Стадии развития растений пшеницы


Пшеница, как и многие другие растения, по типу развития издавна делилась на яровые, озимые и двуручки. К яровой относили пшеницу, которая давала урожай при весеннем посеве, к озимой - при осеннем посеве и к двуручкам - дающие урожай, как при весеннем, так и при осеннем посеве.
Изучение биологии развития растений яровой и озимой пшеницы привело к тому, что многие исследователи это развитие разделили на два этапа: первый - включает изучение явлений яровости и озимости. Этот раздел часто называют, одним словом - озимостъ. Второй - включает изучение явления фотопериодизма. Изучения этих этапов проводилось и проводится параллельно. Достижения в изучении одного из них стимулировало и делало более плодотворным исследования другого.
Н. Вавилов дал более конкретное определение яровым и озимым растениям: “Различие между озимыми и яровыми формами растений в типичном случае состоит в том, что яровые расы при весеннем посеве в первый же год цветут, колосятся и дают плоды. Озимые же растения при посеве весной не образуют стеблей, не идут в трубку, не цветут в том же году и только на следующий год колосятся, цветут и дают плоды”.
Это деление на озимые и яровые позволило многим исследователям начать физиологическое и генетическое изучение растений, различающихся по типу развития.
Концепция немецкого исследователя Клебса, выдвинутая в начале прошлого столетия, сводилась к следующему: "Формообразовательный процесс развития растений, его темпы и направление зависят не только от внутренних факторов, пои от внешних от условий среды. В развитии растений можно наблюдать серию последовательных изменений форм, из которой каждая является необходимым результатом предшествующего/ Эта серия последовательных изменений регулируется самим организмом, но может быть изменена под воздействием внешних факторов”.
Идеи Клебса о стадийности развития растений, о влиянии определенного комплекса внешних условий на прохождение стадий и о необходимости их разного сочетания для каждой стадии послужили первоосновой для теории стадийного развития Т. Лысенко.
Первые опыты по изучению стадийности развития растений Лысенко провел в Азербайджане на Кировобадской селекционной станции, результаты которых были доложены в 1929 году на Всесоюзном съезде по генетике, селекции, семеноводству и племенному делу в Ленинграде под названием: “К вопросу о сущности озими”. В этом сообщении излагались причины не выколашивания озимых при весеннем посеве. На большом экспериментальном материале было показано, что все без исключения сорта озимой пшеницы, ржи, ячменя выколашиваются в любых районах при посеве весной, если предварительно выдержать наклюнувшиеся семена при температуре от 0° до +3°С определенное для каждого сорта время.
Для обозначения обнаруженного явления Лысенко предложил термин яровизация.
Основанием для создания теории стадийного развития растений служили в то время новейшие представления о закономерностях развития живых организмов. Из этих представлений можно отметить: первое - концепция исторической обусловленности онтогенеза и его неразрывной связи с филогенезом, широко обоснованная Дарвиным и, поддержанная в России Тимирязевым, статьи которого сделали ее достоянием широкого круга исследователей. Второе -признание единства организма и условий его жизни, решающего влияния внешних условий на развивающейся организм. Эти идеи, исходившиеся еще до Клебса, помогли объяснить многие наблюдаемые факты. Третье - признание прохождения онтогенеза по этапам, стадиям.
Выдающийся генетик Н. Вавилов высоко оценил теорию стадийного развития Лысенко. Он писал: “Уже в настоящее время можно определенно утверждать, что теория стадийного развития и, особенно, яровизация является крупнейшим достижением для селекции, ибо она сделала доступным для использования все мировое разнообразие сортов, до сих пор не доступное практическому использованию в силу обычного несоответствия вегетационного периода и малой зимостойкости южных озимых сортов”.
Несмотря на это, теория стадийного развития Лысенко не нашла поддержки современников и их последователей. В то время умы ученых волновало открытие Т. Моргана - наличие вещества наследственности. “Оно - в хромосомах, его можно чуть ли не видеть в микроскоп. Носители признаков и свойств организма- гены - суть реальные крупинки вещества наследственности. Найдены взаимосвязи между месторасположением генов в хромосомах и теми или иными признаками организма. Казалось, что наследственность уже в руках человека”.
Особенно критически выступили физиологи, работающие с другими видами растений. Указанные авторы критиковали не в целом теорию стадийного развития растений, а выискивали недостатки тех или иных положений.
Однако после такой развернутой критики теории стадийного развития ни один из авторов взамен не предложил ничего нового, а это неизбежно привело к сохранению старого. В общей цепи теории стадийного развития Лысенко выявил и изучил две стадии развития - стадию яровизации и световую.

  • Рост, развитие и биологические свойства растений пшеницы
  • Третья и четвертая стадии развития растений пшеницы
  • Стадии яровизации и световая, как основа управления развитием органов и свойств
  • Световая стадия развития растений пшеницы
  • Стадия яровизации развития растений пшеницы
  • Отношение растений пшеницы к низким температурам. Зимо-морозостойкость
  • История происхождения селекции пшеницы (часть 7)
  • История происхождения селекции пшеницы (часть 3)
  • История происхождения селекции пшеницы (часть 2)
  • История происхождения селекции пшеницы (часть 1)

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования