Поколение Перестройки

15-05-2021, 10:24

Поколение Перестройки — поколение людей, родившихся в СССР в период с 1965 по 1973 годы. Оно является последним поколением, в полной мере заставшим советские культурные и социальные традиции. Участвовало в цикле Перестройки (1985—1991), но не имело серьёзного влияния на проводимые в стране преобразования ввиду молодости. Пережило развал СССР (1991 г.) в ключевом возрасте профессионального и личностного становления. В терминах теории поколений представляет собой старшую часть поколения X, младшая часть которого (1974—1980 г.р.) оказалась свидетелем Перестройки.

Теория поколений и её адаптация в России

В 1991 году Уильям Штраус и Нил Хоув на базе долгосрочных исследований экономики, политики, социологии, психологии в США, странах Юго-Восточной Азии, ЮАР, Европе и Латинской Америке опубликовали ставшую классической работу «Поколения. История Американского будущего. 1584—2069».

По мнению авторов и адептов созданной теории поколений, принадлежность к той или иной генерации в большей степени влияет на возможные жизненные траектории и мировоззрение человека, нежели его собственные усилия и стремления. В конкретных жизненных фазах представители одного поколения сталкиваются с одинаковыми крупными «формирующими» историческими событиями и социальными веяниями — и поэтому придерживаются определённых общих убеждений и моделей поведения.

Однако данная теория, хоть и является универсальной по сути, не может полноценно применяться по отношению ко всем странам мира. Это особенно касается установления границ «от—до» поколений по годам (вторая колонка в таблице), которые являются ориентировочными и могут сдвигаться у разных исследователей на несколько лет.

В 2003 году в России были предприняты исследования в рамках проекта «RuGenerations — Теория поколений в России», поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ). На основе различных исторических аспектов и социальных метаморфоз именно в реалиях СССР/России, а также сравнения их с общей теорией поколений введено разделение согласно таблице.

Для описания отечественных поколений предложены свои названия: поколение победителей, Холодной войны, последнее советское (оно же поколение Перестройки), первое несоветское (иначе: дети Перестройки, поколение свидетелей Перестройки), цифровое поколение.

Поколение Перестройки как часть поколения X

С точки зрения теории поколений, «формирующими» событиями поколения X и в мире в целом, и конкретно в РФ явились продолжавшаяся «холодная война» СССР со странами Запада, война в Афганистане, Перестройка, падение Берлинской стены, доступ к наркотикам, появление персональных компьютеров.

Российское поколение Х, в отличие, например, от американского, резко неоднородно. Один из определяющих критериев для разграничения — возможность участия в событиях, сопровождавших демонтаж СССР. По данному признаку «поколение X» в РФ объединяет две большие социологические группы: поколение, принявшее участие в процессах, связанных с общественно-политическим переустройством Советского Союза (неформально, «поколение прорабов Перестройки»), и поколение, в силу юного (до 18 лет в 1991 г.) возраста не имевшее возможности участвовать в Перестройке и не несущее ответственности за принятые тогда решения. Название «Поколение Перестройки» относится только к первой из групп (это 1965—1973 г.р.). Вторая может условно именоваться поколением свидетелей Перестройки или детей Перестройки, но это уже несоветское поколение граждан РФ. (В российской социологии существуют и более дробные классификации когорт, заставших Перестройку в не до конца зрелом возрасте, в зависимости от образовательно-трудового опыта, который люди успели приобрести в СССР. Продолжается идентификация поколений, родившихся после 1991 г..)

Поколение Перестройки в России и странах бывшего СССР встретило грандиозные политические и экономические потрясения, связанные с распадом страны, во взрослом, но ещё очень молодом (18—26 лет на 1991 г. — момент краха СССР) возрасте, в котором человек, как правило, не способен влиять на процессы национального масштаба (может быть «прорабом», но не «генералом»).

Характеристика поколения Перестройки

Школьное детство

Идеология советского ребенка-подростка, чьи школьные годы пришлись на 1970—1980-е годы, базировалась на ценностях труда, работы на общее благо. Повседневная жизнь школьников тогда строилась на таких делах как массовый сбор макулатуры, металлолома, полевые работы, помощь в колхозах, субботники и т.д. Однако, анализ писем в редакцию газеты «Пионерская правда» показал, что далеко не для всех и каждого идея прививания трудовой ответственности была привлекательна. Также среди детей развивался дух конкуренции, желания превосходства.

«Накануне нового года наша учительница литературы попросила нас ответить на вопросы анкеты „Пятилетка — мне, я — пятилетке“. Мне не пришлось долго думать над вопросом: „О каком дне пятилетки Вы могли бы сказать — большой день моей жизни?“. Есть такой день и у меня. Это когда я в три раза превысил дневную норму сбора чайного листа. Вместо 10 килограммов чая собрал 30! Ну и что же, что болели руки и спина. Рекорд моего товарища из параллельного класса был побит! Ежедневно подводились итоги. На линейке награждались победители. На этот раз это был я… Моя позиция? — Активная, трудовая!» — пишет ученик 10-го класса средней школы им. Ф. Эшба (Абхазская АССР)

К началу 90-х молодые люди стали оценивать пионерскую и комсомольскую деятельность иначе. Это подтверждал и Всесоюзный социологический опрос 1990 г. В нем, на вопрос «Нравится ли тебе быть пионером?» только 42 % школьников-участников опроса ответили положительно. Остальные ответы распределились следующим образом: 30 % не нравится быть пионером, 20 % не знают, как ответить, а 6 % совсем не ответили. Среди причин того, почему же не нравится быть в пионерской организации, были такие: «Мне в ней скучно, неинтересно — 31 %; здесь много слов, но нет настоящих дел, не видно результата — 19 %; я не приобретаю ничего полезного для жизни — 17 %; все решают взрослые, у пионеров нет самостоятельности — 14 %; в ней хорошо только активистам — 9 %; нет дружбы, товарищества — 8 %; не помогает мне развивать способности, заниматься любимым делом — 8 %».

Объекты подражания

Для школьников первой половины 1980-х гг. кумирами являлись пионеры-герои, молодые коммунисты.

Из дневника Евгения З.:«10-е апреля. Ульяна, ты по-чеховски прекрасна. Ты для меня станешь примером в жизни. Слышишь, Ульяна, это ты с нами незримо присутствуешь на комсомольских собраниях, на воскресниках, сидишь с нами на уроках. Посоветую моим подшефным октябрятам, будущим пионерам, бороться за присвоение звания отряду имени Ульяны Громовой»

Однако к началу 1990-х гг. ценностная картина подрастающего поколения школьников стала меняться. По данным всесоюзного социологического опроса 1990 г. школьники уже меньше всего хотели подражать комсомольцам и коммунистам. Их кумирами и героями становились все в большей степени современники, те, кто существовал в их жизненном поле. А это, как показывали опросы, были родители (48 % от числа опрошенных), певцы-исполнители современной музыки (19,6 %), спортсмены (19,6 %), артисты кино, театра (14 %), герои книг, кинофильмов, спектаклей (12 %). Примечательно и то, что 20 % школьников от числа опрошенных хотели быть похожими прежде всего на самих себя.

Вхождение во взрослую жизнь

Ключевой для профессионального и личностного становления любого индивидуума период — период окончания образовательных учреждений, первых трудовых лет, создания семей — для поколения Перестройки пришёлся на время стагнации советской экономики, краха инфраструктуры, пика политической нестабильности (конец 1980-х и начало 1990-х). В таких условиях было непросто приобрести хоть какой-то профессиональный опыт на рабочем месте, получить достойный официальный заработок, построить долговременные личные отношения, основанные на советских ценностях. По сути, в то время для финансового успеха было необходимо заняться деятельностью, которая по законам ушедшего советского времени считалась бы преступной (коммерция и др.), или эмигрировать. К мгновенному изменению устоев и менталитета был готов далеко не каждый.

Понятно, что в такой ситуации становление происходило совсем не так, как было бы в более спокойных общих условиях.

Специалисты с высшим образованием после окончания вузов попали на открытый, ещё не сформировавшийся рынок труда. Работы не было. Нужно было выживать, самим решать свою судьбу. Поэтому класс российских предпринимателей — это представители именно поколения Перестройки.

Основные черты личности

Психологи часто называют данную группу «Неизвестные». Основные ценности поколения:

  • изменения
  • возможность выбора
  • глобальная информированность
  • индивидуализм
  • стремление учиться (сопровождает их а протяжении всей жизни)
  • неформальность взглядов
  • прагматизм
  • гендерное равноправие

Следует отметить, что поколение Перестройки провело детство в период до-Интернета, соответственно, тяга к быстрой адаптации и освоению нового, в частности технологий, также присуща этому поколению. Поколение Перестройки отличается хорошо развитой самостоятельностью, их часто называют «дети с ключами на шее». Родители данного поколения работали много и долго. Поэтому в них с детства заложены стремление к реализации, работе с простором для творчества. Это первое поколение эпохи, в которую стали цениться оригинальность, умение мыслить «вне рамок».

Трудовые отношения с поколением Перестройки

Ru.Generations провели исследование, в котором изучили особенности управления поколением Перестройки в работе. При этом авторы исследования объединяли данное поколение с более молодыми, но являвшимися свидетелями перестройки. Были сделаны выводы, что при работе с такими людьми следует

  • при постановке задачи обязательно объяснять и общую концепцию, и конкретный смысл задачи (для этих людей ценностями являются рационализм, прагматизм, а также признание их как личности, они не просто исполнители, которые выполняют то, что им скажут);
  • пояснять, почему выполнение задачи важно для руководителя/какого-то лица (обсуждаемый контингент работников более ориентирован на интересы конкретного человека, ему так легче принимать решения и действовать);
  • периодически узнавать ценности конкретного сотрудника и пояснять, как выполнение задачи поможет в удовлетворении запросов (ценность для представителей обсуждаемых когорт — это деньги как возможность обеспечить безопасность себе и семье, путешествия-поездки, в которых совмещаются работа и отдых, возможность управлять своим временем);
  • давать возможность выбора, создавать некую обстановку «свободы» решений;
  • чётко прописывать систему правил, последствий за нарушения, вознаграждений за достижения (иначе работник будут постоянно «проверять» систему правил и стремиться выходить за её рамки, остановить его может только рациональное понимание, что это повлечёт последствия).

Поколение Перестройки в массовой культуре

  • Фильм «Моя перестройка»(2010)
  • Фильм «Поколение Х» (2018)

  • Странник (журнал)
  • Ford Festiva
  • Ford Festiva
  • Ford Festiva
  • Volkswagen Golf

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования