Народный фронт Латвии


Народный фронт Латвии, сокращенно Народный фронт или НФЛ (латыш. Latvijas Tautas fronte, LTF) — политическое движение в Латвийской ССР и Латвии в 1988—1993 годах.

Будучи изначально созданным в поддержку перестройки, в дальнейшем выступало за выход Латвии из состава Союза ССР, независимость Латвийской ССР и рыночные реформы. Первый председатель НФЛ — Дайнис Иванс, второй — Ромуальдас Ражукас, третий — Улдис Аугсткалнс. После провала на выборах в Сейм Латвии в июне 1993 года был реорганизован в Христианскую народную партию (латыш. Kristīgā Tautas partija), а затем присоединился к Христианско-демократическому союзу.

История

Создание

Идея создания Народного фронта была озвучена на Пленуме творческих союзов Латвии, который проходил в Риге 1 и 2 июня 1988 года практически синхронно с аналогичными инициативами в Эстонской ССР (там она была озвучена в апреле 1988 года) и Литовская ССР.

Проведению учредительных съездов во всех трёх советских республиках предшествовало бурное формирование групп поддержки на предприятиях и в организациях. В Эстонской ССР, например, ко дню проведения учредительного съезда НФЭ их насчитывалось свыше 1500. Учредительный съезд Литовского движения за перестройку, зарегистрированного как «Саюдис», представляли более тысячи групп поддержки.

Народный фронт Латвии был основан 8 октября 1988 года как всенародное движение в поддержку Перестройки на территории Латвийской ССР. Практически одновременно со съездом в Латвии прошли учредительные съезды Народного фронта Эстонии (1 — 2 октября) и движения «Саюдис» в Литве — 22 — 23 октября 1988 года.

Главный офис НФЛ в первое время располагалась в здании Союза писателей Латвийской ССР (Дом Беньяминов). Писательница Марина Костенецкая вспоминала, что латыши приходили сюда, чтобы пожертвовать свой рубль, серебряные латы довоенных времён, столовое серебро, картины.

НФЛ выпускал собственную газету — «Atmoda» (с латыш. — «Пробуждение»), которая выходила на латышском и русском языках. В первом номере, вышедшем 7 октября 1988 года, перед учредительным съездом НФЛ, был опубликован проект Устава нового движения.

«Неоценимую помощь Народному фронту Латвии оказал ближайший сподвижник Горбачева секретарь ЦК КПСС А. Яковлев, представивший по итогам визита в Латвийскую ССР после XIX Всесоюзной партийной конференции записку в ЦК КПСС, в которой поддержал деятельность НФЛ, как наиболее соответствующую идеям и задачам перестройки», — вспоминает свидетель событий, в конце 1980-х годов первый секретарь Рижского горкома Компартии Латвии Арнольд Клауцен.

Деятельность

После учреждения НФЛ активизировались основные центры латышской эмиграции. Конгресс Всемирной организации свободных латышей принял решение сотрудничать с НФЛ, в Мюнстере было открыто её информационное бюро, чтобы установить контакты с Европарламентом в Страсбурге. В марте 1989 года открылось бюро НФЛ в Стокгольме, шведы начали упрекать своё правительство за то, что оно признало Прибалтику в составе СССР. В том же году министр иностранных дел Швеции Стенс Андерсон осудил прежнюю политику своей страны; таким образом, она присоединилась к 60 государствам, не признававшим присоединение Прибалтики к СССР.

Влиятельные представители зарубежных латышей стали приезжать в Ригу на заседания правления НФЛ. Затем отвечавший за иностранные дела Янис Юрканс сформировал группу, в которую, помимо него, вошли также Маврик Вульфсон и Владлен Дозорцев, для переговоров с представителями диаспоры в США, Канаде и Англии. Зарубежные командировки представителей НФЛ частично финансировались за счёт латвийских активов, замороженных в американских банках в 1940 году.

Народный фронт Латвии сотрудничал с Народным фронтом Эстонии и литовским движением «Саюдис». 23 августа 1989 года, в 50-ю годовщину заключения Пакта Молотова-Риббентропа, все три движения осуществили совместную акцию «Балтийский путь». Цепочка, образованная из взявшихся за руки людей, протянулась по территории трёх республик — от башни Длинный Герман в Таллине до Башни Гедимина в Вильнюсе.

Первые в советской истории свободные выборы делегатов Съезда народных депутатов СССР завершились в Латвии убедительной победой Народного фронта. Избранный депутатом представитель оппозиционной силы — Интерфронта — Виктор Алкснис оспорил итоги выборов в заявлении Мандатной комиссии съезда, указав, что в нарушение статьи 17 закона «О выборах народных депутатов СССР», требующей образования национально-территориальных округов с равной численностью избирателей, в сельских районах Латвийской ССР были созданы округа, отличавшиеся по численности в четыре раза — от 28,8 тысячи человек (308-й округ) до 127,3 тысячи человек (290-й округ). Арифметически средняя численность избирательного округа в республике должна была составлять около 62 тыс. человек. Таким образом искусственно были ограничены права горожан и рабочего класса избрать своих депутатов, а большинство в латвийской делегации получили депутаты, избранные от маленьких сельских округов: из 11 членов думы Народного фронта, избранных народными депутатами СССР, 10 баллотировались по этим округам. Однако это заявление Алксниса осталось без реакции.

Комиссией Съезда народных депутатов под руководством А. Н. Яковлева был признан и осуждён факт существования секретного протокола к пакту Риббентропа-Молотова.

На республиканских выборах 1990 года НФЛ и его союзники получили в Верховном Совете более 2/3 голосов (138 мест из 201), то есть необходимое для внесения поправок в Конституцию большинство. 4 мая 1990 года Верховный Совет Латвийской ССР принял Декларацию о восстановлении независимости. Текст этой декларации Дайнис Иванс, Анатолий Горбунов и Илмар Бишерс в марте 1990 года возили в Москву, показать генеральному секретарю ЦК КПСС Михаилу Горбачёву и председателю советского правительства Николаю Рыжкову. В составе делегации был и тогдашний председатель латвийского правительства Вилнис Эдвин Бресис.

После выборов председатель НФЛ Дайнис Иванс был избран вице-спикером парламента, а его заместитель Ивар Годманис — премьер-министром. Многие другие члены НФЛ заняли ключевые посты в правительстве.

При составлении правительства бывший физик Ивар Годманис консультировался с человеком из прежней власти — председателем Госплана Латвийской ССР Миервалдисом Раманом. Он опирался также на бывшего председателя Совета министров Латвийской ССР Вилниса Эдвина Бресиса, у которого были связи в Москве.

Поскольку у Годманиса не было опыта хозяйственной работы, при формировании своего кабинета он включил в него только двух человек из НФЛ — Илмара Бишера и Арниса Калниньша на место своих заместителей. Министерство внутренних дел осталось за Бруно Штейнбриком. Янис Юрканс был утверждён министром иностранных дел.

Прекращение деятельности

После достижения главной политической цели Народного фронта — восстановления независимости Латвии — НФЛ стал проводником экономических реформ в Латвии. Перевод социалистической экономики на рыночные рельсы был очень болезненным, и руководство Народного фронта стремительно теряло популярность у избирателей. Многие деятели НФЛ перешли в новые политические партии.

На выборах в Сейм Латвии в июне 1993 года Народный фронт получил только 2,62 % голосов избирателей и не преодолел электоральный барьер. НФЛ был реорганизован в христианско-демократическую партию, которая получила название Христианская народная партия Латвии (латыш. Kristīgā Tautas partija), но это не принесло успеха. В конечном счёте Христианская народная партия слилась с Христианско-демократическим союзом (латыш. Kristīgi demokratiskā savienība). Многие из бывших активистов Народного фронта Латвии играют важную роль в современной латвийской политике.

В Риге, по адресу ул. Вецпилсетас 13/15, открыт Музей Народного фронта Латвии.


  • Гумбаридзе, Гиви Григорьевич
  • Народный Банк Казахстана
  • Народный Банк
  • Аграрии Ставрополья не сдают позиций на внутреннем рынке
  • Почвы в районах свеклосеяния Белоруссии, Латвии и Литвы

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования