Капчинский, Михаил Яковлевич

3-11-2021, 08:01

Михаил Яковлевич Капчинский (Розенберг) (21 марта 1889, Белая Церковь, Киевская губерния — 28 марта 1981, Москва) — советский кинорежиссёр, сценарист, организатор кинопроизводства.

Биография

Родился 21 марта 1889 года в Белой Церкви Киевской губернии. В годы Первой мировой войны семья переехала в Одессу, где отец стал хозяином велосипедной прокатной мастерской. Участник Первой мировой войны, воевал солдатом в артиллерийском дивизионе, в 1917 году был избран председателем солдатского комитета.

В 1920 году окончил Курсы советских работников в Одессе. Член РКП(б) с 1918 года.

После службы в РККА вернулся в Одессу. В 1920 году — редактор городской газеты «Известия» в Первомайске.

В 1921 году — руководитель подотдела кино художественного отдела Одесского губполитпросвета. Был редактором еженедельного журнала «Театр» — органа худсектора Одесского губполитпросвета (1922).

В 1922—1925 годах — создатель и первый директор Одесской кинофабрики Всеукраинского фотокиноуправления (ВУФКУ). Одновременно работал в Одесском областном отделе ВУФКУ (уполномоченный, технический директор, заведующий производством). В 1922 году снял свой первый фильм «От мрака к свету». Выходил с предложениями к руководству «Госкино» о целесообразности централизации кинодела, необходимости объедения всех киноорганизаций страны.

В 1925—1926 годах — директор 1-й фабрики «Госкино». Отвечал за производство кинофильма «Броненосец Потёмкин» (директором которого был его заместитель Я. М. Блиох). По инициативе М. Я. Капчинского начавшиеся съёмки кинокартины о событиях 1905 года были перенесены из Ленинграда в Одессу. В дальнейшем сценарий фильма был существенно переработан и «из полстранички необъятного сценария «Пятый год»» был создан новый фильм «Броненосец Потёмкин», признанный одним из самых значительных достижений мирового кинематографа. Являясь директором кинофабрики, оказывал поддержку начинающим режиссёрам (А. М. Роому и др.). Член редколлегии ежемесячного журнала «АРК Киножурнал» — органа Ассоциации революционной кинематографии (1925—1926).

С. М. Эйзенштейн в беседе с Н. И. Подвойским накануне I Всесоюзного партийного совещания по вопросам кино (9 марта 1928) охарактеризовал М. Я. Капчинского как успешного организатора кинопроизводства:

Нужен хоть один человек настоящего склада. Например, Капчинский — человек, который следил за каждым, окружал доверием, оказывал помощь, внимательно относился к молодняку и шёл навстречу людям, отступавшим от трафарета (...). Здесь такая сфера работы, где нужны люди с большой интуицией.

Член Ассоциации революционной кинематографии (1926).

Весной 1926 года был арестован по делу шестнадцати руководящих работников «Госкино» и «Пролеткино», обвинённых в бесхозяйственности и злоупотреблении служебным положением. Весной 1927 года Московским губернским судом М. Я. Капчинскому было определено наказание в виде лишения свободы сроком восемь месяцев. 25 июля 1927 года Кассационная коллегия по уголовным делам, принимая во внимание, что проступки были совершены осуждёнными «благодаря объективной обстановке», приняла решение войти в Президиум ВЦИК с ходатайством о полном неприменении к ним определённого приговором наказания. Вскоре он был освобождён.

В 1927—1935 годах — сценарист на студии «Украинфильм», в 1928—1929 годах — заведующий лабораторией ВУФК.

В 1935 году был повторно арестован по обвинению в антисоветской пропаганде и агитации, освобождён через два месяца.

В 1939—1953 годах (по другим сведениям с 1944 года) — режиссёр студии «Мостехфильм» (с 1945 года «Моснаучфильм»), где создал ряд научно-популярных фильмов.

В 1953 году был арестован за связь с Еврейским антифашистским комитетом. Освобождён в 1954 году.

В 1961 году обращался с просьбой и советом к Г. Л. Рошалю взяться за экранизацию романа Шолом-Алейхема «Блуждающие звезды», которую по организационным причинам не смог сделать С. М. Эйзенштейн в 1925 году.

Скончался 28 марта 1981 года в Москве, похоронен на Донском кладбище.

В Музее кино Одессы хранится персоналия первого директора Одесской киностудии М. Я. Капчинского.

Семья

  • Брат — Лев Яковлевич (Георгий Викторович) Капчинский (1898—1922), сотрудник Одесской ЧК, умер в апреле 1922 года от сыпного тифа.
  • Сын — Илья Михайлович Капчинский (1919—1993), советский физик, доктор физико-математических наук, лауреат Ленинской (1988) и Государственной (1970) премий.
  • Сын — Лев Михайлович Капчинский (1923—1999), инженер-радиотехник, кандидат технических наук, автор книг о проектировании телевизионных антенн.
  • Правнук — Олег Иванович Капчинский (род. 1972), кандидат исторических наук, писатель.

Фильмография

Режиссёр

  • 1922 — От мрака к свету
  • 1923 — Потоки
  • 1927 — Кафе Фанкони / Коровины дети
  • 1928 — Плотина прорвана / Леся
  • 1931 — Жемчужина степи (научно-популярный)
  • 1932 — Бессарабская коммуна
  • 1932 — Неутомимые бойцы (документальный)
  • 1933—1935 — Последняя ночь / Зона / Белая смерть (фильм был запрещён к показу)
  • 1935 — Праздник жатвы / Праздник урожая
  • 1948 — Великая магистраль (документальный)

Сценарист

  • 1922 — Голод и борьба с ним
  • 1923 — Потоки
  • 1932 — Бессарабская коммуна

Критика

Творчество режиссёра неоднозначно оценивалось современниками. Французский писатель Альфред Фабр-Люс в восторженных тонах отзывался о картине «Кафе Фанкони»:

Техника строгая и восхитительная. (...) Сцены следуют одна за другой в беспорядке и без объяснений, как в жизни. Кажется, что в быстротечных видениях заключена сама вечность. Актёры, не загримированные, не приукрашенные, низводят всех тех, кем мы восхищались на Западе, до ранга жалких комедиантов.

И. Э. Бабель, участвуя в монтаже фильма «Кафе Фанкони», «несчастной и неумелой картины Капчинского», отмечал, что «произведение это сумбурное».

Показанный в 1936 году в Париже фильм М. Я. Капчинского «Праздник жатвы» был назван во французской прессе «беззастенчивой рекламой «советчины»».

На кинофестивале архивного кино «Белые столбы» в 2014 году был показан не вышедший в прокат фильм М. Я. Капчинского «Белая смерть».

В современных исследованиях упоминают фильмы М. Я. Капчинского, как и других известных мастеров того времени, в рамках развития историко-революционной темы в советском кинематографе 20—30-х годов.

Библиография

  • Как мы строим. Директор Первой фабрики Госкино Капчинский // Советский экран : журнал. — 1925. — 1 сентября (№ 23 (33)). — С. 11.
  • От перспектив к реальности. Беседа с директором Первой фабрики Госкино М. Я. Капчинским // Кино : газета. — 1925. — 23 июня (№ 14 (94)). — С. 2.
  • Капчинский М. Я. У Чёрного моря // Жизнь в кино. Ветераны о себе и своих товарищах. Вып. 1 / cост. О. Т. Нестерович. — М.: Искусство, 1971. — С. 45—65. — 391 с.
  • Капчинский М. Я. На улице Житной // Жизнь в кино. Ветераны о себе и своих товарищах. Вып. 2 / cост. О. Т. Нестерович. — М.: Искусство, 1979. — С. 56—74. — 320 с.

Комментарии

  • ↑ По сведениям правнука, настоящая фамилия М. Я. Капчинского — Розенберг.
  • ↑ В справочнике В. Миславского «Еврейская тема в кинематографе Российской империи, СССР, России, СНГ и Балтии (1909—2009)», изданном ООО «Скорпион П—ЛТД» в Харькове в 2013 году, ошибочно указана дата смерти М. Я. Капчинского — 25 июня 1981 года. По сведениям его правнука О. И. Капчинского, правильная дата смерти — 28 марта 1981 года.

  • Гольцман, Евгения Тевьевна
  • Юков, Константин Юлианович
  • Цивцивадзе, Илья Бенедиктович
  • Ефремов, Доминик Иванович
  • Зальцер, Семён Зельманович

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования