Синдромный анализ


Синдромный анализ — метод в нейропсихологии, под которым понимают: 1) анализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего основания (нейропсихологического фактора), объясняющего происхождение различных нейропсихологических симптомов; 2) изучение качественной специфики нарушений различных психических функций, связанных с поражением (выпадением) определенного фактора; 3) качественная квалификация нейропсихологических симптомов.

Общие сведения

Синдромный анализ основан на теории системно-динамической локализации высших психических функций, разработанной А. Р. Лурией. Исходя из данной концепции, при локальных поражениях головного мозга поражается не одна психическая функция, а «функциональная система».

Согласно данной теории, психическая деятельность — это сложная функциональная система, работа которой обеспечивается совокупностью совместно работающих аппаратов головного мозга.

А. Р. Лурия выделил следующие закономерности:

  • функциональная система может нарушаться при поражении большого числа различных зон;
  • при различных по локализации поражениях функциональная система может нарушаться по-разному. Согласно концепции А. Р. Лурии каждая зона мозга, участвующая в обеспечении функциональной системы, ответственна за свой фактор. А выпадение/нарушение фактора приводит к нарушению работы всей функциональной системы.
  • Данные закономерности позволяют нейропсихологу понять, какие нейропсихологические факторы включает в себя сложная психическая деятельность, а также какие участки головного мозга составляют ее нервную основу. Эти два вопроса могут быть решены только при соблюдении двух условий:

    • сопоставлении всех симптомов, которые отмечаются при наличии одного, строго локализованного очага в коре головного мозга (или в подкорковых образованиях),
    • анализе характера нарушений данной системы при различных по локализации мозговых поражениях

    Целью синдромного анализа является поиск основной причины нарушения (выпавшего/поврежденного фактора), постановка топического диагноза.

    Таким образом, синдромный анализ предполагает поиск первичной основы синдрома — нейропсихологического фактора, определяющего характер синдрома.

    Синдромный анализ проводится с помощью «луриевских методов нейропсихологического исследования» — определённого набора заданий, разработанного А. Р. Лурия.

    Положения синдромного анализа

    Е. Д. Хомская выделила следующие положения синдромного анализа:

  • Синдромный анализ предполагает качественную квалификацию нейропсихологических симптомов. Качественная квалификация нейропсихологического симптома — это определение формы нарушения психической функции. Таким образом, устанавливается, какой характер носит наблюдаемый дефект, и в силу каких причин этот дефект появляется. Стоит отметить, что количественный подход не исключается из синдромного анализа. Он используется для описания степени выраженности дефект.
  • Синдромный анализ включает в себя сопоставление первичных и вторичных расстройств. Это позволяет изучить структуру нейропсихологического синдрома для дальнейшего топического анализа. Первичные расстройства — расстройства, связанные с нарушением/выпадением нейропсихологического фактора. Вторичные расстройства — расстройства, возникающие в связи с распадом всей функциональной системы по законам системной организации.
  • При синдромном анализе предполагается изучение состава не только нарушенных, но и сохранных психических функций.
  • А. Р. Лурия подчеркивал, что синдромный анализ — это творческий процесс решения диагностической задачи в условиях ограниченного количества времени и методических средств.

    Принципы синдромного анализа

  • А. Р. Лурия ввел структурно-динамический принцип нейропсихологического исследования, предполагающий изучение психической функции в разных условиях. Например, изменение темп совершаемой деятельности, усложнение заданий.
  • Принцип двойной диссоциации функций Г. Л. Тэйбера. Принцип заключается в том, что ограниченный корковый очаг поражения нарушает протекание одних психических процессов, оставляя другие психические процессы сохранными. Например, при повреждении теменно-затылочной (или нижнетеменной) области левого полушария головного мозга нарушаются функции, связанные с пространственным фактором (ориентация в пространстве, счет, сложности в понимании определенных грамматических структур), но при этом остаются сохранными такие процессы, как речь, узнавание и воспроизведение музыкальных мелодий. При этом при поражениях височной области коры больших полушарий головного мозга больные с таким повреждением не могут воспринимать обращенную к ним речь (речевой слух), но в то же время могут не иметь нарушений относительного музыкального слуха. Данные принципы позволяют более глубоко изучить структуру психологических процессов.
  • Практическое значение синдромного анализа

    Синдромный анализ — один из важнейших принципов изучения нарушений высших психических функций у больных с локальными поражениями головного мозга.

  • Синдромный анализ делает возможным постановку топического диагноза. Обнаружение нейропсихологического фактора, лежащего в основе соответствующего нейропсихологического синдрома дает возможность определить, в каких мозговых зонах находится очаг поражения.
  • Синдромный анализ используется как средство контроля за послеоперационным течением заболевания, эффективностью применения того или иного лечебного препарата, что позволяет контролировать состояние больного.
  • Благодаря синдромному анализу появилась возможность определять форму нарушения той или иной психической функции.
  • Синдромный анализ позволяет раскрыть вопрос о мозговой организации сложных психических процессов и их строении.

  • Гипомнезия
  • Эпиталамус
  • Семинара на тему «Использование информационных и энергосберегающих технологий в современном сельском хозяйстве»
  • Почему неустойчив монолит?
  • «ГАЗОВЫЙ АНАЛИЗ»

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования