообщать ему. Во время беседы Джек случайно режет руку осколком разбитой посуды. Затем Майлс отвозит Бекки домой, где они видят отца Бекки, выходящего из подвала. Майлс не обращает на это внимания. Тем временем Джек и его жена засыпают, а когда просыпаются, обнаруживают, что труп окончательно сформировался в Джека, вплоть до пореза на руке. Они прибегают к Майлсу, и у того возникает страшное подозрение. Он отправляется к Бекки и, решив не стучать, пролезает через подвальное окно. В подвале дома он обнаруживает бездыханного двойника молодой женщины. Тогда Майлс отвозит Бекки к себе домой. Там он вместе с Бекки, Джеком и его женой обнаруживает в своей оранжерее гигантские стручки, плоды которых быстро вырастают в человекоподобные существа, похожие на настоящих людей. Майлс прокалывает их вилами. Оказывается, что большинство жителей городка заменены «двойниками», родившимися из этих рассыпанных повсюду стручков.

Пытаясь вызвать помощь по телефону, Майлс понимает, что все телефонные линии блокированы, и посылает Джека на машине предупредить жителей соседнего городка. Затем он и Бекки сами уезжают на машине. Владелец станции технического обслуживания подкладывает им в багажник два стручка, которые Майлс вскоре обнаруживает и поджигает. Майлс решает вернуться в Санта-Миру за своей медсестрой, однако с ужасом видит, что её «двойник» уже появился и даже приготовил стручок для своего ребенка. Майлс и Бекки понимают, что они единственные жители городка, избежавшие «дублирования». Они принимают таблетки, чтобы не заснуть: именно во время сна человека двойники занимают его место, выуживая из памяти человека всю индивидуальную информацию.

На следующее утро в городе начинается оживление. Все жители, собравшись на площади, встречают грузовики, наполненные стручками, которые выращены в окрестностях Санта-Миры. Эти стручки шериф города приказывает развозить по всем своим знакомым в соседних городках. Появляется Джек Белисек и психиатр Даниэль Кауфман, однако оба они уже являются двойниками. Они призывают Майлса и Бекки больше не сопротивляться и присоединиться к миру, где веры и эмоций, желаний и амбиций больше не существует. Кауфман объясняет, что семена прибыли из космоса, чтобы дать рождение стручкам, откуда выйдут существа, которые смоделируют более совершенное подобие людей. Этот процесс — первый этап колонизации Земли.

Майлс вместе с Бекки убегает из города. Всё население Санта-Мира бросается за ними. Они прячутся в гроте. Майлс на мгновение покидает Бекки, заинтригованный звуком музыки. Однако затем он видит, что на самом деле её издают грузовики, на которые погружают стручки. Возвратившись к Бекки, Майлс обнаруживает, что ей не удалось противостоять сну, и теперь её место занял абсолютно бесчувственный двойник. Она направляет своих братьев по крови по его следу. Майлсу удаётся добраться до автострады и, пробегая между машинами, он тщетно пытается предупредить водителей о страшной опасности, которая им грозит. «Вы следующие» — кричит он…

Рассказ Майлса окончен. Доктора, которые его слушали, скептически оценивают его умственное состояние. Но когда прибегает медицинский брат и рассказывает о странных стручках, которые он только что видел во время автокатастрофы, один из докторов решает позвонить в ФБР…

В ролях

  • Кевин МакКарти — доктор Майлс Беннелл
  • Дана Уинтер — Бекки Дрисколл
  • Ларри Гейтс — доктор Дэн Кауффман
  • Кинг Донован — Джек Белисек
  • Кэролин Джонс — Тедди Белисек
  • Джин Уиллес — медсестра Салли Уизерс
  • Ральф Дамке — начальник полиции Ник Гриветт
  • Вирджиния Кристин — Вильма Ленц
  • Том Фадден — дядя Айра Ленц
  • Кеннет Паттерсон — Стенли Дрисколл
  • Даббс Грир — Мак Ломакс
  • Уит Бисселл — доктор Хилл (в титрах не указан)

Производство

Фильм был снят за 23 дня с марта по апрель 1955 года. Изначально роль города Санта-Мира должен был исполнять калифорнийский городок Милл-Валли, но проведение съёмок в нём оказалось продюсерам не по карману, поэтому фильм снимали в различных городах округа Лос-Анджелес. Основной сюжет фильма представлен как история, которую Беннелл рассказывает врачам. Изначально же весь видеоряд это главной сюжетной линии и был снят и смонтирован, как будущий фильм, который и заканчивался буйством Беннелла на автостраде. Однако руководство студии сочло такой финал крайне пессимистичным для зрителей, поэтому в сентябре 1955 года за один день были отсняты сцены из вступления и финала, которые давали зрителю намёк, что ситуация не настолько плачевна. Дон Сигел и Дэниэл Мейнуоринг были не в восторге от итоговой версии фильма, потому что изначальная редакция нравилась им больше.

В титрах значится, что фильм был произведён в формате соотношения сторон Superscope — в оригинале фильм снимался в формате 1.85:1, но при монтаже студия решила, чтобы итоговая фильмокопия была отпечатана в формате 2.00:1, из-за чего кадр был обрезан сверху и снизу. По мнению Уолтера Вагнера, у изображения из-за этого ухудшились детализация и чёткость.

Факты

  • Ключевая идея фильма впервые была озвучена в малоизвестной новелле австралийского священника и писателя Роберта Поттера «Росток Садовода», написанной и опубликованной в 1892 году, более чем за 60 лет до написания Финнеем своей книги-источника. По сюжету, маскирующиеся под человеческий облик пришельцы пытаются разработать против людей губительную инфекцию, чтобы облегчить в будущем полномасштабное завоевание планеты. Однако какой-либо популярности эта книга не имела, а вскоре была затушевана огромным успехом «Войны миров» Герберта Уэллса.
  • В небольшой роли работника бензоколонки в фильме снялся Сэм Пекинпа. Впоследствии он утверждал, что, принимая участие в создании сценария, едва ли не полностью переписал его. Его претензии были столь настойчивы, что сценарист фильма пригрозил подать жалобу, после чего Пекинпа утихомирился. После его смерти наследники вновь поднимали этот вопрос.
  • После выхода фильма на экраны многие воспринимали фильм как аллегорию. Кто-то полагал, что фильм о коммунистической угрозе, другие — наоборот, что фильм антимаккартистский. Дон Сигел утверждал, что не имел в виду ничего такого, а просто снял фильм об инопланетном вторжении.
  • Сюжет фильма пародируется в одной из серий мультсериалов «Чёрный плащ » (серия «Капустные монстры»), «Хлам» (серия «Хлам и глазная инфекция»), «Южный парк» (серия «Дети-Готы 3: Рассвет позеров»), «Симпсоны» (серия «Treehouse of Horror XXIX») и «Капитан Симиан и космические обезьяны» (серия «Invasion of the Banana Snatchers»).
  • В фильме Роберта Родригеса «Гонщики» есть эпизод, в котором «Вторжение похитителей тел» показывают в кинотеатре. Одного из зрителей в зале сыграл Кевин Маккарти. Кроме того, в конце фильма, после окончания финальных титров, показана вырезанная из основного сюжета часть эпизода в кинотеатре, в которой принимает участие Маккарти.

Значение

«Вторжение похитителей тел» — единственный научно-фантастический фильм Дона Сигела и его любимая картина, имеющая культовую репутацию и занимающая почетное место среди шедевров жанра. Выбранная Уолтером Вагнером — одним из самых новаторских продюсеров Голливуда — серия статей Джека Финнея (авторские названия «Больше не спать» и «Я — кокон»), была с блеском адаптирована писателем Даниэлем Мэйнуорингом, который написал сценарии для картин «Из прошлого» (1947), «Необузданный» (1949), «Крупная кража» (1949) и «Малышка с лицом Нельсона» (1957). За исключением некоторых пробелов в деталях, нужно подчеркнуть, что драматическое развитие и гуманистический аспект раскрыты Мэйнуорингом очень полно. Пролог и эпилог в госпитале были вставлены Доном Сигелом по настоянию компании «Allied Artists». Обратите внимание на очень красивый финальный эпизод, показывающий выражающие ужас лица героев. В написании сценария принимал участие Сэм Пекинпа, снявшийся также в маленькой роли. Это он произносит фразу, обращаясь к главным героям: «Не убегайте. Вам все равно никто не поверит!». Спецэффектами занимался Милт Райс («Семь сердитых мужчин», 1955; «Мир без конца», 1956; «Остров вуду», 1957; «Некоторые любят погорячее», 1959; «Великолепная семерка», 1960; «Волшебный меч», 1962; «Последний киносеанс», 1971; «Гаргульи», 1972).


  • Aparoopa
  • Каждый день, кроме Рождества
  • 451 градус по Фаренгейту (фильм, 1966)
  • Жгучая тайна (фильм)
  • Жилец (фильм, 1927)

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования