Мои друзья (песня)


«Мои друзья» («Мои друзья идут по жизни маршем») — песня, написанная Виктором Цоем в 1981 году и вошедшая в дебютный студийный альбом рок-группы «Кино» «45». Песня, тепло принятая представителями рок-н-рольного сообщества начала 1980-х годов, во многом определила творческую судьбу её автора. Первая песня, написанная Цоем.

История и содержание песни

По словам участника первого состава группы «Кино» Алексея Рыбина, немногословный Цой проявлял себя в творчестве как фотограф, фиксировавший определённые моменты жизни. Именно так он подметил и отобразил настроения, царившие среди его друзей в начале 1980-х годов: «Вся наша жизнь того периода была в этой песне, здесь была и прекрасная музыка, и наше беспредельное веселье, а за ним — грусть и безысходность». Песня родилась почти мгновенно — на её написание Виктор потратил около двадцати минут.

Как рассказывал лидер группы «Автоматические удовлетворители» Андрей Панов, «Мои друзья» — одна из самых ранних, вторая или третья по счёту песня, написанная девятнадцатилетним Цоем. В ней присутствуют явные отсылки к конкретным ленинградским адресам: к примеру, «дом, который был пуст, теперь народу в нём полно», — это квартира Андрея Панова, в которой Виктор в ту пору проводил много времени; под упоминаемым в тексте пивным ларьком подразумевалось небольшое заведение на проспекте Космонавтов. «Помню, он говорил: мне, мол, нравится, что мы у тебя встаём и… идём к пивному ларьку. Не знаю, в чём здесь романтика, но очень многие так говорят», — вспоминал Панов.

Первые исполнения. Отзывы

Песня стала своеобразной «визитной карточкой» начинающего музыканта и одновременно — его «путёвкой» в рок-н-рольную жизнь. Первое публичное исполнение «Моих друзей» состоялось 22 марта 1981 года в ленинградском ресторане «Бриг», где отмечался день рождения музыканта Андрея Тропилло. По свидетельству бас-гитариста группы «Автоматические удовлетворители» Евгения Титова, «Мои друзья» настолько впечатлили пропагандиста рок-музыки Артемия Троицкого, что тот отреагировал на появление никому не известного Виктора Цоя видоизменённой цитатой из Бориса Гребенщикова: «Вот та молодая шпана, что сотрёт вас с лица земли». Сам Троицкий, вспоминая о дебютном выступлении Цоя, писал, что тот вышел к зрителям, когда музыканты из оркестра покинули сцену; возник контраст между их «твистами» и исполненной Виктором «трогательно-правдивой песней про бесцельную жизнь городских подростков».

Через некоторое время Цой исполнил эту песню в квартире представителя музыкального андеграунда Павла Крусанова. Его жена Наталья Крусанова рассказывала, что при первых аккордах «Моих друзей» все, кто находился в комнате, включая лидера группы «Зоопарк» Майка Науменко, отложили свои дела: «Настолько это было свежо, красиво и неожиданно, просто, гармонично и великолепно. Даже повисла минута молчания…» Майк горячо поддержал молодого музыканта, и это признание, по утверждению Крусановой, по-настоящему окрылило Цоя.

«Мои друзья» во многом определили отношения Виктора Цоя и Бориса Гребенщикова. Их знакомство произошло в электричке после одного из сольных концертов БГ, проходившего в Петергофе. У Цоя, ехавшего в том же вагоне вместе с Рыбиным, была с собой гитара, и он спел для Гребенщикова две песни. Одна из них ничем не запомнилась, зато «Мои друзья», по признанию Бориса Борисовича, абсолютно «сбили его с нарезки»:

Запись альбома

В 1982 году группа «Кино» приступила к записи своего первого альбома «45». Эта работа стала продюсерским дебютом Бориса Гребенщикова, который предложил свести воедино основной музыкальный материал, который уже был накоплен у Цоя и Рыбина. Запись проходила в студии Андрея Тропилло, в качестве сессионных музыкантов в ней участвовали Всеволод Гаккель (виолончель) и Дюша Романов (флейта). Как признавался впоследствии Гаккель, несмотря на некоторую спонтанность работы («Всё зависело только от того… насколько мобильно ты мог с лёта ухватить характер песни»), ему понравилась собственная игра в «Моих друзьях».

Оценивая альбом «45», литератор Александр Житинский писал, что в нём воспроизведён портрет очень молодого человека, ищущего своё место в жизни. Самой неубедительной строчкой в текстах представленных там композиций ему показалась фраза «Мои друзья всегда идут по жизни маршем» — по словам Александра Николаевича, сложно было представить себе панков — главных героев песни — марширующими: «Это может быть только актом клоунады». В то же время не исключено, что Цой сознательно хотел вложить в эти строки некий ироничный подтекст, уточнил далее Житинский.


  • Love Her Madly
  • Hero (песня Мэрайи Кэри)
  • Zaleilah
  • Thank You for the Music
  • Алеет Восток

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования