Школа № 6 (Обнинск)

22-06-2021, 15:00

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» (с 1992 по 2001 год — Гуманитарный лицей, с 2001 по 2011 год — Лицей) — общеобразовательное учебное заведение муниципального подчинения города Обнинска Калужской области.

В ряду обнинских школ школу № 6 в настоящее время относят к «крепким середнякам». В апреле 2011 года школа не прошла аккредитацию как лицей и впервые с 1992 года снова стала называться школа № 6.

Общие сведения

Направление профильной подготовки

Информационно-технологическое (на 2009—2010 учебный год)

Формы обучения

  • Очная
  • Экстернат
  • Индивидуальное обучение

Преподавательский состав

Численный состав преподавателей в 2010 году:

  • Начальная школа — 8
  • Основная школа — 17
  • Администрация — 7

В 2010 году в лицее преподавали 2 заслуженных учителя Российской Федерации, 5 отличников народного просвещения, 5 почётных работников общего образования Российской Федерации, 1 кандидат педагогических наук.

Учащиеся

Количество учащихся на начало 2008—2009 учебного года — 445.

История

  • 1966 — В новом, специально построенном типовом школьном здании из белого силикатного кирпича создана средняя общеобразовательная школа № 6 города Обнинска.
  • 1973 — Школу окончил Александр Алымов, в будущем военный лётчик, погибший в Казахстане при уводе своего вышедшего из строя самолёта от крупного населённого пункта. Из школы № 3 в третий класс школы № 6 перевёлся Сергей Белоголовцев, в будущем телеведущий и актёр, участник «ОСП-Студии».
  • 1974 — Не доучившись до окончания школы меньше трёх месяцев, перевёлся в спортивный интернат в Москве Александр Савин, в будущем олимпийский чемпион, двукратный чемпион мира по волейболу, лучший волейболист мира 1978 и 1982 года, лучший волейболист мира десятилетия (1970—1980).
  • 1975 — Школу окончил Алексей Собачкин, в будущем журналист.
  • 1976 — Окончив пятый класс школы № 6, Сергей Белоголовцев перевёлся в школу № 7, в которой учились его дворовые друзья.
  • 1977 — Школу окончил Евгений Данилов, в будущем поэт, журналист.
  • 1978 — Директором школы назначена Раиса Павловна Маслевская (до назначения — учитель истории обнинской школы № 7). Организован школьный вокально-инструментальный ансамбль с неофициальным названием «Ангелы ада» (существовал до 1980 года — школьного выпуска участников), исполнявший, главным образом, песни из репертуара групп «Цветы» и «Машина времени». Школу окончил Дмитрий Замятин, в будущем основоположник гуманитарной географии, культуролог, эссеист, поэт.
  • 1980 — Школу окончили Ярослав Антонов, в будущем двукратный чемпион Европы по волейболу, лучший волейболист мира 1987 года; Александр Силуянов, в будущем обнинский менеджер в области спорта, общественный и политический деятель; Олег Колесников, лидер школьного ансамбля «Ангелы ада», в будущем обнинский предприниматель, общественный и политический деятель.
  • 1981 — Детская музыкальная школа № 1 открыла в школе № 6 отделение общего эстетического воспитания. Школа № 6 стала школой полного дня с углубленным эстетическим воспитанием.
  • 1982 — Школу окончил Игорь Сокрустов, в будущем шахматный тренер и международный арбитр.
  • 1984 — Работа под эгидой Научно-исследовательского института художественного воспитания Российской академии образования.
  • 1985 — Школу окончил с золотой медалью Пётр Резвых, в будущем историк философии, ведущий российский специалист по философии Шеллинга.
  • 1986 — Школу окончил с золотой медалью Дмитрий Зотов, в будущем топ-менеджер.
  • 1987 — Школу окончил Владимир Невиница, в будущем физик-ядерщик, учёный секретарь Института ядерных реакторов РНЦ «Курчатовский институт».
  • 1989 — Школа получила статус экспериментальной площадки при Министерстве образования СССР по разработке методов суггестивной педагогики.
  • 1990 — Сотрудничество с Институтом развития личности Российской Академии образования.
  • 1991 — Школа стала победителем конкурса «Школа года России».
  • 1992 — Школа № 6 была преобразована в «Гуманитарный лицей».
  • 1996 — Гуманитарный лицей стал победителем конкурса «Школа года России».
  • 1997 — Гуманитарный лицей стал победителем конкурса «Школа года России». Гуманитарный лицей окончил Игорь Милюков, в будущем певец-тенор, лауреат премии «Овация» (2008).
  • 2000 — Гуманитарный лицей получил статус областной экспериментальной площадки по созданию модели образовательного пространства школы, формирующей творческие способности и духовный мир ребёнка.
  • 2001 — «Гуманитарный лицей» одним из первых прошёл аттестацию по системе КААС ДОУ, проведённую Департаментом образования и науки г. Калуги и получил лицензию как Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей». Вышел первый номер лицейского журнала «Лидер-times». Лицей одновременно окончили пять золотых медалистов (рекорд за всё время существования школы).
  • 2005 — Лицей стал победителем конкурса «Школа года России». Вышел первый номер литературно-поэтического альманаха «Восхождение» (библиотечка журнала «Лидер-times») одноимённого школьного поэтического объединения со стихами учеников.
  • 2006 — Лицей стал победителем конкурса «Лучшее общеобразовательное учреждение» в рамках приоритетного национального проекта «Образование» 2006 года.
  • 2008 — Лицей начал работу в рамках областного эксперимента по интеграции базового и дополнительного образования для обогащения содержания образовательного пространства.
  • 2009 — Лицей получил статус экспериментальной площадки учреждения Российской академии образования «Институт семьи и воспитания» по теме «Развитие ценностно-смысловой сферы личности в процессе этического воспитания» (научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор А. И. Шемшурина).
  • 2010 — В Лицее создан музей Безымяной высоты (о бое местного значения Второй мировой войны у деревни Рубеженка Калужской области в ночь с 13 на 14 сентября 1943 года).
  • 2011 — В апреле Лицей не прошёл аккредитацию как лицей и впервые с 1992 года снова стал называться школа № 6. Директором школы № 6 назначена Нина Анатольевна Тарасова (до этого — заместитель директора Лицея по учебно-воспитательной работе).
  • 2014 — В марте школьная команда по шахматам в составе капитана Ильи Стремедловского (6 класс), Дарьи Некрасовой (3 класс), Николая Белоусова (3 класс) и Луки Данильченко (1 класс) победила в областном этапе всероссийского детского турнира «Белая ладья» и прошла в финал турнира, где не попала в число призёров.

Успехи

С 1979 года школу окончили с золотой медалью 32 учащихся, с серебряной — 62. В среднем из школы ежегодно выходят один золотой и два серебряных медалиста. Процент поступления в вузы стабильный и составляет до 95%. Более половины выпускников поступает на технические и естественные факультеты вузов.

Школа четырежды становилась победителем конкурса «Школа года России» (1991, 1996, 1997, 2005).

Лицей — победитель конкурса общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные технологии, в рамках приоритетного национального проекта «Образование» 2006 года.

В 2010 году в лицее работали победители конкурса «Лучшие учителя общеобразовательных учреждений» в рамках приоритетного национального проекта «Образование»: Н. Н. Голюк, В. Н. Клепиков, Л. Н. Лукина, Л. Н. Смолякова.

Критика школы

Основная критика школы сводится к эклектичности и противоречивости образовательной концепции, очевидным уже на уровне изменений названия учебного заведения, и авторитарности руководства второго директора учебного заведения — Р. П. Маслевской.

Критика образовательных технологий

Самым последовательным критиком образовательных технологий «гуманитарного периода» школы стал учитель г. Чапаевска Самарской области Дмитрий Ильич Корнющенко (р. 1942), автор «интегральной диалогики» — собственной концепции гуманитарного образования:

...В «Современных образовательных технологиях» рассмотрены и описаны 50 педагогических технологий. Не претендуя на анализирование всего объема книги, мы остановились только на семи из них <...> Каково наше резюме? Только две из этих семи, на наш взгляд, являются подлинно самобытными, оригинальными, далеко выходящими за привычные рамки школьного обучения и воспитания, и способными изменить прежде всего рутинные формы гуманитарного образования, а, значит, предоставить простор для гуманизации и гуманитаризации образования, без упоминания которых не обходится ни одна из существующих ныне педагогических технологий.

Эти две технологии: «Диалог культур» В. С. Библера и С. Ю. Курганова (ШДК) и «Вальдорфская педагогика» — пусть и не в штейнерианском варианте, который ныне, тем более в России, просто не досягаем, но возможен в тех интерпретациях, которые приведены Г. К. Селевко.

Другие рассмотренные технологии, с нашей точки зрения, представляют из себя обычный, но хорошо организованный и структурированный учебно-воспитательный процесс, направляемый умелым, опытным и, как правило, авторитарным лидером. Умело осуществляемая таким лидером модификация процесса образования и воспитания в том или ином направлении и создает представление о присутствии в деятельности школы педагогической технологии под тем или иным наименованием. И её наполняемость зависит именно от воли лидера, чаще всего директора школы. Такую ситуацию, например, мы наблюдали в школе № 6 г. Обнинска Калужской обл. на Всероссийском семинаре «Нетрадиционные методы обучения и воспитания» в октябре 1990 г. <...> Участники семинара могли оценить в работе школы № 6 и методы интеграции, охватывающие все содержание учебного плана, и формы эстетического воспитания во всех видах деятельности учащихся, и суггестивную педагогику — средство нравственного воспитания, и отделение вальдорфской педагогики в начальных классах, и методы самовоспитания и саморегуляции у старшеклассников... И все эти, вызывающие полное педагогическое уважение и признание технологические приемы находились в жёстких руках генерального директора УВК Р. П. Маслевской. Её не очень беспокоило то обстоятельство, что составляющие элементы технологии обучения и воспитания, применяемые в школе, не только не согласуются друг с другом, но и прямо противоречат друг другу. Беспокойство же не возникало по той причине, что директор как педагог-теоретик не владела основными понятиями и тонкостями тех структур, которыми она управляла, что легко можно было обнаружить во время изложения ею доклада «Развитие личности в условиях УВК — развитие духовного мира ребёнка». Р. П. Маслевская была типичным «крепким советским руководителем» с такими же типичными патриархальными замашками, которые волей-неволей самого строптивого учителя заставят делать то, что хочет «мать-командирша», а не то, что хочет делать он сам. С равным успехом она могла бы руководить и добиваться прекрасных результатов в любой сфере: культуры, быта, экономики и т. п.

Критика названия

Школа дважды в течение девяти лет поменяла название, что для общеобразовательной школы, имидж которой нарабатывается десятилетиями, равносильно почти полной потере бренда.

Переименование средней школы № 6 в «Гуманитарный лицей» произошло в 1992 году — в период моды на переименования в сфере образования. В большей степени это коснулось высшего образования (значительная часть институтов была переименована в университеты и академии), в меньшей — среднего образования. При относительно небольшом количестве школ в Обнинске можно было предположить, что лицей на весь город может быть и остаться один. Но даже в этом случае именная школа («№ 6») получила обезличенное название «гуманитарный лицей». В это же время многие школы по стране переименовывались в лицеи, оставляя при этом в качестве основного отличительного признака свои номера. Сила прежнего и невнятность нового бренда были таковы, что в публичном пространстве школе давали следующие названия:

  • Школа № 6 (гуманитарный лицей) Обнинск
  • Лиц. 6 гуманитарный
  • Школа № 6 Гуманитарный лицей Обнинск
  • Лицей № 6 Гуманитарный Лицей Обнинск
  • Школа № 6 Гуманитарный Центр Обнинск
  • Спецшкола № 6 Гуманитарный Центр Обнинск
  • Школа № 6 Обнинская Свободная Школа
  • Гуманитарная гимназия

Переименование в 2001 году «Гуманитарного лицея» в «Лицей» ещё более усугубило ситуацию. Теперь его стало сложно отличать от появившихся в Обнинске лицея «Держава», Технического лицея и Физико-математического лицея. В прессе иногда использовалось название «Обнинский лицей» с почти непременным добавлением в скобках «школы № 6». Официальное название «МОУ "Лицей"» использовалось почти исключительно в официальных документах. «Недоназванность» Лицея была видна даже в его официальной электронной почте, в которой использовалась часть современного официального названия «МОУ» и бывший номер школы: mou.06@mail.ru. Так же, «МОУ № 6», Лицей иногда называли в СМИ и пресс-службе администрации Обнинска.

Основное изменение, которое закладывалось при переименовании школы № 6 в «Гуманитарный лицей» в 1992 году, касалось гуманитарного перепрофилирования школы. Это фундаментальное изменение также вступило в противоречие с ныне принятой в России практикой наименования профильных общеобразовательных школ. Так, гуманитарную направленность имеют гимназии, технико-естественную — лицеи. Переименование в 2001 году «Гуманитарного лицея» в «Лицей» фактически предопределило очередное изменение профиля школы. Начальник управления общего образования города Обнинска так и писал в своей статье в 2010 году:

Лицей, как учебное заведение, предполагает технико-естественное научное направление. Речь идет о «Державе» и «Обнинском лицее» (6-я школа).

Косвенным образом это подтверждалось публичным докладом МОУ «Лицей» за 2009 год:

Более половины выпускников поступает на технические и естественные факультеты ВУЗов.

В апреле 2011 года учебное заведение не прошло аккредитацию как лицей и впервые с 1992 года снова стало называться школа № 6.

Директора

  • 1966—1978 — ?
  • 1978—2011 — Раиса Павловна Маслевская (р. 1935), Заслуженный учитель Российской Федерации, Отличник народного просвещения. Инициатор переименования средней школы № 6 в «Гуманитарный лицей» и гуманитарного перепрофилирования школы в 1992 году. До назначения директором школы № 6 была учителем истории в школе № 7. Член Российского Союза профессиональных литераторов, автор трёх опубликованных стихотворных сборников. В апреле 2011 года Лицей не прошёл аккредитацию как лицей и снова стал называться школа № 6. Контракт с Маслевской, истёкший летом 2011 года, администрацией города не был продлён. Однако, должность директора в школе заняла ставленница Маслевской, её бывший заместитель — Нина Тарасова.
  • 2011 — по настоящее время — Нина Анатольевна Тарасова. До назначения директором была заместителем директора по учебно-воспитательной работе Лицея. Выпускница школы № 6. Карьеру в школе начинала с должности старшей вожатой.

Библиография

  • 9 февраля в городском Дворце культуры прошла церемония открытия Года учителя // Обнинск.
  • Беляева Марина. Кадры решают всё (недоступная ссылка) // Новая среда +. — 27 апреля 2011 года.
  • В калужском Обнинске эвакуировали школу из-за распыленного газового баллончика // REGNUM. — 8 мая 2014 года.
  • Выявлен самый некурящий класс города // Неделя Обнинска. — 17 декабря 2010 года.
  • Гусева Людмила. Обнинские шахматисты поедут в Астрахань // Obninsk.Name. — 18 марта 2014 года.
  • Дорошенкова Татьяна. Я люблю тебя (недоступная ссылка) // НГ-регион. — 8 июля 2010 года.
  • Ежов Стас. Развал образования по-обнински // Вы и мы. — 5 июня 2010 года.
  • Загорская Анна. Юбилей плюс... юбилей! (недоступная ссылка) // Обнинск. — 2010. — № 12 (3256).
  • Задохина Екатерина, Собачкин Алексей. Первоклассник перед выбором // МК в Обнинске. — 2009.
  • Замятин Д. Н. Футбол в Обнинске // Замятин Д. Н. Метагеография: Пространство образов и образы пространства. — М.: Аграф, 2004. — С. 269-272.
  • Корнющенко Д. И. Интегральная диалогика: интенсивная технология гуманитарного образования. Часть вторая.
  • Коротков Сергей. 200. В знаменитой школе № 6 вечер встречи выпускников оказался не похож на все остальные — он вылился в праздничный концерт школьного ВИА // НГ-регион. — 11 февраля 2010 года.
  • Маслевская Р. П. Интегративный подход в формировании образовательного пространства лицея // «Воспитать человека»: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания / Под ред. В. А. Березиной, О. И. Волжиной, И. А. Зимней. — М.: Вента-Графф, 2002.
  • Маслевская Р. П., Клепиков В. Н. Образовательное пространство лицея — как духовно-интеллектуальное поле по развитию личности ребёнка // Этическое воспитание. — 2004. — № 5. - С. 10-16.
  • Маслевская Р. П., Латынова Н. Е. Погружение в мир красоты и гармонии (недоступная ссылка) // Директор школы. — 1996. — № 2. — С. 56-62.
  • Маслевская Раиса. Поле, на котором выращивают личностей // Учительская газета.
  • Муромцева Наташа. Мы хотим помогать взрослым // Учительская газета.
  • Национальный проект «Образование» дал первые результаты (недоступная ссылка) // Obninsk.name. — 11 июля 2006 года.
  • Последний звонок прозвучал. Впереди — ЕГЭ (недоступная ссылка) // Обнинск. — 30 мая 2011 года.
  • Самойлов Эдуард. Какую школу теряет Россия // Весть. — № 115-118 (4608-4611). — 14 апреля 2006 года.
  • Сигутин А. Патриотизм не только память о войне… // Обнинск. — № 120 (3530). — 2011. — 5 октября.
  • Смирнова Нина. Спасём детей Отечества — возродим Россию. Размышления после XVI международных Рождественских образовательных чтений // Православный Христианинъ. — 2008. — № 2.
  • Собачкин Алексей. «Осторожно, двери открываются». Обнинчанка Анастасия Журавлёва со своим дебютным мультфильмом получила 15 призов на всероссийских и международных фестивалях // НГ-регион. — 25 октября 2007 года.
  • Собачкин Алексей. Новые голоса (недоступная ссылка) // НГ-регион. — 25 марта 2010 года.
  • Собачкин Алексей. У незнакомого посёлка... (недоступная ссылка) // НГ-регион. — 1 октября 2010 года.
  • Спецслужбы г. Обнинска пытаются затравить семью руководителя калужского отдела РОНС И. В. Кулебякина.
  • Хрекова Анна. Слухи о закрытии автостоянок Обнинска не оказались преувеличенными // Вы и мы.

  • Лицей № 130 (Екатеринбург)
  • Школа № 9 (Обнинск)
  • Кляповское сельское поселение
  • Московская международная школа
  • Лицей № 130 (Екатеринбург)

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования