История происхождения селекции пшеницы (часть 4)


Можно предположить, что первобытный человек, собирая колосья дикорастущих злаков, брал лучшие растения всех видов или по крайней мере нескольких видов злаков, которые встречались в сообществах вокруг жилищ. Данное предположение подтверждается находками раскопок в Ираке (VI век до н.э.) и близ Еревана (VII-VI век до н.э.) - найденные зерна состояли из смеси плодов пшеницы и разных видов ячменя. Одновременно в Ираке были обнаружены и вкладыши для серпов из кремния, что свидетельствовало о тон, что уже в то время хлеб жали.
Совместное произрастание разных видов злаков обнаруживается также при изучении сообществ дикорастущих злаков, произраставших и более поздний период. Например, в Палестине дикая двузернянка (T.dicoccoides Korn.) произрастала в сообществе с дикой однозернянкой (I .aegilopoides Bui.) и диким ячменем (Н. spontaneum V. Koch.). Аналогичную картину совместного дикого сообщества злаков описали Н. Троицкий и М. Якубцинер, соответственно в Армении и Азербайджане.
В литературе отмечалось, что во многих популяциях, состоящих из разных видов, наблюдалось поразительное сходство растений по морфологическим признакам, т.е. уподобление одной формы другой. Иногда одна из этих форм являлась преобладающей, а другая ее спутником. В других случаях в популяции формы занимали приблизительно равное по численности положение. Поэтому большинство местных жителей не отличали их друг от друга и называли одним общим именем.
Уподобление (сходство) одной формы другой некоторые авторы считали, что это результат длительного воздействия одних и тех же условий среды, бессознательного и сознательного отборов, проводившихся человеком в течение долгого времени. По этой причине на первых начальных стадиях одомашнивания дикорастущих злаков первобытный человек создавал смеси из разных видов злаков, плоды которых удовлетворяли его потребности и вкус.
По Н. Кулешову отбор велся давно. Наиболее ранние указания на него имеются в сочинениях Коллумелы, Варрона, Теофраста, в поэмах Гомера и в «Георгика» Вергилия. В книгах древних греков и римлян, в священных писаниях иудеев можно найти советы как вести отбор, какие растения, колосья, семена лучше всего оставлять для посева. Древнейшие китайские рукописи сохранили историю, какое значение придавал отбору император Шень-Нунчь (2700 лет до н.э.) ежегодно лично отбирал и высевал семена пшеницы и риса, способные расти севернее Великой Китайской стены.
Из этого можно предположить, что совершаемый ежегодно в течение многих поколений отбор не прошел бесследно. Он заложил навыки выбора лучших растений, которые с развитием интеллекта человека постепенно совершенствовались, что легло в основу примитивной, но сознательной селекции, ведущейся с древнейших времен.
Даже примитивное земледелие создавало для возделываемых растений принципиально новые условия окружающей среды, которые формировали новые свойства и признаки у растений. Новые условия, хотя и не прямо, приводили к постепенному изменению форм в направлении культурных типов. По Н. Schmalz, это происходило так: «...все те типы в пределах возделываемой смеси, которые оказывались лучшим образом приспособленными к созданным человеком новым условиям, сильнее размножались и становились господствующими формами».
Качественные и недорогие окна пластиковые на заказ http://terraokna.ru/ в Москве могут установить вам в кратчайшие сроки. Опытные монтажники, качественный пластиковый профиль, низкие цены и гарантия на все работы. В новый год с новыми окнами!

  • История происхождения селекции пшеницы (часть 3)
  • История происхождения селекции пшеницы (часть 2)
  • История происхождения селекции пшеницы (часть 1)
  • Хозяйственное значение пшеницы (часть 3)
  • Хозяйственное значение пшеницы (часть 2)

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования