В случае убийства набирайте «М»


«В случае убийства набирайте „М“» (англ. «Dial M for Murder») — камерный кинодетектив Альфреда Хичкока, снятый в 1954 году. Весьма точная экранизация популярной пьесы Фредерика Нотта «Телефонный звонок». Фильм входит в список 250 лучших фильмов по версии IMDb и в десятку лучших фильмов детективного жанра по версии Американского института кино.

Сюжет

Бывший профессиональный теннисист из Лондона Тони Уэндис (Рэй Милланд) женат на богатой наследнице Марго (Грейс Келли). Однажды Марго знакомится с писателем Марком Холлидэем (Роберт Каммингс) и начинает с ним роман. Привыкший к роскошной жизни Тони, узнав о супружеской измене и опасаясь развода с женой, а также не желая провести остаток своей жизни в бедности, принимает решение убить её, чтобы унаследовать огромное состояние. Однако он понимает, что не может сам осуществить этот план, не привлекая к себе подозрения полиции. После долгих раздумий у него возникает идея: убийство должен совершить кто-то другой. Этим человеком должен стать его однокашник из колледжа по имени Суон (он же Адамс, он же Уилсон, он же Лесгэйт) (Энтони Доусон), который тоже живёт в Лондоне. Следя за Суоном и досконально изучив его, Тони узнаёт о его тёмном прошлом и проблемах с законом. Этих сведений оказывается вполне достаточно для того, чтобы шантажировать Суона.

Пригласив предполагаемого убийцу к себе домой под сторонним предлогом, Тони убедил его в собственной безвыходности и объяснил, что ему предстоит совершить. Согласно плану Тони, поздним вечером, пока они с Марком будут находиться на мужской вечеринке, а Марго останется дома одна, Суону будет необходимо незаметно проникнуть в дом и спрятаться за оконной занавеской. Ключ от входной двери муж пообещал оставить под ковровой дорожкой на лестнице. В условленный момент муж позвонит домой, и Марго, выйдя из своей комнаты, должна будет подойти к телефону, находящемуся вблизи окна. В этот момент Суону следовало наброситься на Марго с чулком и задушить её. Таким образом, Тони одновременно обеспечивал себе и алиби, и доказательство её смерти.

Поначалу всё шло по плану: услышав телефонный звонок, Марго подошла к телефону. Из-за занавески вышел Суон и начал душить женщину. Защищаясь от убийцы, перепуганная Марго нащупала случайно оставленные на столе ножницы и вонзила их в спину напавшему. Суон упал на спину, в результате чего ножницы вонзились ещё глубже, и он скончался. Взяв телефонную трубку, Марго услышала голос мужа и, поспешно объяснив ему, что произошло, попросила его как можно скорее вернуться домой…

В ролях

  • Рэй Милланд — Тони Уэндис
  • Грейс Келли — Марго Уэндис
  • Роберт Каммингс — Марк Хэллидэй
  • Джон Уильямс — старший инспектор Хаббард
  • Энтони Доусон — Суон / Лесгэйт
  • Лео Бритт — рассказчик
  • Патрик Аллен — детектив Пирсон
  • Джордж Ли — детектив Уильямс
  • Джордж Олдерсон — детектив
  • Робин Хьюз — сержант полиции
  • Владек Шейбал — Ерименко

Работа над фильмом

Фильм снят всего за 36 дней на основе популярной детективной пьесы, и притом в цвете. Киностудия хотела воспользоваться модой на трёхмерные фильмы, однако к моменту выхода картины в прокат это увлечение пошло на спад. Всё действие фильма намеренно заключено Хичкоком в рамки одной квартиры, практически одной комнаты, создавая у зрителя ощущение замкнутости, близкое к клаустрофобии. Вот как комментирует этот момент сам режиссёр:

Некоторые делают, по моему мнению, ошибку, пытаясь «раскрыть» пьесу для экрана. Это большая ошибка. Всё равно что распускать только что связанный свитер. По-моему, любая пьеса построена на том, что действие ограничено пределами сцены — и это то, чем драматически пользуется автор. Растяните её — и у вас не останется ничего.

— Альфред Хичкок

Для съёмок телефона крупным планом были построены большие макеты пальца и телефона, так как камера не могла сфокусироваться на обычном телефоне.

Камео Альфреда Хичкока — на снимке со встречи выпускников (одно из самых неприметных камео Хичкока).

Наследие

По этой же пьесе в 1998 году был снят фильм «Идеальное убийство», а в 1981 году — советский фильм «Ошибка Тони Вендиса».

На постере к фильму изображена одна из тех сцен, которые заставили Трюффо заметить: «Хичкок снимает сцены убийства так, как будто то были любовные сцены, а любовные сцены — как убийства».

Награды

  • 1955 — Премия National Board of Review
    • Лучшая актриса — Грейс Келли
    • Лучший актёр второго плана — Джон Уильямс

Номинации

  • 1955 — Премия BAFTA
    • Лучшая зарубежная актриса — Грейс Келли

  • Я исповедуюсь
  • Вестерн (фильм, 2017)
  • Вестерн (фильм, 2017)
  • Матч-пойнт (фильм)
  • Вера (фильм, 1985)

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования