Лукин, Владимир Игнатьевич

3-06-2021, 18:00

Владимир Игнатьевич Лукин (8 [19] июля 1737, Санкт-Петербург — 9 [20] июля 1794, там же) — русский драматург, литератор, государственный деятель, масон.

Биография

Самостоятельно изучил французский, немецкий и латинский языки. В 1752 году начал службу копиистом при Герольдмейстерской конторе. 23 мая переведён копиистом в контору лейб-кампанской роты Преображенского полка, где служил под началом И. П. Елагина, в лице которого нашёл влиятельного покровителя. Участник Семилетней войны.

В 1762 определён секретарём в штат К. Г. Разумовского. В конце 1763 вышел в отставку, совершил поездку в Париж. 3 декабря 1764 года определён в кабинет-секретари, работал вместе с Фонвизиным в канцелярии Елагина.

В 1767—1767 совершил поездку по Европе. В 1771—1771 командирован за границу, посетил Лондон по масонским делам. В 1774 стал членом главной дворцовой канцелярии, произведён в коллежские советники. С 1782 статский, с 1786 — действительный статский советник.

Крупный деятель русского масонства. С 1772 года член ложи «Муз» Елагинской системы. Член -основатель ложи «Урания», учреждённой в 1773 ложей «Муз». В 1773 −1774 — Секретарь Великой Английской (Провинциальной) ложи. В феврале 1774 избран почётным членом берлинской ложи «Royal York zur Freundschaft».

Литературное творчество

Лукин первый в русской литературе выступил с протестом против условностей классицизма и крайней подражательности. Свои взгляды он излагал в предисловиях к своим пьесам. Он считал необходимым в русских пьесах и пьесах, переделанных на русские нравы, избегать того, что совершенно этим нравам не свойственно. Лукин стремился к простоте языка и отрицательно относился к комедии Сумарокова, чем стяжал репутацию хулителя славных русских писателей. Понимание «самостоятельности», которой Лукин требовал от русской комедии, было чисто внешнее. Оно сводится к устранению бытовых черт, чуждых русским нравам, имен вроде Оронта, которые были в ходу еще в начале XIX века, даже в некоторых пьесах Грибоедова.

Единственная «самостоятельная» пьеса Лукина: «Мот любовью исправленный» (1765), написанная во исполнение желания императрицы Екатерины видеть комедию «прямо российскую», представляет собой довольно неудачное подражание французским пьесам, совершенно лишенное действительной самобытности.

Другие его пьесы-переделки «на русские нравы» французских комедий. Одна из лучших — «Щепетильник» (переделка с французского). «Щепетильник» (bijontier) торгует безделушками во время маскарада. Это позволяет автору провести перед зрителем ряд лиц — Вздоролюбова, Обиралова, Легкомыслова, — представляющих собой копии с французских оригиналов; только в поэте Самохвалове есть очень отдаленное отражение личности Сумарокова. Любопытны попытки Лукина заставить крестьян говорить народным языком. Успеха пьесы Лукина не имели и вызывали нападки со стороны журналов. Рассказывают, что во время представления одной из его пьес какой-то злой шутник раздавал всем присутствующим старые газеты, говоря, что они гораздо интереснее пьесы.

Лукин горячо приветствовал появление в 1765 г. «всенародного театра», признавая его воспитательную роль. Совместно с Елагиным Лукин перевел роман «Приключение маркиза Г., или Жизнь благородного человека, оставившего свет». Его пьесы изданы в 1868 г. Ефремовым («Сочинения и переводы В. И. Лукина и Б. Е. Ельчанинова», со статьей А. Н. Пыпина). — См. В. Б. «И. В. Лукин» («Ежегодник Императорских театров», 1893—1894); Тихонравов «Сочинения» (том III, часть 2); Варнеке «История русского театра».


  • Дивов, Иван Иванович
  • Рогге, Владимир Петрович
  • Тизенгаузен, Николай Оттович
  • Козлов, Иван Иванович (сенатор)
  • Левашов, Михаил Дмитриевич

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования