Реконструкция Норрмальма

13-05-2021, 04:28

Реконструкция Норрмальма (швед. Norrmalmsregleringen) — брюсселизация северной части центрального Стокгольма в 1950-е, 1960-е и 1970-е годы. Во время перепланировки старый район Клара был заменен современным бизнес-центром («Сити») с большой площадью Сергельсторг; также там было проложено метро. В результате реновации было снесено более 750 старинных зданий, что расчистило место для новой застройки и развития городской инфраструктуры.

После того, как в 1850-х годах в Норрмальме был построен Центральный вокзал, то постепенно данный округ стал превращаться в очень оживлённое место. Первые дебаты о перестройке этой части города возникли в конце 1920-х годов — в мире набирало обороты развитие автотранспорта, но планировка большинства улиц Норрмальма оказалась совершенно неподходящей для автомобилей: узкие улицы и отсутствие парковок поспособствовали возникновению большого числа дорожных пробок. Все планы перестройки были отменены сначала из-за политических прений, затем Швеция оказалась втянута в Великую депрессию, а после началась Вторая мировая война.

Когда после войны в Швеции грянул экономический бум, то стало понятно, что перестройка Норрмальма неизбежна: Стокгольму требовался деловой район. В свою очередь жилой район Клара, который находился в этом округе, состоял в основном из зданий, построенных ещё в 19-м веке, чьи жилые помещения представляли собой маленькие квартиры без канализации, из-за чего район был крайне антисанитарным. В конечном итоге городские власти во главе с мэром Яльмаром Мером пришли к выводу, что будет проще снести старые здания и построить новые с более просторными помещениями. Одним из ключевых политиков, лоббировавших радикальное перекраивание городского центра, был член городского совета Ингвэ Ларссон.

Обновление Норрмальма является крупнейшим шведским градостроительным проектом по сей день. В нем была задействована значительная часть шведской архитектурной элиты. Даже принимая во внимание города, сильно разрушенные во время Второй мировой войны, мало мегаполисов Европы столь резко поменяли облик, как северный Стокгольм. Мнения о реконструкции диаметрально противоположные — от восторженных до остро критических. Со временем именно последние возобладали:

Мало в Швеции мест, которые бы в один голос поносили и пресса, и политики, и простые люди. Стокгольмский «Сити» считают неуютным и небезопасным из-за отсутствия жилья и жильцов, которые составляют традиционную ткань городской жизни. Район временами страдал от проституции, наркомании и других социальных болезней (см. Ограбление на площади Норрмальмсторг), которые связывают с монотонностью среды и громадными размерами построек. Его называют грязным и запущенным — как следствие низкого качества строительных материалов и скучной, однообразной архитектуры.

  • Норрмальм до реновации

  • Снос старой застройки

  • Строительство «пяти спичечных коробок» в 1964 г.

  • Строительство Стокгольмского метро

  • Церковь Св. Клары


  • Центральный вокзал — 42-я улица (Нью-Йоркское метро)
  • Новопеределкинская улица
  • Оболонский проспект
  • Тюменская кольцевая автомобильная дорога
  • В Калужской области ввели в строй 2 социальных объекта

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования