Сефирот (Final Fantasy)

30-09-2021, 18:00

Сефирот (яп. セフィロス Сэфиросу, англ. Sephiroth, также Сефирос) — персонаж и главный антагонист компьютерной ролевой игры «Final Fantasy VII», разработанной компанией Square (в настоящее время Square Enix). Дизайнер персонажей Тэцуя Номура задумал и создал Сефирота как злодея и прямую физическую противоположность главного героя игры, Клауда Страйфа. Персонаж был озвучен сэйю Тосиюки Морикавой на японском языке. На английском языке Сефирота дублировали: Лэнс Басс в Kingdom Hearts и Джордж Ньюберн во всех последующих проектах Компиляции «Final Fantasy VII», а также Тайлер Хеклин в «Final Fantasy VII Remake».

По мере развития сюжета игры выясняется, что Сефирот родился в результате научного эксперимента мегакорпорации «Шин-Ра», при котором ему были имплантированы клетки внеземной формы жизни, известной как Дженова, когда тот был ещё зародыше. Узнав об этом, Сефирот решил следовать своей судьбе, заключающейся, по его мнению, во взятии под контроль Планеты, в то время как Клауд и другие главные герои игры пытаются остановить его. Происхождение и роль Сефирот в истории раскрываются в Компиляции «Final Fantasy VII». Кроме того, он появляется в качестве босса в серии Kingdom Hearts и других играх, разработанных Square. Сефирот получил положительные отзывы критиков и фанатов и высоко оценён во многих списках «Лучших злодеев видеоигр» и «Персонажей Final Fantasy».

Появления

Final Fantasy VII

Сефирот — главный антагонист «Final Fantasy VII», который дебютирует в игре после убийства Президента Шинры «Шин-Ры». Как выясняется впоследствии, когда-то Сефирот был величайшим представителем СОЛДАТов, элитного боевого подразделения «Шин-Ры», прославившись как герой войны корпорации с народом Вутай. Тем не менее, после войны Сефирот был отправлен на миссию в деревню Нибельхейм, где обнаружил, что он является продуктом биологического эксперимента, направленного на объединение человеческого плода с тканью внеземной формы жизни Дженовы. Узнав, что Дженова, которую он считает своей «матерью», пыталась взять под контроль Планету 2000 лет назад, Сефирот решил пойти по её стопам и стать богом, который будет править планетой. Он сжёг всю деревню и убил многих её жителей, однако долгое время считался мёртвым после столкновения с Клаудом на близлежащем Мако-реакторе, хотя Клауд не верил, что именно он убил Сефирота, чьё мастерство и мощь превосходили его собственные, и признавал Сефирота победителем во время того инцидента, не понимая, как ему удалось спастись в битве с ним. Несмотря на это, несколько лет спустя, Сефирот возвращается, решив продолжить свою миссию.

Его план стать богом основывался на его вере в то, что он может слиться с Потоком Жизни Планеты, заполучив контроль над ним, и, следовательно, над самой Планетой. Для этого он должен вызвать Метеор, разрушительную сущность из космоса, которая в состоянии глобально повредить Планету. В этот момент Поток Жизни пытается залечить раны, что позволяет Сефироту слиться с ним. Хотя Сефирот неоднократно фигурирует в сюжете, в дальнейшем герои узнают, что его физическое тело на самом деле было запечатано в Северном кратере, тогда как проявления, замеченные Клаудом и его союзниками, были людьми, пронизанными клетками Дженовы, принявшими его форму и контролируемыми раненым Сефиротом в ядре планеты. В последней битве игры Сефирот принимает две формы: Бизарро Сефирот (яп. リバース・セフィロス Ribāsu Sefirosu, "Возрождённый Сефирот") и Сефер Сефирот (яп. セーファ・セフィロス Sēfa Sefirosu). После поражения, Сефирот вновь возникает в сознании Клауда, но вновь проигрывает.

Компиляция Final Fantasy VII

Сефирот несколько раз эпизодически появляется в приквеле «Before Crisis: Final Fantasy VII», где поддерживает «Шин-Ру» в противостоянии против эко-террористической группы «ЛАВИНА». В игре присутствует инцидент в Нибельхейме. Этот эпизод был также интерпретирован в «Last Order: Final Fantasy VII». Сефирот возвращается в полнометражном фильме «Последняя фантазия VII: Дети пришествия», события которого разворачиваются два года спустя после окончания «Final Fantasy VII». В фильме Кададж, Лоз и Язу, «остатки» Сефирота, пытаются воскресить его. Хотя Кададж в конечном итоге преуспевает в этом, Клауд снова побеждает Сефирота, который превращается обратно в Кададжа. Кроме того, вокруг Сефирота вращается рассказ «Случай Потока Жизни — Чёрное и Белое» из сборника «На пути к улыбке». В нём описываются события, произошедшие после окончания «Final Fantasy VII», но предшествующие «Детям пришествия». История раскрывает обстоятельства путешествия Айрис и Сефирота через Поток Жизни, а также о создании Сефиротом геостигмы, болезни, порожающей любого, кто вступил в контакт с испорченным Потоком Жизни. Он кратко появляется в «Dirge of Cerberus: Final Fantasy VII», хронологический следующей за «Детьми пришествия», в которой его биологическая мать, Лукреция Кресент, обсуждает породивший его эксперимент.

Он является одним из главных персонажей в «Crisis Core: Final Fantasy VII», приквеле оригинальной игры, в которой он и главный герой Зак Фэйр отправляются на поиски двух СОЛДАТ-дезертиров, Дженезиса Рапсодоса и Энжила Хьюли. В этой игре также демонстрируется инцидент в Нибельхейме, где Сефирот выступает в роли босса. Исполнительный продюсер Ёсинори Китасэ был доволен ролью Сефирота в «Crisis Core», считая, что его наделили «гораздо более человеческой стороной».

Другие появления

Его первое появление вне Компиляции «Final Fantasy VII» состоялось в файтинге «Ehrgeiz». Переработанный Сефирот появляется в североамериканской и европейской версиях «Kingdom Hearts» в качестве дополнительного босса в Олимпийском Колизее. В этой игре Сефирота озвучил Лэнс Басс, в то время как в последующих играх его заменил Джордж Ньюберн. В японском переиздании игры Final Mix была добавлена ​​дополнительная сцена, в которой Сефирот сражается с Клаудом, хотя результат боя не раскрывается. Сефирот не был включён в сиквел «Kingdom Hearts: Chain of Memories», так как режиссёр игры Тэцуя Номура не смог придумать для него сюжетную линию, связанную с Клаудом и опасался негативной реакции фанатов в том случае, если бы Сефирот не играл значимой роли в этой истории. Его третье появление за пределами «Final Fantasy VII» произошло в «Kingdom Hearts II», где он вновь стал дополнительным боссом и встретился с главным героем игры, Сорой, а затем с Клаудом, который преследовал его. Когда Сефирот сражается с Клаудом, они оба исчезают, и Сора приходит к выводу, что они отправились туда, где смогут продолжить свою битву. Номура заявил, что в этой части Сефирот представляет тёмную сторону Клауда, в отличие от Тифы Локхарт, которая олицетворяет светлую сторону. Хотя Сефирот не появляется в приквеле «Kingdom Hearts Birth by Sleep», он упоминается как герой, которым стремится стать Зак Фэйр. Сотрудники, однако, не знали, хотят ли они его изобразить как воплощение тьмы, как в других играх. Четвёртое появление Сефирота состоялось в играх «Itadaki Street» — «Special» и «Portable», где он выступает в роли разблокируемого играбельного персонажа. Из-за того, что Сефирот часто играл роль босса в серии «Kingdom Hearts», Square Enix выразил сомнение в его возвращении в «Kingdom Hearts III», посчитав его излишним.

Ко всему прочему, Сефирот представляет «Final Fantasy VII» в файтинге-кроссовере «Dissidia Final Fantasy». Он фигурирует в образе из «Final Fantasy VII», тогда как его альтернативный костюм базируется на форме Сефер Сефирота. Конфронтация с Клаудом в игре была основана на их сражениях из «Final Fantasy VII» и «Детей пришествия». Наряду с остальными персонажами «Final Fantasy VII» в «Dissidia», Сефирот появляется в приквеле «Dissidia 012 Final Fantasy». Эта игра также включает видоизменённый дизайн Сефирота из «Final Fantasy VII», а также его образ из «Kingdom Hearts». Сефирот возвращается как играбельный персонаж в третьей части, «Dissidia Final Fantasy NT». Он появляется в музыкальной игре «Theatrhythm Final Fantasy» и её продолжении «Curtain Call» в качестве разблокируемого персонажа, представляющего «Final Fantasy VII». Также он фигурирует в платформере-головоломке «LittleBigPlanet» и её продолжении «LittleBigPlanet 2» в качестве модели персонажа. Алекс Эванс из Media Molecule ощутил «гордость» за то, что Сефироту разрешили появиться в его играх. На него ссылаются в «Super Smash Bros. for Nintendo 3DS and Wii U» во время показа трейлера Клауда, а также в описании трофеев в игре. 18 декабря 2020, Сефирот стал бойцом для файтинга Super Smash Bros. Ultimate.

Создание и дальнейшая разработка

Легендарное противостояние мечников Миямото Мусаси (слева) и Сасаки Кодзиро (справа) послужило вдохновением для дихотомии между Клаудом и Сефиротом.

Сефирот был создан Тэцуей Номурой, дизайнером персонажей «Final Fantasy VII». Его имя произошло от каббалы, в которой десять сфирот на Древе жизни представляют десять атрибутов, посредством которых Бог проявляет себя. Персонаж задумывался на ранних стадиях производства игры, поскольку по оригинальной задумке Номуры сюжет должен был вращаться исключительно вокруг Клауда, преследующего Сефирота, который всегда рассматривался как главный антагонист. Номура планировал, чтобы Сефирот появился в начале игры, после чего начался бы сюжет, касающийся главных героев, отправившихся вслед за ним, так как ему не хотелось, чтобы геймеры увидели финального босса лишь под конец игры. Первоначально, Сефирот должен был быть родным братом Айрис Гейнсборо, о чём свидетельствуют их схожие причёски. Впоследствии, их связь была пересмотрена и Сефирот стал первым возлюбленным Айрис, что приводило к их с Клаудом сравнению, так как оба были СОЛДАТами. В конечном итоге, было принято решение отдать роль Сефирота Заку Фэйру. На ранних набросках личность Сефирота уже была пронизана жестокостью, сопряжённой с сильной волей и спокойствием. По изначальной задумке, он страдал от Мако-зависимости, приводящей к полусознательному состоянию в результате высокого уровня воздействия энергии Мако. Сефирот также манипулировал Клаудом, убеждая его в том, что тот являлся воплощением воли Сефирота. Идея перекочевала в итоговый вариант сценария. В другой вырезанной сцене, когда физическое тело Сефирота впервые было показано в Северном кратере, оно должно было быть женским.

У Сефирот длинные серебряные волосы и яркие голубые глаза с кошачьими зрачками, а сам он изображён в чёрном пальто, украшенным металлическими наплечниками. На момент появления в игре в качестве Сефер Сефирота, у него формируется чёрное крыло на спине, ссылающееся на его музыкальную тему «One Winged Angel». После выхода «Crisis Core: Final Fantasy VII», разработчики заявили, что чёрное крыло является метафорой к падшему ангелу. Номура заявил, что Сефирот задумывался как полная противоположность главного героя игры, Клауда, у которого первоначально были зачёсанные назад чёрные волосы без шипов. Его оружие, масамунэ, фигурирующее в многочисленных проектах Final Fantasy, представляет собой удлинённый одати, которым он обучился орудовать во время службы в СОЛДАТах. Масамунэ получил своё название в честь известного японского кузнеца Горо Ньюдо Масамунэ, мечи которого на сегодняшний день считаются национальным достоянием Японии. При разработке Клауда и Сефирота, Номура имел чёткое видение их соперничества, базирующееся на легендарную вражду между Миямото Мусаси и Сасаки Кодзиро, причём Клауд и Сефирот воплощали образы самих Мусаси и Кодзиро. Взгляд Сефирот был охарактеризован как «каккоии», японский термин, сочетающий в себе привлекательность и холод.

Режиссёр Ёсинори Китасэ считает, что роль «Сефирота» в «Final Fantasy VII» является одной из главных причин популярности игры. Номура назвал Сефирота «величайшим антагонистом в саге „Final Fantasy VII“. Другого просто не может быть» и охарактеризовал его как врага предыдущего поколения, в отличие от его «остатков», появившихся в полнометражном фильме «Последняя фантазия VII: Дети пришествия» .

Работая над «Детьми пришествия», продолжением оригинальной игры, сценарист Кадзусигэ Нодзима считал, что фильм не будет таким интересным без Сефирота. Его возрождение в фильме было планировалось на ранних этапах разработки фильма, однако способ его возвращения в сюжет долго не был сформулирован. Изначально Номура хотел вернуть его в самом начале фильме, но, так как персоналу потребовалось два года, чтобы разработать его дизайн, идея его присутствия на протяжении всей картины была отменена, и вместо этого было решено показать его на экране на короткое время. Аниматоры хотели подчеркнуть потусторонность персонажа, поэтому тот никогда не моргал и демонстрировал признаки дыхания, а его голос всегда оставался монотонным и спокойным. В фильме сотрудники заявили, что его сила возросла до такой степени, что он «поднялся на новый уровень существования». Когда дизайн Сефирота был завершён, Номура не знал, каким тот должен говорить голосом. Прослушивание на роль антагониста прошёл известный сэйю Тосиюки Морикава, которому было поручено разговаривать так, словно Сефирот ощущал себя лучше и увереннее остальных персонажей фильма. Режиссёр озвучивания и Морикава согласовали сделать голос Сефирота спокойным до такой степени, чтобы тот считал невозможным поражение Клауду, отчего возникало ощущение возвращения антагониста в будущем.

При разработке «Final Fantasy VII Remake» Ёсинори Китасэ хотел, чтобы в игре было больше сцен с участием Сефирота, чем в оригинальной «Final Fantasy VII», сравнивая каждое его появление с приближением акулы из фильма «Челюсти».

Музыкальные темы

В «Final Fantasy VII» вокруг Сефирота построены три музыкальных произведения, написанные композитором серии Нобуо Уэмацу. Его основная тема, «Those Chosen by the Planet» (яп. 星に選ばれし者 Hoshi ni Erabareshi Mono), состоит из сочетания звучания колоколов, малых барабанов и глубокого хора, и именно она сопровождает появления Сефирота на протяжении всей игры. В последней битве играет «Birth of a God» (яп. 神の誕生 Kami no Tanjō), во время сражения игрока с первой формой Сефирота, Бизарро Сефиротом (также известной как «Обратный Сефирот»). Самым известным произведением является «One-Winged Angel» (яп. 片翼の天使 Katayoku no Tenshi), раздающимся во время финальной конфронтации с Сефиротом. В нём содержатся латинские термины, заимствованные из сборника Carmina Burana. В одном из интервью, размещенном G4 на Game Makers, Уэмацу рассказал, что эта композиция представляет собой слияние музыкальных стилей русского композитора Игоря Стравинского и рок-музыканта Джими Хендрикса. При написании мелодии, Уэмацу хотел, чтобы она вращалась вокруг своего персонажа. Впоследствии было выпущено три официальных кавера на эту песню. Первая — другая оркестровка в Kingdom Hearts, вторая — в «Детях пришествия», играющая на протяжении всей битвы между Клаудом и Сефиротом, и демонстрирующая стилизацию под прогрессивный метал бывшей группы Нобуо Уэмацу «The Black Mages», а также оркестровые элементы и изменённый текст, третья-короткий ремикс в Super Smash Bros. Ultimate. Также существует четвёртая версия под названием «Vengeance on the World», которая играет в «Crisis Core».

Культурное влияние

Связанная продукция

По всему миру было выпущено большое количество товаров с изображением Сефирота. К ним относятся фигурки «Extra Knights», впервые выпущенные Bandai в Японии в 1997 году. Другая модель была выпущена в рамках коллекции Play Arts после выхода «Детей пришествия». В 2008 году, менеджер по маркетингу Square Enix, Кандзи Таширо, рассказал на Comic-Con International в Сан-Диего, что товары с персонажами «Final Fantasy VII» стали одними из самых продаваемых продуктов компании за последние несколько лет, поэтому фанаты могут ожидать дальнейших интерпретаций персонажа в будущем [54]С выходом полнометражного фильма, были выпущены рекламные материалы с изображением Сефирота, в частности плакаты. Kotobukiya выпустила многочисленные товары с персонажем, в том числе серию мясных ассорти, с его дизайном как из оригинальной игры, так и из фильма. В рамках рекламных кампаний, организованных в Японии Square Enix и Coca-Cola, выпускались товары с тиби-версией Сефирота.

Также были выпущены товары, не связанные с выходом игры или фильма: фигурки из серии Final Fantasy Trading Arts Vol. 1, набор с Клаудом, как часть Square Minimum Collection, и редкая фигурка Сефер Сефирот как часть серии Final Fantasy Creatures. Обратный Сефирот также был выпущен как обычная фигурка в Vol. 2. Фигурка, основанная на его появлениях в играх Kingdom Hearts, была выпущена Play Arts во второй линейке Kingdom Hearts. Некоторые компании по производству копий оружия изготовили копии меча Сефирот, масамунэ, длиной 6 футов (1,8 м), катану с заточенным лезвием из нержавеющей стали. Другие виды товаров включают: коллекционные карточки, брелки, зажигалки, телефонные карты и плюшевые игрушки.

Критика

Многочисленные игровые журналы неоднократно выбирали Сефирота как одного из лучших злодеев как в серии Final Fantasy, так и во всех видеоиграх в целом. В 2014 году GameSpy поместил его на 8-ое место в списке «Лучших злодеев в играх», прокомментировав, как сложно было победить его в «Final Fantasy VII». В 2005 году Сефирот был признан победителем в битве персонажей GameFAQ, где участвовали только злодеи. В 2006 году IGN назвал его 2-м по рейтингу в списке «Самых запоминающихся злодеев», а также поместил его на 4-ое место среди злодеев видеоигр. Также Сефирот был назван «злодеем номер один» в американской телевизионной передаче о видеоиграх Filter. В 2008 году PC World поместил его на 2-ое место в списке «Самых адских злодеев видеоигр». В том же году Сефирот возглавил «Топ лучших персонажей „Final Fantasy VII“» по версии IGN, а Дэйв Смит назвал его «чемпионом в супертяжёлом весе средизлодеев Final Fantasy» и положительно отозвался о его внешности и предыстории. Аналогичным образом, он занял 1-ое место среди «25 лучших персонажей Final Fantasy» на том же сайте. В статье Смита о выборе читателей лучших персонажей серии, Сефирот расположился на 4-ом месте, после чего последовали комментарии о его действия по ходу сюжета игры. В ретроспективе об антагонистах Final Fantasy, GamesRadar выбрал Сефирота своим фаворитом, сославшись на его раскрытые мотивы и действия. В 2013 году GamesRadar также включил Сефирота в список «Лучших злодеев в истории видеоигр», где тот занял 6-ое место.

В конце 2007 года Сефирот вошёл в список «лучших героев всех времен и народов» журнала Dengeki PlayStation, где находился на 14 месте. UGO.com поставил Сефирота на 25-ое место в своём списке «Лучших японских RPG-персонажей 2009 года», назвав его «одним из самых ярких злодеев всех времён», отмечая, насколько сильно он отличается от предыдущих злодеев Final Fantasy. В 2010 году читатели Famitsu признали Сефирота 21-м по популярности персонажем видеоигр. Кроме того, наряду с Клаудом, Сефирот фигурировал в списке ScrewAttack о «10 самых „крутых“ персонажей», хотя предпочтение было отдано в пользу Клауда. В Guinness World Records Gamer’s Edition 2011 года он был признан 32-м «Лучшим персонажем видеоигр всех времён». В 2011 году Empire поместил его на 13-ое место среди «Величайших персонажей видеоигр», назвав его «просто безумно крутым» и добавив, что «Клауд может быть героем, но настоящей звездой FFVII, вне всяких сомнений, является её антагонист Сефирот». Complex поставил его на 35-ое место в списке «Самых крутых злодеев в видеоиграх» в 2012 году, а также на 7-ую позицию в качестве «Самого крутого игрового персонажа» и 3-ю ступень в рейтинге «Лучших персонажей Final Fantasy за всё время» в 2013 году.

Согласно опросу читателей, проведённому GameSpot, Сефирот был выбран лучшим боссом всех времён, получив в пять раз больше голосов, чем Боузер, занявший 2-ое место. В большинстве комментариев отмечалась сложность финального боя с Сефиротом, а также его отличительные элементы по сравнению с другими играми. В 2005 году Electronic Gaming Monthly назвал его лучшим боссом видеоигр. Game Informer поместил первый бой с Сефиротом в «Final Fantasy VII» на 3-е место в списке «Лучших сражений с боссами» за 2008 год. PlayStation Official Magazine — UK включил битву с ним в список «10 лучших боев с боссами» за 2012 год, отметив, что «после 100 часов преследования сволочи-убийцы вы, наконец, догоняете заклятого врага Клауда, Сефирота, и это приводит к одному из самых грандиозных сражений в истории PlayStation».

Сцена, в которой Сефирот убивает Айрис по сюжету «Final Fantasy VII», также вызвала много комментариев. Например, в ходе их с Клаудом сравнения, ScrewAttack отметил, что в этой сцене Сефирот был признан «самым большим ублюдком». GamesRadar просто назвал его «главным петухом в игровом мире», поскольку автору статьи, Шейну Паттерсону, нравилась героиня Айрис, а после её смерти от руки Сефирота он больше не мог играть за неё. Также ссылаясь на сцену как на «шокирующий момент», GameSpot назвал эпизод, где Сефирот проходит через огонь в Нибельхейме, «одной из самых узнаваемых заставок, когда-либо показанных в видеоиграх». В статье GamesRadar «Неиграбельные персонажи, за которых нам бы хотелось сыграть», Сефирот был тем персонажем, за которого хотелось бы поиграть в «Final Fantasy VII», чтобы «вновь пережить сцену с пронзанием Айрис», так как портал находил героиню «раздражающе утончённой». IGN упомянул Сефирота в статьях 2009 года «Большой босс дня» и «Скандальные злодеи», причём в последней он сравнивался с Ликвидом Снейком из «Metal Gear Solid». Лиза Фойлес из The Escapist включила Сефирот в свой список «5 лучших обладателей катаны» в 2014 году.

Тем не менее, многие журналисты критиковали Сефирота за неясную мотивацию поступков, сетуя на не достаточную проработанность персонажа. Дэвид Смит из IGN отметил, что «Сефирот, конечно, шикарно выглядит, но мотивы его поступков не яснее ночи…». Сравнивая Сефирота с главным антагонистом «Final Fantasy VI», Кефкой Палаццо, GamesRadar указал, что он «выглядит так же интересно, как мёртвый счетовод, выкрашенный в коричневый цвет». 1UP.com отнёсся к возвращениям Сефирота юмористически, поставил его на 3-е место в своём «Топе восставших из мёртвых», наряду с Ликвидом Снейком, Хроно и персонажами «Final Fantasy IV», заметив, что, «если Square Enix продолжит использовать этого персонажа, у неё рано или поздно не останется способа сделать ещё какой-либо ремикс One-Winged Angel». Редактор GameSpy Райан Скотт назвал «Сефирота королём переоценённых персонажей» в рамках разбора злодеев «Dissidia Final Fantasy», утверждая, что он полюбился геймерам только из-за своего дизайна и сцены убийства Айрис в «Final Fantasy VII». С другой стороны, AnimeFringe назвал его «самым печально известным злодеем во всей серии Final Fantasy» и «типичным бисёнэном в глазах многих поклонников — мужчин и женщин», сравнивая его с Кефкой и восхваляя сложность битвы с ним.

Также критики прокомментировали роль Сефирота в других играх. Говоря о «Crisis Core», IGN AU заявил, что «даже Сефирот получает своё место под солнцем», восхваляя глубину его предыстории, которая делает битву с боссом более увлекательной. IGN UK разделила это мнение, оценив одаривание Сефирота «более человеческой стороной», и наслаждалась некоторыми событиями до его превращения в злодея. Битва с ним вошла в топ «25 самых крутых битв с боссами за всё время» по версии 1UP.com, причём редакторы хвалили как оригинальную битву из «Final Fantasy VII», так и сражение в «Crisis Core». В статье GamerHelp бой с Сефиротом в Kingdom Hearts включён в список «Самых трудных боссов всех времён и народов» с комментарием: «вне зависимости от умения игрока ему вряд ли удастся выйти из этого боя без единой царапины» и сравнением с финальной битвой в «Final Fantasy VII». AnimeFringe отметил, что только продвинутые игроки смогут победить Сефирота в Kingdom Hearts, потому что у игрока нет поддержки, а «разрушительные атаки злодея могут убить в считанные секунды». В 2013 году Complex оценил битвы с Сефиротом в «Kingdom Hearts» и «Kingdom Hearts II» как 7-ю и 5-ю по сложности среди боев с боссами в видеоиграх. Кроме того, Сефер Сефирот из «Final Fantasy VII» занял 12-е место.


  • Final Fantasy Crystal Chronicles (серия игр)
  • Musashi: Samurai Legend
  • Балтьер
  • Einhänder
  • Мидзута, Наоси

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования