Шурик


Шурик (полное имя — Александр Сергеевич Тимофеев) — герой ряда популярных советских кинокомедий, студент или инженер. В фильмах Леонида Гайдая роль Шурика играл актёр Александр Демьяненко, а в ремейке «Кавказской пленницы» — Дмитрий Шаракоис, озвучил Сергей Бурунов.

Участие в фильмах

Шурик является одним из главных героев в фильмах-кинокомедиях:

  • «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965). Здесь Шурик попадает в приключения самого разного характера.
  • «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967). Шурик невольно становится соучастником похищения студентки-спортсменки Нины, после чего спасает её и отправляет злоумышленников за решётку.
  • «Иван Васильевич меняет профессию» (1973). Шурик создаёт машину времени, чем невольно запускает серию приключений с участием царя Ивана Грозного. В этой части Шурик впервые предстаёт брюнетом, а не блондином, а также получает полное имя.
  • «Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика» (1977). Шурик создаёт машину времени (использованы кадры из фильма «Иван Васильевич…»), после взрыва которой засыпает, а в своём сне предстаёт ведущим концерта песен из гайдаевских фильмов.
  • «Старые песни о главном 2» (1997, небольшое камео)
  • «Старые песни о главном 3» (1998, частичное продолжение сюжета фильма «Иван Васильевич…»).
  • «Кавказская пленница!» (2014). Ремейк оригинальной ленты. Роль Шурика аналогична оригиналу, за исключением того, что он изображён здесь не как студент, а как журналист.

Создание персонажа и характеристика

В 1964 году Гайдай приступил к работе над созданием комедии «Несерьёзные истории» по сценарию Мориса Слободского и Якова Костюковского. Связующим звеном между тремя короткометражными новеллами должен был стать чудаковатый персонаж, выходящий победителем из разнообразных жизненных переделок.

Согласно первоначальному сценарию героя звали Владик Арьков. Цензоры забраковали идею, посчитав, что зритель расшифрует имя как Владлен, и у народа эксцентричная комедия начнёт ассоциироваться с вождём мирового пролетариата. Гайдай с лёгкостью согласился переименовать персонажа: режиссёру принципиально было не имя само по себе, а суффикс, придающий уменьшительно-ласкательный оттенок. Фамилия также за ненадобностью отпала. Лишь в последнем фильме (в основной серии) о приключениях Шурика фамилию персонажу своеобразно «подарил» Михаил Булгаков.

Другим прототипом персонажа был Чарли Чаплин, фильмы с участием которого Гайдай любил ещё с детства и во многом считал своим учителем. Так, отмечаются обильные параллели между новеллой «Напарник» и фильмом 1917 года «Тихая улица».

Список претендентов на роль был громаден: Александр Леньков, Виталий Соломин, Евгений Петросян, Сергей Никоненко, Евгений Жариков, Владимир Коренев, Геннадий Корольков, Иван Бортник, Валерий Носик, Всеволод Абдулов, Алексей Эйбоженко, Борис Амарантов, Александр Збруев, Олег Видов, Андрей Миронов (только на уровне переговоров). Ни один из них не устроил режиссёра, лепившего характер персонажа со своего: застенчивый, скромный, нелепый, не умеющий общаться с девушками, но бесконечно добрый, отзывчивый и всегда готовый помочь. Сходство образа персонажа с личностью режиссёра отмечали его близкие, включая Нину Гребешкову. Подходящим исполнителем роли Гайдай посчитал молодого ленинградского актёра Демьяненко, в реальной жизни тоже застенчивого и замкнутого; ради роли он согласился даже сменить цвет волос.

Сам актёр, в 1998 году в беседе с Веркой Сердючкой в передаче «СВ-шоу», по этому поводу отметил следующее:

Надо сказать, что это было довольно неприятно. В то время, тогда, не было же тех замечательных красителей, как сейчас. Поэтому меня красили бланкитом. Вы знаете, это что-то похожее на смесь извёстки с чем-то. Это жуткая процедура. Я был в то время брюнетом, таким жгучим. Мои волосы (мне всю голову намазали) сожгли этим бланкитом, и, к чёртовой матери, всю кожу на моей бедной голове. Так что, это впечатление осталось.

А вдова актёра Людмила Акимовна позднее вспоминала:

Его красили беспощадно, безобразно, до волдырей на коже. Тогда были жуткие краски. Хорошо ещё, что у Саши волосы густые и, несмотря на все эксперименты, он не полысел.

В «Кавказской пленнице» ещё сильнее прослеживается связь образа Шурика с характером Гайдая. Особенно похожи его ухаживания за Ниной — «трогательные и во многом нелепые». Неслучайно и совпадение имён героини фильма и супруги режиссёра.

В «Иване Васильевиче» образ Шурика значительно трансформируется. Характер меняется на более серьёзный, теперь он учёный с репутацией, с явно обозначенной жизненной целью — создать машину времени. Исчезают элементы пародийности на интеллигента: крашенные волосы, короткие штаны, длинные ботинки, крупные очки. «Шуриком» его называет только супруга, да и центральным персонажем фильма он уже не является, уступая место в кадре образам царя Ивана Васильевича, управдома Бунши и Жоржа Милославского.

Влияние персонажа на судьбу актёра

К Александру Демьяненко после съёмок в первых фильмах о Шурике прочно «прикрепилась» эта роль — хотя в последующих фильмах Александр играл абсолютно других персонажей, зрители воспринимали его не иначе как «студента Шурика». Это отчасти стало причиной расставания актёра с Гайдаем после съёмок фильма «Иван Васильевич меняет профессию», поскольку роль Шурика, пусть даже выросшего, стала ему мешать. Демьяненко озвучивал мультфильмы или дублировал иностранных актёров в зарубежных фильмах. Александр Сергеевич сыграл роль в сериале «Клубничка», где его персонаж уже не ассоциировался с Шуриком.

Последний раз Демьяненко сыграл роль Шурика в новогодних музыкальных телефильмах канала ОРТ «Старые песни о главном-2» и «Старые песни о главном-3», причём в основу последнего было положено продолжение сюжета «Ивана Васильевича…». Эти фильмы стали для актёра последними в жизни, не считая финальные эпизоды «Клубнички».

Память

  • Памятники Шурику и Лиде установлены на центральной аллее Краснодара и возле Рязанского государственного университета.

  • Несовершеннолетние (фильм, 1976)
  • Якубов, Алексей Андреевич
  • Тани Юн
  • Каникулы строгого режима
  • Макинтош (одежда)

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования