Иудейская эсхатология


Иудейская эсхатология описывает события, которые произойдут в конце дней согласно еврейской Библии и еврейской мысли.

Эти события включают в себя собрание диаспоры, пришествие еврейского Мессии, загробную жизнь и возрождение мертвых праведников. В иудаизме время окончания обычно называют «концом дней» (др.-евр. אחרית הימים), фраза, которая встречается в Танахе несколько раз. Конец света называется также называется «Концом Дней», «Днем Господа», «Днем Гнева Господня» и просто «Днем» (книга Амоса).

Идея мессианского века занимает видное место в еврейской мысли.

Иудаизм обращается к «последним временам» в Книге Даниила и многих других пророческих отрывках в еврейских писаниях, а также в Талмуде, в частности в трактате Авода Зара.

Иудейская эсхатология проходит в Библии длительную эволюцию — от неконцептуализированных периферийных представлений в древнейший период до одной из центральной идей еврейского религиозного сознания в эпоху Второго храма.

Aпокрифы

Религиозная литература периода за два века до разрушения Второго храма и до 70 г. столетие связывала будущий триумф Бога и его справедливости с серией событий, которые должны этому предшествовать, в первую очередь — правление Мессии.

В этот период вместо традиционного представления о шеоле (обитель мертвых) приходит идея ада (гехинном (геенна), где грешники несут наказание, и рая (Эдемского сада) для праведников. Авторы апокалипсических произведений приводят различные методы подсчета времени прихода Мессии

Опираясь на Иех. 38:1-39:20, апокалиптические произведения представляли войны, которые будут предшествовать приходу Мессии, как войну Бога против сил зла — Гога и Магога под началом как Сатаны, Блияала (др.-евр. בליעל) и т. п. Время с начала эсхатологического вмешательства Бога делится на две части — олам ха-зе («этот мир») и олам ха-ба («грядущий мир», мессианская эра).

Вера в полное воздаяние в этой жизни сменяется верой в полное воздаяние только после смерти, в олам ха-ба, что связано с верой в Воскресение из мёртвых в «день Господа». Впервые эта мысль выражена в книге Дан. 12:12, и позднее широко распространилась в апокалиптической литературе, например в II Макк. 7:9, 11, 14, 23; 12:43; 14:46; Юб. 23:30; IV Эз. 7:29-33, и др.

Талмуд

Эсхатология Талмуда и Мидраша основывается на Танахе, и очень близка апокрифической эсхатологии. Талмуд и Мидраш различают между «временем Мессии» (переходный период) и «олам ха-ба».

Времена Мессии продлятся 40, 70, 365 или 400 лет. В поздней барайте утверждается, что мир будет существовать шесть тысяч лет, из которых две тысячи составит мессианская эра. Точное число — 14 день месяца нисан.

Попытки установить время прихода Мессии в иудаизме осуждаются: «Пусть сгниют кости тех, кто высчитывает время конца. Ибо они говорят: раз подошло время, и он не пришел, он не придет никогда» (Санх. 97б).

Каббала

Согласно Каббале душа делится на 3 части: нефеш (низшая часть души), руах и нешама (высшая часть души).

  • Нефеш остается в могиле и несет наказание за проступки после первого суда (хиббут ха-кевер или дин ха-кевер («суд могилы»).
  • Руах («дух») также подлежит наказанию за грехи, но через 12 месяцев он вступает в «нижний» Эдем,
  • Нешама согласно книге Зохар не может быть грешной, и возвращается в «горний Эдемский сад», Црор ха-хаим. В

Каббалистические писатели видели в грядущем искуплении возврат к совершенству, которое было утеряно после грехопадения Адама и Евы; оно зависит от поведения народа Израиля.

Искупление означает конец пребывания Шхины в изгнании и восстановление Божественного единства, когда поток Божественного влияния навечно объединит все миры, а скрытые тайны Торы будут открыты

Каббалисты верили в физическое воскресение из мертвых.


  • Гринберг, Даниэль
  • Информация о важных датах ЕАО размещена на главном интернет-портале
  • Еврейская автономная область готовится к осуществлению госпрограмм
  • В Еврейской АО посадка зерновых и картофеля подходит к концу
  • С днем сельскохозяйственного работника!

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования