Погружательное крещение


Погружательное крещение — разновидность чина крещения, при котором крещаемый трижды погружается с головой под воду. Является наиболее древней формой совершения таинства крещения. Термин в основном применяется для противопоставления «обливательному» крещению.

Крещение погружением крещаемого в воду является наиболее древним способом совершения этого таинства. Само «крещение» в греческих Евангелиях называется словом βάπτισμα, что буквально переводится на русский как «погружение в воду». С первых веков христианства крещение совершалось тройным погружением в воду. 50-е апостольское правило гласит, что «Аще кто, епископ, или пресвитер, совершит не три погружения единого тайнодействия, но едино погружение, даемое в смерть Господню: да будет извержен». Даное правило было введено для борьбы с аномейской ересью, представители которой совершали крещение «во смерть Христову». Тем не менее во времена папы Григория Великого в Испании получило распространение крещение с одним погружением во Единство Божества, что папа признал приемлемым.

К XIII веку на Западе погружательное крещение было почти полностью вытеснено более простым в совершении обливательным крещением, а затем такая практика начала распространяться на Восток. В России это вызвало сопротивление как католическое новшество. Согласно решению Московского собора 1620 года признавалось только крещение с троекратным погружением, а крещённых обливанием нужно принимать через перекрещивание. После реформ патриарха Никона в Русской православной церкви стали вновь рассматривать обливательное крещение как допустимое, но погружательное крещение продолжало считаться основной формой совершения таинства. Крещение обливанием получило широкое распространение в Русской церкви только в советское время, когда не было возможности совершать крещения на открытых водоёмах, а устройство баптистериев было затруднительным. В постсоветское время её иерархия борется против безосновательного применения обливания.

Старообрядцы продолжают считать погружательное крещение единственно приемлемым. Поповские старообрядческие согласия при присоединении к ним обливательно крещённых православных, как правило, перекрещивают их погружательно. Беспоповцы же (кроме Спасова согласия) обычно перекрещивают всех, независимо от формы крещения. Сомнения в наличии трёхпогружательного крещения у грека Амвросия (Паппа-Георгополи) были одной из причин непризнания многими старообрядцами Белокриницкой иерархии. Апологет этой иерархии инок Павел (Великодворский) посвятил этой проблеме сочинения «Возражение со стороны древлеправославной Церкви на доводы сомнящихся и неприемлющих христопреданное священство, по причине якобы всеобдержно делающегося у греков в Крещении обливания, откуду прият на основании святоотеческих правил присоединившийся в нашу православную веру греческий митрополит Амбросий», «О трехпогружательном Крещении в греках» и другие.

Погружательное крещения младенца может вызвать определённые затруднения. Для этого может использоваться погружательно-обливательная форма крещения, при которой младенца ставят в воду по шею, а затем трижды возливают воду на голову. На Руси такая практика известна с XII века, но на Западе такой вид крещения использовался ещё с IV века.


  • Напарник (дайвинг)
  • Зараево
  • Исаак Антиохийский
  • Крещение Константина
  • Марцелл I

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования