Передовой опыт организации использования средств на уборке и вывозке сахарной свеклы


С целью дальнейшего повышения производительности труда и сокращения материально-денежных затрат на уборке сахарной свеклы во ВНИС разработана и внедрена в производство более совершенная форма организации уборки и вывозки сахарной свеклы, в основу которой положено централизованное руководство уборкой, вывозкой и приемкой корнеплодов по единому комплексному плану.
При этом предусматривается создание оперативных диспетчерских групп на сахарном заводе, в районе и области, уборка сахарной свеклы поточно-перевалочным способом без ручной доочистки корнеплодов с групповым использованием машин и оптимальным соотношением уборочных, транспортных и погрузочно-разгрузочных средств, организация уборочно-транспортных комплексов, работа магистральных транспортных средств по часовому графику.
Такая форма организации уборки и вывозки сахарной свеклы была применена в колхозах сырьевых зон Жашковского района Черкасской области и Саливонковского сахарного завода Киевской области в 1972 г. С 1973 г. она внедрена во всех колхозах Киевской области, а в 1977 г. нашла распространение во всех свеклосеющих колхозах и совхозах страны.
При внедрении более совершенной организации уборки и вывозки сахарной свеклы в колхозах сырьевой зоны Саливонковского сахарного завода из 235 механизированных звеньев было создано 82 уборочнотранспортных комплекса с закреплением за каждым по 3—6 уборочных комбайнов или 2—3 комплекса машин раздельной уборки и не менее двух погрузчиков с необходимым количеством автотранспорта в зависимости от количества уборочных машин, урожая и радиуса доставки свеклы.
Внедрение в производство усовершенствованной организации уборки и вывозки сахарной свеклы в колхозах сырьевой зоны Жашковского сахарного завода и в хозяйствах сырьевых зон сахарных заводов Киевской области позволило повысить коэффициент использования времени смены автомобилей. В результате повысилась ежедневная выработка трехтонного автомобиля на вывозке сахарной свеклы с 14,3 до 18,8 т по Жашковскому и с 12,6 до 18,6 т по Саливонковскому сахарному заводу, а по Киевской области — с 12,4 до 15,8 т за сутки.
Использование уборочно-транспортных средств в составе отряда при уборке свеклы поточно-перевалочным способом позволило повысить производительность уборочных агрегатов в 1,5 и свеклопогрузчиков в 1,5—2 раза. Это дало возможность убрать сахарную свеклу в оптимальные сроки с 25 сентября по 20 октября, сократив разрыв во времени между копкой и вывозкой на 2,4 дня и сроки вывозки на десять дней, уменьшить потребность в автотранспорте на 569 автомобилей. Общий экономический эффект по сельскому хозяйству, сахарной промышленности и автомобильному транспорту составил около 2 млн. руб.
В 1975—1976 гг. на опытно-селекционных станциях системы ВНИС и в элитно-семеноводческих совхозах были проведены исследования технологии и организации работ с целью достижения наивысшей производительности уборочных машин и транспортных средств на уборке и вывозке сахарной свеклы. Уборка свеклы осуществлялась в основном поточно-перевалочным способом с групповым использованием машин при оптимальном соотношении уборочно-погрузочных и транспортных средств.
Анализ полученных данных (1975 г.) показывает, что за счет более высокой организации труда, применения прогрессивных способов, оптимального соотношения уборочно-транспортных средств производительность комбайнов КСТ-3А за десять часов работы составляет 4— 5 га при норме 3,4 га. Производительность шестирядных машин раздельной уборки была выше нормативной в 1,3—1,7 раза и составила 9—9,4 га для машин КС-6 и 11—13,5 га для РКС-6.
Затраты груда на уборку сахарной свеклы комбайнами КСТ-3А поточно-перевалочным способом без ручной доочистки корнеплодов составили в среднем 30,6 человеко-часа на 1 га. На уборку этими же комбайнами, но с ручной доочисткой корнеплодов, расходовалось 96,8—101,7 человеко-часа на 1 га. Прямые эксплуатационные затраты на уборку свеклы комбайнами теребильного типа составили 0,2, а с ручной доочисткой — 0,46 руб. в расчете на 1 ц.
При уборке свеклы комплексами БМ-6 и КС-6 поточно-перевалочным способом затраты труда составили в среднем 29,8 человеко-часа на 1 га с колебаниями от 22,1 до 39,9, а прямые эксплуатационные расходы — 60 руб/га.
Производительность транспортных средств на вывозке свеклы при поточном способе уборки корнеплодов машиной РКС-6 в колхозе им. Суворова Жашковского района Черкасской области составила для автомобиля КАЗ-608 — 72,1 т при норме 28 т, а для автомобиля ГАЭ-53А — 49,5 при норме 20; на Льговской опытно-селекционной станции для автопоезда ЗИЛ-130 с прицепом — 56,9 т при норме 45 т. При поточно-перевалочном способе выработка автомобиля ЗИЛ-130 на Веселоподолянской опытно-селекционной станции была 41,5 при норме 27,5, в хозяйстве «Черныши» — 53,5 при норме 31,5 т.
В 1976 г. производительность шестирядных уборочных агрегатов при поточно-перевалочном способе уборки сахарной свеклы в благоприятных условиях составила 6,6—9,6 га за десять часов работы (табл. 189).
Передовой опыт организации использования средств на уборке и вывозке сахарной свеклы

При уборке свеклы в неблагоприятных условиях (пониженные температуры, промерзшая почва) на Уладово-Люлинецкой опытно-селекционной станции выработка за смену на комплекс БМ-6 и КС-6 составила только 3,4 га Подобные показатели получены и в Северо-Кавказском филиале ВНИС. При этом потребовалась частичная ручная доочистка корнеплодов. В результате резко повысились затраты труда на уборку свеклы — с 19,1—33,9 до 138,6 человеко-часа на 1 га.
Прямые издержки на уборку корнеплодов и ботвы увеличились с 52,79 — 87,22 до 173,18 руб./га, или в 2—3,3 раза.
На основании экспериментальных данных по 13 хозяйствам уточнена экономическая эффективность поточно-перевалочного способа уборки сахарной свеклы 3—6-рядными машинами (табл. 190).
Передовой опыт организации использования средств на уборке и вывозке сахарной свеклы

Опыт внедрения прогрессивных способов уборки сахарной свеклы показал, что при поточном способе для транспортировки корнеплодов от уборочных машин непосредственно на свеклоприемные пункты необходимо такое количество автомобилей, какое хозяйство, как правило, не может обеспечить. Кроме того, автомобили, обслуживающие уборочные машины, движутся по взрыхленной почве с малой скоростью, что приводит к преждевременному износу их узлов и повышенному расходу топлива. Недостаток автотранспорта и особенность погодных условий в уборочный период (повышенная влажность почвы или засушливые условия, когда в ворох корнеплодов поступает большое количество комьев земли) вынуждает хозяйства убирать свеклу перевалочным способом, используя для ее вывозки от уборочных машин прицепы 2-ПТС-4-887А в агрегате с тракторами типа «Беларусь», которые разгружают корнеплоды на краях поля в кагаты.
Уложенные в кагаты небольших размеров (до 1 м высотой) корнеплоды необходимо вывозить на свеклоприемные пункты в день уборки, так как хранение их в таких условиях сопровождается большими потерями массы и ухудшением технологических качеств. Укладка корнеплодов в кагаты высотой до 2—2,5 м уменьшает потери массы в 5 раз.
Для усовершенствования поточно-перевалочного способа уборки сахарной свеклы ВНИС разработан специальный прицеп-перегрузчик грузоподъемностью 10—12 т с регулируемой высотой подъема платформы кузова на базе прицепа 3-ПТС-12. Корнеплоды, убранные комбайном (корнеуборочной машиной), грузятся на ходу в прицеп-перегрузчик, агрегатируемый с трактором Т-150К, и доставляются на край поля, где их перегружают в кузов автомобиля для доставки на свеклоприемный пункт (поточный способ) или укладывают в кагаты высотой до 2 м на специально подготовленные площадки (перевалочный способ).
Уборка поточным способом с использованием прицепов-перегрузчиков позволяет уменьшить потребность в автотранспорте, увеличить производительность автомобилей на вывозке свеклы, снизить износ узлов автомобиля. При перевалочном способе уменьшаются потери массы корнеплодов от привяливания, поскольку они лучше сохраняются в высоких кагатах.
Испытания показали, что прицеп-перегрузчик обеспечивает сбор корнеплодов от корнеуборочных машин КС-6 или РКС-6 с последующей их перегрузкой в автомобили, а при отсутствии последних — укладку их во временные полевые кагаты высотой до 2 и шириной до 4 м. Погрузка корнеплодов из кагатов проводилась производственным ПС-100 и экспериментальным СПС-4,2 погрузчиками производительностью до 200 т в час.
Технология уборки сахарной свеклы с использованием прицепов-перегрузчиков с двумя независимо поднимающимися и опрокидывающимися кузовами грузоподъемностью по 5 т каждый повышает производительность автотранспорта на 15—20% за счет сокращения времени под загрузкой и уборочных шестирядных агрегатов на 0,5—0,6 га за смену за счет сокращения их простоя из-за отсутствия транспортных средств. В этом случае корнеплоды укладываются прицепами-перегрузчиками в кагаты больших размеров. В результате создаются оптимальные условия для достижения высокой производительности свеклопогрузчиков типа СПС-4,2 при погрузке корнеплодов из таких кагатов в автотранспорт.

  • Интенсификация производства сахарной свеклы
  • Качество свекловичного сырья при механизированной уборке
  • Организация и техника проведения уборочных работ сахарной свеклы
  • Агротехнические требования к машинам при уборке сахарной свеклы
  • Способы уборки сахарной свеклы и технические средства для их осуществления
  • Сроки уборки сахарной свеклы
  • Особенности технологии возделывания сахарной свеклы на орошаемых землях
  • Уборка сахарной свеклы началась на Ставрополье
  • На Ставрополье построят два сахарных завода
  • На Ставрополье будет представлен новый подход по выращиванию сахарной свеклы

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования