Ми-8

20-07-2021, 19:00

Ми-8 (В-8, изделие № «80», по кодификации НАТО: Hip — «Бедро») — советский/российский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ имени М. Л. Миля в начале 1960-х годов. Является самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире (построено более 12 тыс. экземпляров), а также входит в список самых массовых вертолётов в истории авиации.

Широко используется более чем в 50 странах мира для выполнения множества гражданских и военных задач. Вертолёты Ми-8, как правило, имеют двойное назначение, о чём указывается в сертификате типа; в России вертолёты, имеющие военное назначение, могут быть проданы только госкомпанией «Рособоронэкспорт», входящей в корпорацию «Ростех». Все остальные вертолёты, находящиеся в свободной продаже, имеют только гражданское назначение.

История

Разработка перспективного среднего многоцелевого вертолёта под обозначением В-8, призванного заменить выпускавшуюся модель вертолёта Ми-4, началась в ОКБ Миля во второй половине 1950-х годов. Прежде всего у новой машины должна была максимально рационально использоваться эргономика, поэтому радикально поменялась компоновка вертолёта, которая стала вагонного типа с продольно вытянутым фюзеляжем. Кабина пилотов располагалась в передней части фюзеляжа, двигатель (на первом прототипе один) находился над фюзеляжем. Всё остальное место занимала либо грузовая кабина, либо пассажирский салон, в зависимости от модификации вертолёта.
24 июня 1961 г. первый летный прототип В-8 поднялся в воздух, выполнив непродолжительное висение. Спустя две недели, 9 июля, опытная машина приняла участие в авиационном параде на Тушинском аэродроме в Москве, выполнив полет по кругу. Он имел один турбовинтовой двигатель АИ-24; второй прототип В-8А — 17 сентября 1962 года, он имел уже два турбовальных двигателя ТВ2-117, которые устанавливались уже и на серийные машины.

После ряда доработок Ми-8 был запущен в серийное производство в 1965 году и принят на вооружение советских ВВС в 1967 году и показал себя настолько удачной машиной, что закупки Ми-8 для российских ВВС продолжаются до сих пор. Ми-8 используется более чем в 50 странах, включая Индию, Китай и Иран.

Модернизация вертолёта Ми-8, завершившаяся в 1980 году, привела к созданию усовершенствованного варианта этой машины — Ми-8МТ (изделие «88», при поставках на экспорт — Ми-17), который отличается улучшенной силовой установкой (2 двигателя ТВ3-117) и наличием вспомогательной силовой установки. Ми-17 не столь широко распространены и используются примерно в 20 странах мира.

В 1991 году начато производство новой гражданской транспортной модификации Ми-8АМТ (экспортный вариант называется Ми-171Е), а в конце 1990-х — военной транспортно-штурмовой модификации Ми-8АМТШ (Ми-171Ш).

В 2014 году был поставлен заказчику 3500-й вертолёт семейства Ми-17.

Конструкция

Вертолёт одновинтовой схемы с 5-лопастным несущим и 3-лопастным рулевым винтами. Крепление лопастей несущего винта — шарнирное (вертикальный, горизонтальный и осевой шарниры), а лопастей рулевого винта — совмещённое (горизонтальный и осевой), карданного типа. Лопасти несущего винта цельнометаллические, состоят из полого лонжерона, прессованного из алюминиевого сплава, к задней кромке которого приклеен 21 отсек с сотовым заполнителем из алюминиевой фольги, образующий профиль. Все лопасти несущего винта оснащены пневматической сигнализацией повреждения лонжерона. На основном режиме несущий винт вращается на оборотах 192 мин−1, рулевой — 1124 мин−1.

Трансмиссия вертолёта Ми-8 аналогична вертолёту Ми-4. Основными агрегатами трансмиссии являются:

  • Главный редуктор ВР-14 (для Ми-8МТ) или ВР-8А (для Ми-8Т)
  • Промежуточный редуктор;
  • Хвостовой редуктор;
  • Хвостовой вал трансмиссии;
  • Вал привода вентилятора;
  • Тормоз несущего винта.

Фюзеляж вертолёта является основным силовым корпусом вертолёта и представляет собой цельнометаллический полумонокок переменного сечения с гладкой работающей обшивкой. Фюзеляж имеет три конструктивных разъёма и включает в себя:

  • носовую часть;
  • центральную часть;
  • хвостовую балку;
  • концевую балку с обтекателем.

Шасси вертолёта, трёхопорное, неубирающееся, с самоориентирующейся по полёту передней стойкой. Для предотвращения касания земли рулевым винтом имеется хвостовая опора.

Система внешней подвески позволяет перевозить грузы массой до 3000 кг (5000 кг). В пассажирском варианте в салоне могут устанавливаться до 18 кресел, в транспортном варианте применяются откидные скамейки на 24 места.

Системы вертолёта

Система управления предназначена для управления вертолётом относительно трёх осей, осуществляется путём изменения величины и направления силы тяги несущего винта и изменения силы тяги рулевого винта. Для управления вертолётом используются гидроусилители — три КАУ-30Б (комбинированный агрегат управления) в управлении несущим винтом и один РА-60Б (рулевой агрегат) в управлении рулевым винтом. На Ми-8МТВ — четыре КАУ-115М.

Ми-8 оборудован четырёхканальным автопилотом АП-34Б, обеспечивающим стабилизацию крена и тангажа, направления, а также высоты полёта (±50 м).

Гидравлическая система предназначена для питания рабочей жидкостью:

  • агрегатов управления вертолётом (РА-60Б управления рулевым винтом, КАУ-30Б общего шага несущего винта, двух КАУ-30Б продольного и поперечного управления);
  • гидроцилиндров управления фрикционом «ШАГ-ГАЗ», переменным упором в продольном управлении вертолётом, (управления «форсажем» двигателей для вертолётов модификации «МТ») включается раздельными электромагнитными кранами ГА-192.

Гидросистема состоит из основной и дублирующей, давление в каждой создаётся отдельным насосом НШ-39М, установленным на главном редукторе. Давление регулируется в пределах 45±3 … 65+8-2 кгс/см2 автоматами ГА-77В разгрузки насосов, поддерживается гидроаккумуляторами — двумя в основной системе и одним в дублирующей.

Топливная система предназначена для размещения необходимого количества топлива на борту вертолёта и бесперебойной его подачи к насосам-регуляторам двигателей на всех режимах и высотах, а также для подачи топлива в керосиновый обогреватель КО-50.

Противопожарная система (ППС) предназначена для обнаружения, сигнализации и тушения пожара в защищаемых отсеках:

  • левого и правого двигателей;
  • керосинового обогревателя КО-50;
  • главного редуктора и двигателя АИ-9В.

Противообледенительная система (ПОС) предназначена для защиты от обледенения лопастей несущего и рулевого винтов, двух передних стёкол кабины экипажа, входных устройств двигателей, пылезащитных устройств двигателей (ПЗУ). Обогрев лопастей винтов и стёкол кабины экипажа — электротеплового действия. Обогрев обтекателей воздухозаборников и входных устройств двигателей — воздушнотеплового, а обогрев ПЗУ — смешанный (часть узлов обогревается горячим воздухом, а другая часть имеет электрообогрев). ПОС работает как в автоматическом, так и в ручном режимах. Лопасти НВ РВ, передние стёкла и ПЗУ получают питание от сети переменного тока напряжением 208 вольт. Для обогрева входного устройство двигателя и ПЗУ используется горячий воздух от компрессора.

Воздушная система предназначена для торможения колёс главных опор шасси и подзарядки камер колёс от бортовых баллонов во внеаэродромных условиях с помощью специального приспособления.

Система отопления и вентиляции предназначена для:

  • подачи подогретого или атмосферного воздуха в кабину экипажа и в грузовую кабину для поддержания в них нормальных температурных условий;
  • обдув передних стёкол и блистеров кабины экипажа;
  • обогрев сливного крана дренажного бачка.

Для подогрева воздуха используется керосиновый обогреватель КО-50.

Кислородное оборудование предназначено для питания кислородом экипажа при полётах на высотах до 6000 м, а также раненых и больных при полётах на любых высотах.

Энергосистема

Источники электроэнергии постоянного тока:

  • два стартёра-генератора ГС-18, установленные на каждом из двигателей;
  • шесть аккумуляторных батарей 12САМ-28.

Источники переменного тока:

  • Однофазный переменный ток напряжением 208 В частотой 400 Гц выдаёт установленный на главном редукторе генератор СГО-30У. (Для питания элементов обогрева винтов и лобовых стёкол). Также от СГО-30У через однофазный трансформатор ТС/1-2 питаются радио- и навигационное оборудование, а от него — трансформатор Тр-115/36, питающий однофазным напряжением 36 В приборы контроля двигателей и трансмиссии, а через трансформатор 115/7.5 — питание контурных огней несущего винта. При отказе СГО-30У элементы обогрева лопастей отключаются, остальное оборудование автоматически переходит на питание от преобразователя ПО-750А.
  • Трёхфазный переменный ток напряжение 36 В для питания гироскопических приборов даёт один из двух преобразователей ПТ-500Ц (основной или резервный).

Навигационно-пилотажные приборы и радиооборудование во всех модификациях вертолёта позволяют совершать полёты в любое время суток в простых и в сложных метеоусловиях.

Силовая установка вертолёта состоит из двух турбовальных двигателей ТВ2-117, (ТВЗ-117МТ модификация «МТ», ТВ3-117ВМ модификация Ми-8МТВ). При отказе одного из двигателей в полёте другой двигатель автоматически выходит на повышенную мощность, при этом горизонтальный полёт выполняется без снижения высоты.

Вертолёты различных модификаций весьма существенно различаются по составу оборудования:

  • Ранние вертолёты (Ми-8, Ми-8Т, Ми-8ТВ, Ми-8П, Ми-8ПС, Ми-8СМВ(ППА, Р) оснащены двумя двигателями ТВ2-117А взлётной мощностью 1500 л. с., с 10-ступенчатым компрессором и запуском от установленного на каждом двигателе стартёр-генератора ГС-18ТО. При запуске первого двигателя его стартёр-генератор питается от шести бортовых аккумуляторных батарей 12САМ-28 (стартёрная авиационная моноблочная ёмкостью 28 Ач) напряжением 24 В, второго двигателя — от стартёр-генератора уже запущенного двигателя и трёх аккумуляторов. При работающих двигателях ГС-18ТО выдают напряжение 27 вольт в основную систему электроснабжения. Четыре аккумулятора установлены в пилотской кабине под этажерками электро- и радиооборудования, по два с каждой стороны, остальные два за пилотской кабиной в грузовой кабине, в пассажирском варианте в задней части за перегородкой салона. Несмотря на относительно небольшую ёмкость, они способны обеспечить 5 запусков двигателей подряд на земле и в воздухе на высотах до 3000 м, при этом отдают ток 600—800 ампер, при работе двигателей заряжаются от генераторов постоянного тока и автоматически выключаются при достижении номинальной ёмкости или включаются при падении напряжения в бортовой сети (при отказе генераторов) при помощи дифференциально-минимальных реле ДМР-600Т, системы контроля работы генераторов.
  • Вертолёты поздних серий (Ми-8МТ, Ми-17 и др.) значительно модернизированы. Двигатели заменены на более мощные (взлётная мощность — 2200 л. с.) ТВ3-117 с 12-ступенчатым компрессором и воздушным запуском, для подачи воздуха к воздушным стартёрам двигателей установлена ВСУ АИ-9В.

Основная система электроснабжения переменного тока:

  • Источники трёхфазного тока напряжением 208 В частотой 400 Гц два генератора СГС-40ПУ, расположенные на главном редукторе.

От первого генератора питаются:

  • выпрямительное устройств ВУ № 1;
  • элементы ПОС винтов;
  • трансформатор ТС-310С04Б (мощностью 1 кВт) для питания трёхфазной сети 36 В;

От второго генератора питаются:

  • выпрямительное устройств ВУ № 2 и № 3;
  • обогрев стёкол и пылезащитного устройства (ПЗУ) двигателей;
  • трансформатор ТС/1-2 для питания однофазной сети 115 В;
  • после ТС/1-2 напряжением 115 В, питаются также два трансформатора Тр115/36, (основной и запасной) осуществляющие питание однофазным переменным током 36 В приборы контроля работы двигателей и трансмиссии.

Резервными источниками по переменному току служат два преобразователя: ПО-500А и ПТ-200Ц. При отказе генератора № 1 ТС310С04Б переключается на генератор № 2, при отказе обоих генераторов или самого тр-ра запускается преобразователь ПТ-200Ц. При отказе генератора № 2 ТС/1-2 переключается на генератор № 1, при отказе обоих генераторов или самого тр-ра запускается преобразователь ПО-500А. Также при отказе генератора № 2 на генератор № 1 переключается ВУ-6А № 3.

Система постоянного тока (вторичная).
Источники электроэнергии постоянного тока:

  • основные источники — три выпрямительных устройства выпрямительных устройства ВУ-6А;
  • стартёр-генератор СТГ-3, который может при запущенной ВСУ выдавать в бортсеть напряжение 27 вольт мощностью 3 кВт в течение 30 минут;
  • 2 аккумуляторных батареи 12САМ-28 или 20НКБН-28 (для запуска ВСУ и аварийного питания сети).

Модификации

Опытные

  • В-8 — Первый опытный экземпляр с одним ГТД АИ-24В конструкции А. Г. Ивченко. Первый полёт 24 июня 1961 года.
  • В-8А — Второй опытный экземпляр с двумя ГТД ТВ2-117.
  • В-8АТ — Третий опытный экземпляр.
  • В-8АП — Четвёртый опытный экземпляр.

Пассажирские

  • Ми-8П — пассажирский вертолёт на 28 мест. Имеет иллюминаторы прямоугольной формы.
  • Ми-8Г
  • Ми-8ПА — модификация Ми-8П с двигателями ГТД ТВ2-117Ф.
  • Ми-8ПС — пассажирский вертолёт с салоном повышенного комфорта: два больших кожаных кресла возле стола, диван, на столе — телефонный аппарат; предусмотрены небольшой буфет, гардеробный отсек и туалет, увеличенные иллюминаторы прямоугольной формы, а также дверь-трап.
  • Ми-8ТП — пассажирский вертолёт, построенный по заказу Министерства обороны специально для перевозки международных инспекторских групп по контролю за мероприятиями по ограничению вооружений. Имеет более чем скромный салон , по сравнению с Ми-8ПС, мощную связную станцию с выпускаемой в полёте тросовой антенной и рабочим местом оператора данной станции. Находилось оно за правым лётчиком между перегородками кабины пилотов и пассажирским отсеком. Выпускалась машина на Улан-Удэнском заводе.
  • Ми-172 — вертолёт, созданный на конструктивной основе многоцелевого вертолёта Ми-8МТВ-1. На начало 2017 года является единственным вертолётом из семейства Ми-8, сертифицированным для коммерческой перевозки пассажиров.

Транспортные

  • Ми-8Т — транспортный вертолёт.
  • Ми-8ТС — экспортный вариант Ми-8Т для САВВС, доработанный для условий сухого климата.

Многоцелевые

  • Ми-8ТБ
  • Ми-8ТВ — «Транспортный, вооружённый». Принят на вооружение Советской Армии в 1968 году. Отличался установкой направляющих для 4 ПТУР 9M14M «Малютка», пулемёта А-12,7, бронированием кабины пилотов, капотов редуктора и двигателей, бронестёклами кабины пилотов (в основном лобовых).
  • Ми-8АТ — вертолёт с двигателями ТВ2-117АГ.
  • Ми-8АВ — воздушный минный заградитель для сухопутных войск. Устанавливался миноукладчик ВМР-1. Мог устанавливать от 64 (в первых модификациях) до 200 мин.
  • Ми-8АД — модификация воздушного минного заградителя для сухопутных войск, предназначенный для постановки малогабаритных неизвлекаемых противопехотных мин.
  • Ми-8ТГ — модификация Ми-8П с политопливными ГТД ТВ2-117Г.
  • Ми-14 — многоцелевой вертолёт-амфибия. См. также: Модификации Ми-14.
  • Ми-8МТ — модификация с двигателями ТВ3-117 от вертолёта Ми-14 с дополнительной газотурбинной установкой АИ-9В и пылезащитным устройством на входе в воздухозаборники, хвостовой винт был перенесён на левый борт. Для борьбы с ракетами типа «земля-воздух» имеются системы рассеивания горячих газов двигателей, отстрела ложных тепловых целей и генерации импульсных ИК-сигналов. В 1979—1988 гг. вертолёт Ми-8МТ принимал участие в военном конфликте в Афганистане.
  • Ми-17 — экспортный вариант Ми-8МТ.
  • Ми-8МТВ или Ми-8МТВ-1 — модернизированный высотный транспортный вертолёт с двигателями ТВ3-117ВМ, ТВ3-117ВМ серии 02, ВК-2500-03. Динамический потолок увеличен до 6000 м. Разработана в 1985—1987 гг. и запущена в серийное производство в Казани в 1988 году. Имеет только гражданское назначение.
  • Ми-17-1В — экспортный вариант Ми-8МТВ-1.
  • Ми-8МТВ-2 — модернизированный Ми-8МТВ. Имеет военное назначение. Отличается усиленным бронированием, новым рулевым винтом, повышенной жёсткостью проводки управления, системой беспарашютного десантирования, бортовой стрелой большей грузоподъёмности, составом оборудования. Количество десантников увеличено до 30.
  • Ми-8МТВ-3 — доработанный Ми-8МТВ-2. Расширена номенклатура вооружения, число узлов подвески сокращено до 4.
  • Ми-8МТО — ночной.
  • Ми-8МТКО — вариант со светотехникой, адаптированной к применению пилотажной системы ночного видения.
  • Ми-8АМТ (экспортное обозначение — Ми-171Е) — вариант Ми-8МТВ с небольшими изменениями, производимый на Улан-Удэнском авиационном заводе (с 1991 года). Имеются различные модификации: пассажирский. транспортный, поисково-спасательный, VIP-салон и д.р. Имеет только гражданское назначение.
  • Ми-171 — модификация вертолёта Ми-8АМТ, имеет сертификат, выданный Межгосударственным авиационным комитетом. Имеет только гражданское назначение.
  • Ми-171А1 — модификация вертолёта Ми-8АМТ, соответствующая Нормами лётной годности винтокрылых аппаратов США FAR-29. Имеет только гражданское назначение.
  • Ми-17КФ — модификация Ми-8МТВ-5 с авионикой фирмы Honeywell. Разработан ОКБ имени Миля совместно с КВЗ по заказу канадской компании Kelowna Flightcraft. Первый полёт 3 августа 1997.
  • Ми-18 — удлинённый вариант Ми-8МТ. Серийно не производился.
  • Ми-8МСБ — не сертифицированная в России собственная украинская модификация с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е серии, пассажирско-транспортный вариант для гражданской авиации.
  • Ми-8МСБ-В — не сертифицированная в России собственная украинская модификация с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е серии, для ВВС (принят на вооружение в апреле 2014, до конца 2014 года в войска передали 3 шт.) и на экспорт.

Специального назначения

  • Ми-8ТЭЧ-24 — летающая технико-эксплуатационная часть. Оборудовалась слесарным, электротехническим, контрольно-поверочным и другим оборудованием используемым в процессе эксплуатации и ремонта вертолётной техники.
  • Ми-8ТЗ — заправщик и транспортировщик топлива.
  • Ми-8БТ — буксировщик трала.
  • Ми-8СП — специальный морской спасательный.
  • Ми-8СПА — поисково-спасательный вертолёт для поиска космонавтов и экипажей летательных аппаратов в случае приводнения.
  • Ми-8ТЛ — лесопожарная модификация, оснащённая системой массированного сброса воды и водяной пушкой.
  • Ми-8С — штабной вертолёт с круглыми иллюминаторами.
  • Ми-8ПС — штабной вертолёт с квадратными иллюминаторами.
  • Ми-8КП — специальный командный пункт для проведения широкомасштабных комплексных поисково-спасательных операций.
  • Ми-8ГР или Ми-8Р — разведчик предназначенный для визуального наблюдения и фотографирования в прифронтовой полосе.
  • Ми-8К — артиллерийский корректировщик.
  • Ми-8ТАКР — вертолёт с комплексом телевизионного наблюдения.
  • Ми-8ВД — радиационно-химический разведчик.
  • Ми-8С — модификация с комбинированной силовой установкой из турбовальных двигателей, работающих на несущий винт, и тягового турбореактивного.
  • Ми-8МТ «Летающий кран» — отличается кабиной оператора крана на месте грузовых створок.
  • Ми-8МТ «Метео» — летающая метеостанция. В 1990 году переоборудовано 12 Ми-8МТ.
  • Ми-8МТА — вертолёт ближней тактической разведки.
  • Ми-8МТС — вертолёты радиационной разведки. Разработан в 1986 году.
  • Ми-8МТТ — вертолёт для поиска спускаемых космических аппаратов.
  • Ми-8МТЛ — разведчик с возможностью одновременного применения тепловизионной разведки и радиоперехвата с точным определением координат цели.
  • Ми-8МТФ — аэрофоторазведчик. Разработан в 1984 году.
  • Ми-8МТФ (II) — постановщик дымовых завес. Разработан в 1987 году.
  • Ми-8МТЮ — Был построен в единственном экземпляре. Предназначен для обнаружения спускаемых аппаратов, малоразмерных надводных целей, в носу антенна РЛС. Используется Украинскими ВВС.
  • Ми-8АМТ-1 — салон повышенной комфортности (VIP-салон) для правительственного авиаотряда Президента РФ.
  • Ми-8АМТШ-ВА — версия для выполнения задач Министерства обороны России в условиях Арктики. Ми-8АМТШ-ВА созданная на основе последней модификации военно-транспортного вертолёта Ми-8АМТШ-В, которая отличается новыми газотурбинными двигателями «Климов» ВК-2500-03, более мощной вспомогательной силовой установкой ТА-14 и обновлённым комплектом авионики, дополнительно оборудован системой обогрева основных агрегатов силовой установки. Для работы над водной поверхностью вертолёт оборудован системой кондиционирования морских спасательных костюмов (МСК), в которых работает экипаж.
  • Ми-8АМТШ-ВН — модификация предназначенная для выполнения специальных задач связанных с десантированием и огневой поддержкой десантов, имеет усиленную защиту и вооружение.

Воздушные командные пункты

  • Ми-8ВКП или Ми-8ВзПУ — воздушный командный пункт.
  • Ми-8ИВ или Ми-9 — воздушный командный пункт для командиров дивизий, серийная модификация.
  • Ми-9 — воздушный командный пункт для командиров мотострелковых и танковых дивизий. Оснащён автоматизированным комплексом связи. Создан в 1977 году на базе Ми-8Т.
  • Ми-9Р — воздушный командный пункт для командиров ракетных дивизий РВСН. Оснащён автоматизированным комплексом связи. Создан в 1987 году на базе Ми-8Т.

Медицинские

  • Ми-8МБ — воздушный госпиталь . Создан на базе Ми-8Т в 1978 году.
  • Ми-8МТБ — бронированный воздушный госпиталь. Создан на базе Ми-8МТ.
  • Ми-8МТВМ — медицинская модификация Ми-8МТВ.
  • Ми-8МТВ-3Г — воздушный госпиталь на базе Ми-8МТВ-3.
  • Ми-8МТВ-МПС — медицинский поисково-спасательный вертолёт на базе Ми-8МТВ.
  • Ми-8МТД — поисково-спасательный вертолёт. Предназначен для поиска космонавтов и терпящих бедствие экипажей летательных аппаратов.
  • Ми-8МТМ — воздушный госпиталь
  • Ми-8МТН — вертолёт оказания медицинской помощи космонавтам. Разработан в 1979 году.
  • Ми-17Г — экспортный вариант воздушного госпиталя.
  • Ми-17-1ВА „Амбулатория“ — экспортный вариант Ми-8МТВ в санитарном варианте. Показан на Парижском авиасалоне в 1989 г., оснащён более мощными двигателями ТВ3-117ВМ.

Постановщики помех

  • Ми-8СМВ — первая модификация вертолёта Ми-8, в качестве вертолёта РЭБ. Модификация Ми-8СМВб созданная в 1971 году, предназначалась для защиты фронтовой авиации от поражения зенитно-ракетными комплексами противника. В грузовой кабине был установлен вертолётный вариант комплекса радиоэлектронной борьбы „Смальта-В“ („Смальта-3“) с пультом управления, а на борту фюзеляжа смонтированы приёмопередающие антенны.
  • Ми-8ПП — вертолёт РЭБ (радиоэлектронной борьбы), созданный в 1974 г. По некоторым источникам оборудован комплексом „Поле“, но в 70-80 гг. комплексы РЭБ принято было именовать названиями растений, возможно, этот вариант просто путают с ранними версиями Ми-8ППА. Предназначался для постановки помех наземным РЛС обнаружения, наведения и целеуказания. Размещённые на вертолёте станции подавления позволяли также использовать Ми-8ПП в качестве радиоразведчика. Вертолёт легко отличить по контейнерам и крестообразными дипольными антеннами по бокам фюзеляжа.
  • Ми-8ППА — вертолёт РЭБ, оснащённый станциями „Азалия“ и „Фасоль“, по некоторым источникам — доработанная в 1980—1982 гг. версия Ми-8ПП.
  • Ми-8МТИ (Ми-13) — постановщик помех.
  • Ми-8МТП — постановщик помех на базе Ми-8МТ.
  • Ми-8МТПБ — постановщик помех.
  • Ми-8МТПИ — постановщик помех.
  • Ми-8МТПШ — постановщик помех.
  • Ми-8МТПР-1 — постановщик помех на базе Ми-8МТВ-5-1. От серийных Ми-8МТВ-5-1, модификация отличается отсутствием рампы и бронеплит на кабине экипажа, зауженной левой сдвижной дверью и отсутствием части иллюминаторов, дополнительной антенной на хвостовой балке. Вертолёт оборудован комплексом РЭБ „Рычаг-АВ“.
  • Ми-8МТД — постановщик помех.
  • Ми-8МТР1 — постановщик помех.
  • Ми-8МТР2 — постановщик помех.
  • Ми-8МТС — постановщик помех.
  • Ми-8МТШ1 — постановщик помех.
  • Ми-8МТШ2 — постановщик помех.
  • Ми-8МТШ3 — постановщик помех.
  • Ми-8МТУ — постановщик помех, телевизионная разведка.
  • Ми-8МТЯ — постановщик помех.
  • Ми-8МТ-1С — постановщик помех.

Сельскохозяйственные

  • Ми-8АТС — сельскохозяйственный вариант с устройствами распыления удобрений. Создан на базе Ми-8Т.
  • Ми-8МТСх — сельскохозяйственный вертолёт. Создан на базе Ми-8МТ.

Военно-транспортные

  • Ми-8АМТШ (экспортное обозначение — Ми-171Ш) и Ми-8МТВ-5 (экспортное обозначение — Ми-17В-5) — современные многоцелевые военно-транспортные вертолёты, предназначенные для перевозки личного состава, а также груза внутри кабины и на внешней подвеске. Могут оснащаться комплектом вооружения, эквивалентным Ми-24, комплексом броневой защиты экипажа и адаптироваться под применение техники ночного видения. Эти вертолёты созданы с учётом всестороннего анализа опыта применения российской вертолётной техники в боевых действиях в различных „горячих точках“..
    В ноябре 2015 года военные должны получить первую арктическую версию (Ми-8АМТШ-ВА) «Терминатор», который создан на основе последней модификации вертолёта Ми-8АМТШ-В. Он оснащён новыми газотурбинными двигателями ВК-2500-03, более мощной вспомогательной силовой установкой ТА-14 и обновлённой авионикой. Вертолёт создан с учётом специфики применения в условиях низких температур (от минус 40—50 градусов по Цельсию и ниже) и ограниченной видимости при выполнении полётов, в том числе во время полярной ночи. Опытная партия из пяти вертолётов была заказана в феврале 2014 года; тогда же военные заявили, что общая их потребность в «Терминаторах» может достичь 100 единиц.
Защита: ЭВУ, бронеплиты стальные, автомат выброса ЛЦ, постановщик помех, защищённые топливные баки. Возможности: спуск на лебёдке до 4 человек одновременно, рампа, поисковый ИК-прожектор, ИК-камера, очки ночного видения. Вооружение: до двух 7,62-мм пулемётов в носовой и кормовой установках, два 12,7-мм пулемёта, до двух управляемых пушечных контейнеров с 23-мм пушками ГШ-23Л, С-8 ракеты в блоках, Штурм-В или ПТУР Атака (до восьми штук), Игла-С или 4 250-кг бомбы.
  • Ми-8АМТШ-1 — модификация Ми-8АМТШ, оснащённая комплексом вооружения в сочетании с салоном повышенной комфортности (VIP-салон)
  • Ми-8МНП-2 — модификация Ми-8АМТШ для Пограничной службы РФ. Переоборудовано 6 вертолётов.

Технические характеристики

  • Дальность полёта, км:
  • при дополнительных топливных баках — 1300
    • при максимальном запасе авиатоплива — 800
    • при максимальной загрузке — 550
  • Расход авиатоплива, т/час — 0,72

Боевое применение

  • Шестидневная война (1967) — по крайней мере три египетских Ми-8 уничтожены израильской авиацией на аэродромах.
  • Война Судного дня (1973) — очень активно использовались Египтом и Сирией в десантных операциях. Группы по несколько вертолётов сбрасывали коммандос в израильском тылу. Вооружение египетских коммандос включало винтовки M16, АКМ и гранатомёты РПГ-7. 6 октября группа сирийских коммандос, сброшенная с четырёх Ми-8 захватила гору Хермон (при этом один вертолёт был потерян). Утром 7 октября одна рота 183-го батальона египетских коммандос смогла два раза остановить наступление 217-й бронетанковой бригады Израиля. Во время выдвижения на линию фронта израильской 600-й танковой бригады, танки одного из её батальонов были расстреляны египетскими коммандос, не успев разгрузиться с грузовиков-тягачей.
  • Эфиопо-сомалийская война (1977—1978)
  • Война в Ливане — использовались сирийской армией. 21 апреля 1981 года десант с двух Ми-8 захватил у фалангистов вершину горы Джабаль-Саннин, при этом серьёзно потеснив вражеские отряды. 27 апреля десант с пары Ми-8 захватил старый французский форт в этом районе. По некоторым данным, 28 апреля два Ми-8 были сбиты израильскими истребителями F-16 (по другим данным был сбит лишь один из двух атакованных Ми-8ТС, его экипаж 4 человека погиб) и ещё три в июне 1982 года (по другим данным летом сирийские Ми-8 летом 1982 года в зоне боевых действий не использовались вообще и никаких потерь не понесли). Таким образом боевые потери сирийских Ми-8 в Ливане составили 1 или 5 вертолётов, ещё один вертолёт пострадал в аварии 19 декабря 1981 года. После лета 1982 года в Сирию был отправлен советский 100-й отдельный вертолётный отряд РЭБ в составе 4 Ми-8ППА и 4 Ми-8СМВ.
  • Афганская война (1979—1989) — самые большие потери Ми-8 понесли на этой войне. Только советская 40-я армия потеряла 174 вертолёта Ми-8; потери вертолётов пограничных войск, САВО и афганской армии неизвестны.
  • Война в Персидском заливе (1990—1991) — десантные Ми-8 активно использовались Ираком во время захвата Кувейта.
  • Грузино-абхазская война (1992—1993).
  • Ирано-иракская война (1980—1988) — в воздухе иранскими истребителями были сбиты 6 иракских Ми-8. Общие потери иракских вертолётов неизвестны.
  • Война Пакиша (1981) — в конце января 1981 года группа из 240 эквадорских солдат вторглась на территорию Перу. В ходе разгрома этой группировки значительную роль сыграли перуанские Ми-8Т с блоками неуправляемых ракет С-5. 19 февраля при высадке коммандос с пары Ми-8Т был потерян один перуанский Ми-8 (сбит огнём из винтовок FAL), однако десанту со второго вертолёта удалось разгромить эквадорцев.
  • Карабахский конфликт — применялся обеими сторонами. И Азербайджан, и Армения потеряли от огня противника по три вертолёта Ми-8.
  • Первая чеченская война (1994—1996) — активно использовались российскими федеральными силами.
  • Эфиопо-эритрейская война (1998—2000)
  • Вторжение боевиков в Республику Дагестан (1999) — российская армия потеряла не менее трёх Ми-8.
  • Каргильская война (1999)
  • Операция НАТО против Югославии (1999) — В 1999 году сербский Ми-8 сбил из пулемёта американский БПЛА «Хантер». В 2000 году Ми-8 сбили ещё один БПЛА.
  • Вторая чеченская война (1999) — российские федеральные силы потеряла несколько вертолётов. 13 декабря 1999 года в районе «волчьих ворот» вертолёт Ми-8 майора Владимира Алимова под шквальным огнём крупнокалиберных пулемётов и стрелкового оружия спас жизнь 38 окружённым солдатам и офицерам. По возвращении в Моздок в перегруженном вертолёте насчитали около 90 пробоин. За свои действия В. Алимов был награждён звездой Героя России.
  • Война в Афганистане (с 2001)
  • Иракская война
  • Операция Бутана против ассамского сопротивления 2003
  • Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008)
  • Гражданская война в Сирии (с 2011) и Военная операция России в Сирии (с 2015) — 4 Ми-8АМТШ-В ВС РФ было развёрнуто в Сирии в 2015 году. В ходе операции один Ми-8АМТШ-В уничтожен боевиками при помощи ракеты TOW на земле при спасательных действиях на месте падения Су-24М, сбитого Турцией 24 ноября 2015. 1 августа 2016 года в сирийской провинции Идлиб был сбит вертолёт Ми-8АМТШ, возвращавшийся на авиабазу Хмеймим после доставки гуманитарной помощи в город Алеппо. Судя по многочисленным фотографиям обломков, опубликованным в сети, речь идёт о машине RF-95585 (бортовой номер «212 жёлтый»), до начала сирийской кампании сфотографированной в расположении 562-й авиабазы армейской авиации в Толмачёво (под Новосибирском). На борту, по данным военного ведомства, находились три члена экипажа и двое офицеров российского Центра примирения враждующих сторон в Сирии. Все они погибли.
  • Вооружённый конфликт на востоке Украины (с 2014)

Эксплуатанты

Военные операторы

  • Азербайджан
    • ВВС Азербайджана — 13 Ми-8 и более 70 единиц Ми-17-1В , по состоянию на 2016 год
  • Алжир
    • ВВС Алжира — 75 Ми-8/Ми-17, по состоянию на 2016 год
  • Ангола
    • ВВС Анголы — 27 Ми-8/Ми-17, по состоянию на 2016 год
  • Аргентина
    • ВВС Аргентины — 2 Ми-171Е, по состоянию на 2016 год
  • Армения
    • ВВС Армении — 10 Ми-8МТ и 2 Ми-9, по состоянию на 2016 год
  • Афганистан
    • ВВС Афганистана — 82 Ми-17 (30 из них использует воздушный спецназ), по состоянию на 2016 год
  • Бангладеш
    • ВВС Бангладеш — 12 Ми-17, 2 Ми-17-1В и 2 Ми-171Ш по состоянию на 2016 год В 2015 году заказаны 6 Ми-171Ш и 1 Ми-171Е
  • Белоруссия — 8 Ми-8, 18 Ми-8МТВ-5, по состоянию на 2016 год
  • Болгария — 8 Ми-8 и 12 Ми-17, по состоянию на 2016 год
  • Босния и Герцеговина — 8 Ми-8, 4 Ми-8МТВ и 1 Ми-17, по состоянию на 2016 год
  • Буркина-Фасо — 1 Ми-8 и 2 Ми-17, по состоянию на 2016 год
  • Бурунди — 2 Ми-8 в нерабочем состоянии, по состоянию на 2016 год
  • Венесуэла:
    • Сухопутные войска Венесуэлы — 21 Ми-17-В5, по состоянию на 2016 год
    • Военно-воздушные силы Венесуэлы — 8 Ми-17-ВС и 2 Ми-172 (VIP), по состоянию на 2016 год
  • Венгрия — 13 Ми-8 и 7 Ми-17, по состоянию на 2016 год
  • Вьетнам — 14 Ми-8, 6 Ми-17 и 3 Ми-171, по состоянию на 2016 год
  • Гана — 3 Ми-17-В5 и 4 Ми-171Ш, по состоянию на 2016 год
  • Гвинея — 2 Ми-17-1В, по состоянию на 2016 год
  • Джибути — 1 Ми-8Т и 1 Ми-17, по состоянию на 2016 год
  • ДР Конго — 2 Ми-8, по состоянию на 2016 год
  • Замбия — 4 Ми-17, по состоянию на 2016 год В 2015 году заключён контракт на поставку 5 Ми-17 для полиции
  • Египет
    • ВВС Египта — 40 Ми-8, по состоянию на 2016 год
  • Индия — 35 Ми-17, 45 Ми-17-1В и 148 Ми-17-В5 по состоянию на 2016 год
  • Индонезия — 17 Ми-17-В5 по состоянию на 2016 год
  • Ирак — не менее 20 Ми-8/Ми-171Ш, по состоянию на 2016 год
  • Йемен — некоторое количество Ми-17, по состоянию на 2016 год
  • Казахстан
    • ВВС Казахстана — 20 Ми-17В5, 1 Ми-171 и некоторое количество Ми-8, по состоянию на 2016 год
  • Камбоджа — 4 Ми-8 и 3 Ми-17, по состоянию на 2016 год
  • Камерун — 2 Ми-17 по состоянию на 2016 год в 2013 году подписан договор на поставку партии Ми-17.
  • Кения — 3 Ми-17 и 2 Ми-171, по состоянию на 2016 год
  • Киргизия — 8 Ми-8, по состоянию на 2016 год
  • Китай
    • Народно-освободительная армия Китая — 50 Ми-8Т, 3 Ми-17-1В, 22 Ми-17, 38 Ми-17-В5, 25 Ми-17-В7 и 140 Ми-171 по состоянию на 2016 год
    • Военно-морские силы Китайской Народной Республики — 8 Ми-8, по состоянию на 2016 год
    • Военно-воздушные силы Китая — 2 Ми-17-В5 и более 4 Ми-171 по состоянию на 2016 год
  • КНДР — 15 Ми-8/Ми-17, по состоянию на 2016 год
  • Республика Конго — 3 Ми-8 на хранении, по состоянию на 2016 год
  • Куба — 2 Ми-8П, 8 Ми-17 и более 12 Ми-17 на хранении, по состоянию на 2016 год
  • Лаос — 9 Ми-8 и 11 Ми-17, по состоянию на 2016 год
  • Ливия — более 5 единиц Ми-8Т/Ми-17, по состоянию на 2016 год
  • Северная Македония — 4 Ми-8МТВ и 2 Ми-17, по состоянию на 2016 год
  • Мали — 1 Ми-8, по состоянию на 2016 год
  • Мексика — 2 Ми-8Т, 19 Ми-17, 19 Ми-17-1В и 4 Ми-17-В5, по состоянию на 2016 год
  • Мозамбик — 2 Ми-8 в нерабочем состоянии, по состоянию на 2016 год
  • Молдавия — 2 Ми-8ПС и 4 Ми-8-МТВ-1, по состоянию на 2016 год
  • Монголия — 11 Ми-8 и 2 Ми-171, по состоянию на 2016 год
  • Мьянма — 11 Ми-17, по состоянию на 2016 год
  • НКР — 5 Ми-8, по состоянию на 2016 год;
  • Намибия — 1 Ми-8, по состоянию на 2016 год
  • Непал — 3 Ми-17-1В и 2 Ми-17-В5, по состоянию на 2016 год
  • Нигер — 2 Ми-17, по состоянию на 2016 год
  • Нигерия — в 2012 году заключён контракт на поставку более 6 Ми-171Ш, в 2014 году заключён контракт на поставку 6 Ми-8/Ми-17, первые поставки должны были начаться в 2015 году
  • Никарагуа — 7 Ми-17 в небоеспособном состоянии и 2 Ми-171Е, по состоянию на 2016 год
  • Пакистан:
    • Сухопутные войска Пакистана — Более 38 Ми-17, 3 Ми-171Е, 4 Ми-171 и 1 Ми-172 по состоянию на 2020 год
  • Перу — 2 Ми-8, 17 Ми-17 и 11 Ми-171Ш, по состоянию на 2016 год. Выполняются поставки по контракту от 2013 года на 56 единиц Ми-171Ш, поставки начались в 2014 году. В 2010 закуплено 6 Ми-171Е и Ми-171Ш.
  • Польша
    • Сухопутные войска Польши — 7 Ми-8МТ, 3 Ми-17, 1 Ми-17АЕ, 5 Ми-17-1В и 7 Ми-8Т, по состоянию на 2016 год
    • Воздушные силы Польши — 8 Ми-17 и 9 Ми-8, по состоянию на 2016 год
  • Россия
    • Военно-воздушные силы Российской Федерации — 312 Ми-8Т/Ми-8МТ/Ми-8АМТШ/Ми-8МТВ-5, 20 Ми-8ППА и 7 Ми-8МТРП-1 по состоянию на 2016 год
    • Авиация Военно-Морского Флота Российской Федерации — 8 Ми-8, 4 Ми-8Т и 4 Ми-8МТ,1 Ми-8АМТШ-ВА по состоянию на 2016 год
    • Пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации — некоторое количество Ми-8, по состоянию на 2016 год
    • Войска национальной гвардии России — 60 единиц Ми-8, по состоянию на 2016 год
  • Руанда — 4 Ми-17, 1 Ми-17МД, 1 Ми-17-В5 и 5 Ми-17-1В, по состоянию на 2016 год
  • Сирия — 27 Ми-8 и 27 Ми-17, по состоянию на 2016 год
  • Сенегал — 2 Ми-171Ш, по состоянию на 2016 год
  • Сербия — 8 Ми-8Т и 4 Ми-17в-5, по состоянию на 2016 год
  • Словакия — 1 Ми-8 и 13 Ми-17, по состоянию на 2016 год
  • Судан — не менее 5 единиц Ми-17, 21 Ми-8 и 2 Ми-171, по состоянию на 2016 год. 6 шт поставлено в 2012 году, в 2013 году подписан контракт на поставку 16 транспортных Ми-8.
  • Сьерра-Леоне — 2 Ми-8/Ми-17 в нерабочем состоянии, по состоянию на 2016 год
  • Таджикистан — 11 Ми-8/Ми-17ТМ, по состоянию на 2016 год
  • Таиланд — 3 Ми-17-В5, по состоянию на 2016 год
  • Туркмения — 8 Ми-8, по состоянию на 2016 год 1 Ми-17-1В
  • Турция — 19 Ми-17, по состоянию на 2016 год
  • Уганда — 3 Ми-17 из них 1 в нерабочем состоянии и 1 Ми-172 (VIP), по состоянию на 2016 год
  • Узбекистан — 52 Ми-8, по состоянию на 2016 год
  • Украина
    • Сухопутные войска Украины — 30 Ми-8, по состоянию на 2016 год
    • Воздушные силы Украины — 30 Ми-8 и 4 Ми-9, по состоянию на 2016 год
    • Национальная гвардия Украины — 7 Ми-8, по состоянию на 2016 год
  • Филиппины — 4 Ми-171Ш, по состоянию на 2016 год
  • Чад — 3 Ми-17 и 2 Ми-171, по состоянию на 2016 год
  • Чехия — 4 Ми-8, 5 Ми-17 и 16 Ми-171Ш, по состоянию на 2016 год
  • Хорватия — 11 Ми-8МТВ, 10 Ми-171Ш и 3 Ми-8Т, по состоянию на 2016 год
  • Шри-Ланка — 10 Ми-17 и 4 Ми-171Ш, по состоянию на 2016 год
  • Эквадор — 6 Ми-17-1В и 2 Ми-171Е, по состоянию на 2016 год
  • Экваториальная Гвинея — 1 Ми-17, по состоянию на 2016 год
  • Эритрея — 4 Ми-17, по состоянию на 2016 год
  • Эфиопия — 12 Ми-8/Ми-17, по состоянию на 2016 год
  • Республика Корея
    • Национальное агентство полиции (Республика Корея) — 3 Ми-172, по состоянию на февраль 2014 года.
  • Южный Судан — 9 Ми-17 и 1 Ми-172 (VIP), по состоянию на 2016 год

Бывшие военные операторы

  • Румыния — в 1968 году поставлено 25 шт. Ми-8Т и 14 шт. Ми-8ПС, в 1985 году — ещё 3 шт. Ми-17; в 1990-е годы для полиции закуплены ещё два Ми-17, один Ми-17-1В и один Ми-17-1ВА; в 2001 году сняты с вооружения армии (поставлены на хранение и переданы в МВД).
  • СССР
  • США — некоторое количество Ми-8, по состоянию на 2013 год. 21 поставлено и 12 шт Ми-17В5 заказано для миссий в Афганистане.
  • Финляндия
  • Черногория — 1 Ми-8Т в нерабочем состоянии, по состоянию на 2013 год
  • Эстония — последний в Эстонии советский вертолёт Ми-8 стал музейным экспонатом.
  • Югославия — 120 Ми-8Т поставлено в 1968—1982 годы

Гражданские операторы

2-й Архангельский объединённый авиаотряд — 14

Происшествия

В общей сложности изготовлено более 12 000 вертолётов Ми-8, некоторое число которых было потеряно в ходе военных конфликтов. В частности, с начала конфликта в Чечне российские вооружённые силы потеряли по меньшей мере 31 машину.

Вертолёты-памятники и музейные экспонаты

Также 1 ми-8 стоит в авиамузее в Боровой

Галерея

Ми-8 МТВ-5:

Аналоги

  • AgustaWestland AW101
  • Boeing Vertol CH-46 Sea Knight
  • Aérospatiale AS.332 Super Puma
  • Aérospatiale AS.532
  • Eurocopter EC725 Cougar
  • NHI NH90
  • Sikorsky S-92
  • Sud-Aviation SA.330 Puma

  • Миля
  • Bell HSL
  • Боевой вертолёт
  • Bell 206
  • Электрощитовое оборудование

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования