Ваджрапани


Ваджрапани (санскр. वज्रपाणि, IAST: Vajrapāṇi, от санскр. वज्र, IAST: vajra — «удар молнии» или «алмаз», и पाणि, IAST: pāṇi — «в руке»; то есть «держащий ваджру») — в буддизме махаяны и ваджраяны бодхисаттва. Является защитником Будды и символом его могущества.

Широко распространён в буддийской иконографии как один из трёх божеств-охранителей, окружающих Будду. Каждый из них символизирует одну из добродетелей Будды: Манджушри — проявление мудрости всех Будд, Авалокитешвара — проявление сострадания всех Будд, Ваджрапани — проявление могущества всех Будд.

Учение

Гаутама Будда и его защитник Ваджрапани. Гандхара, 2 век н. э.

На санскрите Ваджрапани называют также "Ваджрасаттва" (वज्रसत्त्व, IAST: vajra-sattva), а на тибетском — Чана Дордже (ཕྱག་ན་རྡོ་རྗེ་; Вайли: phyag na rdo rje).

В "Сутре золотого блеска" (санскр. सुवर्णप्रभासोत्तमसूत्रेन्द्रराज IAST: suvarṇaprabhāsottamasūtrendrarājaḥ) он называется «Великим генералом якшей».

В текстах Ваджраяны о Ваджрапани говорится как о бодхисаттве, который "проявляет могущество всех Будд", подобно тому как Авалокитешвара проявляет их великое сострадание, Манджушри — их мудрость, а Тара — их чудотворные деяния. Для йогов Ваджраяны Ваджрапани представляет способ преисполнения твёрдой решимости и символизирует неослабевающую эффективность в покорении невежества.

Иконографически его напряжённая поза — это поза воина-лучника (санскр. - pratayalidha). Она напоминает позицию «к бою» в фехтовании. В своей вытянутой правой руке он держит ваджру, а в левой — лассо, которым он связывает демонов. Он носит корону из черепов, из под которой видны его волосы. У него гневное выражение лица. У него обозначен третий глаз. У него змеиное ожерелье и набедренная повязка из шкуры тигра, чья голова видна у его правого колена.

В Амбаттха Сутте Палийского канона рассказывается об одном примере как Ваджрапани защищал честь Будды. Молодой брамин по имени Амбаттха посетил Будду и оскорбил его, говоря, что клан Шакья, из которого был родом Будда, является жалким и низким и должен преклоняться перед браминами. В ответ Будда спросил брамина, не ведёт ли его семья происхождение от «рабыни Шакья». Амбата продолжил оскорблять Будду, не отвечая на его вопрос. Когда Будда не получил ответа и во второй раз, он предупредил Амбату, что его голова будет разбита на кусочки, если он не ответит и в третий раз. Амбата испугался, увидев Ваджрапани, проявляющегося над головой Будды и готового ударить брамина своей ваджрой, и быстро объяснился.

Каждый бодхисаттва на пути к тому, чтобы стать Буддой, имеет право на защиту Ваджрапани, что делает его непобедимым для любых атак со стороны «как людей, так и призраков».

Мантра

С Ваджрапани связана мантра IAST: oṃ vajrapāṇi hūṃ phaṭ. Его семенной слогIAST: hūṃ.

Покровитель монастыря Шаолинь

В своей книге Монастырь Шаолинь (2008) профессор Меир Шахар упоминает Ваджрапани как святого покровителя монастыря Шаолинь. Короткая история в антологии Тан автора Чжан Чжо (660 — 741) показывает, насколько Ваджрапани почитался в монастыре как минимум с восьмого столетия. В этой истории рассказывается о монахе Шаолинь Сэнчоу (480 — 560), который обрёл сверхъестественную силу и стал мастером боевых искусств, молясь Ваджрапани и питаясь сырым мясом. Настоятель монастыря Цзудуань (1115 — 1167) воздвиг в его честь колонну во время династии Сун.

В Шаолине также считают Ваджрапани проявлением бодхисаттвы Гуаньинь. Китайский учёный А Дэ считает, что причина этого в том, что в Лотосовой сутре сказано, что Гуаньинь (санскр. - Авалокитешкара) может принимать вид любого существа, чтобы наилучшим образом способствовать распространению дхармы.

Иконография

Изображение Ваджрапани, защитника Будды, в образе Геракла (справа), 2 век н. э. Гандхара, Британский музей.

Буддхагхоша связал Ваджрапани с богом Индрой, поэтому его первые изображения в Индии были отождествлены с богом грома. Когда буддизм распространился в Центральную Азию и смешался с эллинистическими влияниями, образовав греко-буддизм, то греческий герой Геракл был принят для изображения Ваджрапани. В дальнейшем он обычно изображался мускулистым атлетом с короткой «алмазной» дубинкой в руках.

С VI века буддизм Махаяны распространялся в Корею и Японию (в Китае он известен с первого века). В Японии Ваджрапани известен как Сюконгосин (яп. 執金剛神 сюконго:син, Бог, держащий алмазный жезл) и был вдохновением для нио (яп. 仁王 ни о:, букв. великодушные короли) гневного и мощного божества-охранителя Будды, стоящего сегодня у входа многих буддийских храмов в виде пугающей статуи, похожей на борца.

Некоторые предполагают, что божество Картикея, которое носит титул Сканда, — это тоже проявление Ваджрапани, поскольку они оба держат ваджру как оружие и изображаются в огненном сиянии.


  • Авалокитешвара
  • Яска
  • Чула-вагга
  • Каула-упанишада
  • Четыре уровня святости

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования