Лучше не бывает


«Лучше не бывает» (англ. As Good as It Gets) — романтическая трагикомедия Джеймса Брукса 1997 года о Мелвине Юделле (Джек Николсон), вспыльчивом писателе, страдающем обсессивно-компульсивным расстройством, который из-за своих патологических страхов и маний замкнулся в мире, ограниченном его домом и книгами, которые он пишет. Несмотря на свой характер, он в итоге становится другом своей постоянной официантки (Хелен Хант), матери-одиночки, и своего соседа-гея (Грег Киннир). Сценарий фильма написан Марком Эндрюсом и Джеймсом Бруксом.

Актёры, исполнившие главные роли в фильме, — Джек Николсон и Хелен Хант — получили кинопремию «Оскар» в номинациях «Лучшая мужская роль» и «Лучшая женская роль» соответственно.

В списке «500 величайших фильмов всех времен», составленном журналом Empire, «Лучше не бывает» занимает 140-ю позицию.

Сюжет

Мелвин Юделл (Джек Николсон) — успешный писатель-романист, проживающий в Нью-Йорке и страдающий от обсессивно-компульсивного расстройства, из-за которого, а также из-за его мизантропии, он не пользуется особой любовью у соседей по дому на Манхэттене, а также у всех, с кем ему доводится пообщаться. Мелвин каждый день обедает в одном и том же ресторане, за одним и тем же столом и использует при этом одноразовую посуду, которую приносит с собой из-за своей патологической боязни микробов, мизофобии. Он проявляет интерес к Кэрол Коннелли (Хелен Хант), единственной официантке в ресторане, способной выносить его поведение.

Кэрол Коннелли (Хелен Хант), Мелвин Юделл (Джек Николсон) и Саймон Бишоп (Грег Киннир)

Однажды Мелвину приходится взять на себя заботу о собаке по имени Верделл своего соседа, художника-гея Саймона Бишопа (Грег Киннир), который попал в больницу. Хотя поначалу он находит противным ухаживание за собакой, но постепенно он эмоционально привязывается к Верделлу, из-за чего получает больше внимания со стороны Кэрол. Когда Кэрол решает найти работу поближе к Бруклину, чтобы проводить больше времени со своим страдающим астмой сыном, Мелвин оплачивает за неё все медицинские издержки, вызванные болезнью сына, чтобы та вернулась на своё прежнее место работы и обслуживала его. Подозрительно отнесясь к поступку Мелвина, Кэрол приезжает к нему посреди ночи и говорит, что ни за что не будет спать с ним.

Выписавшись из больницы, Саймон обнаруживает, что его собака теперь больше любит Мелвина, чем его, что усиливает его творческий кризис. Не имея медицинской страховки, он также встает перед проблемой выселения из своей квартиры из-за неуплаты. По убеждению друзей он решается на поездку в Балтимор к своим родителям, чтобы просить у них денег. Но для этого ему нужен Мелвин в качестве водителя. Мелвин приглашает Кэрол составить им компанию, та с неохотой принимает предложение, и отношения всех троих начинают развиваться.

По возвращении в Нью-Йорк Кэрол заявляет Мелвину, что больше никогда не хочет его видеть. Однако потом раскаивается в своих словах и извиняется. Отношения между Кэрол и Мелвином остаются сложными, пока, наконец, Саймон, который временно переехал к Мелвину, не убеждает его поехать к Кэрол домой в Бруклин и признаться в своей любви. Фильм заканчивается тем, что Мелвин и Кэрол вместе идут за свежими булочками.

В ролях

Создание

На роли Мелвина Юделла и Кэрол Коннелли пробовались Джон Траволта и Холли Хантер соответственно. Роль художника-гея Саймона Бишопа изначально предлагали музыканту Майклу Стайпу, лидеру рок-группы R.E.M.. Прочитав сценарий, Майкл, всю жизнь мечтавший о кино, отказался сниматься в роли гомосексуалиста. Тем не менее, через несколько лет, в мае 2001 года в интервью журналу Time Стайп сделал признание о том, что является бисексуалом.

В одной из сцен фильма собака начинает переступать лапами через щели в тротуаре. Создатели фильма добились этого, сделав так, чтобы щели находились как можно ближе друг к другу. Собака Верделл была сыграна шестью разными брюссельскими гриффонами: Таймером, Спрутом, Дебби, Билли, Парфе и Джилл.

Ширли Найт, сыгравшая в фильме Беверли Коннелли, предложила свою роль известной актрисе и защитнице прав животных Бетти Уайт, но та отказалась, узнав, что в фильме с собакой будут плохо обходиться.

В 1998 году, на 70-й церемонии вручения премии «Оскар», после того, как было объявлено имя победителя в номинации «Лучшая мужская роль», Джек Николсон, поднимаясь на сцену, имитировал переступание между щелями плит, подражая своему герою. Актёр посвятил свой третий «Оскар» коллеге по фильму «Несколько хороших парней» Джей Ти Уолшу, умершему 27 февраля 1998 года.

Саундтрек

Отзывы

Фильм был положительно воспринят большинством кинокритиков, что подтвердили номинации на такие престижные кинонаграды, как «Оскар» и «Золотой глобус». На сайте Rotten Tomatoes рейтинг фильма, составленный на основе рецензий профессиональных критиков, составляет 88 %. Сайт Metacritic дал фильму 67 %, отмечая, что рецензии были неоднозначными. Кинокритик газеты Chicago Reader Джонатан Розенбаум высказался следующим образом:

Режиссёр картины Джеймс Брукс каким-то образом управляет персонажами, заставляет их бороться между собой. Всё это вперемешку со смешным, тяжелым, прекрасным и справедливым триумфом для основных героев.

Однако оценка не всех критиков была похвальной. Роджер Эберт дал фильму три звезды из четырёх, подметив, что «в картине существует некий компромисс: она вызывает улыбку, но не делает этого легко». При этом Эберт оценил хорошие диалоги и актёрскую игру. Кинокритик The Washington Post Дессон Хоу дал в целом отрицательный отзыв о фильме, написав:

Фильм буквально увязает в сентиментальности, да ещё и всяческие действия картины протекают чересчур быстро.

Награды и номинации


  • Линда Хант
  • Доброй ночи и удачи
  • Венера (фильм)
  • Выбор телевизионных критиков
  • Сарандон, Сьюзан

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования