Пресуществление


Пресуществление (транссубстанциация, лат. transsubstantiatio) — богословское понятие (термин), обозначающее превращение в Таинстве Евхаристии существа хлеба и вина в Тело и Кровь Христа.

Католичество

Термин «пресуществление» (transsubstantiatio) появляется в латинском богословии в IX веке, а затем получает широкое распространение в католичестве. На 4-м Латеранском Соборе в 1215 году было изложено учение о превращении хлеба и вина (Святых Даров) в Тело и Кровь Христову. В Католической церкви учение о «транссубстанциации» (transsubstantiatio) или «пресуществлении» хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Иисуса Христа окончательно сформировалось в трудах Фомы Аквинского. Это учение называется doctrina de fide. Согласно ему, во время Евхаристической молитвы сущность (субстанция) хлеба и вина пресуществляется в сущность Тела и Крови Христовых, в то время как доступные для органов чувств свойства хлеба и вина (акциденции) остаются неизменными.

Православие

Термин «пресуществление» (μετουσίωσις) никогда не употреблялся святыми отцами в Православной церкви до середины XV века по отношению к освящению Святых Даров. Впервые его перенёс из католической литературы Геннадий Схоларий, используя как синоним традиционным святоотеческим терминам «преложение» (μεταβολή) и «претворение» (μεταποίημα).

Константинопольский патриарх Геннадий Схоларий излагает своё частное богословское мнение о пресуществлении в своих проповедях «О таинственном теле Господа нашего Иисуса Христа»:

Патриарх Геннадий считал, что Тело Христово присутствует в Евхаристии не физически, а таинственно. Однако термин «пресуществление» (μετουσίωσις) не прижился в православном богословии, и лишь в конце XVI века вновь начинает употребляться среди отдельных лиц греческого духовенства, получивших образование в римско-католических учебных заведениях. Впоследствии на греческих поместных соборах: в 1672 году в Константинополе, в 1672 году в Иерусалиме термин «пресуществление» (μετουσίωσις) был принят; а в 1691 году на соборе в Константинополе все, отрицающие термин «пресуществление», предаются строгим анафемам и даже вечным проклятиям. Решения cобора 1691 года были приняты Русской православной церковью и включены в Догматическое послание патриарха Московского и всея Руси Адриана. С этого времени термин «пресуществление» становится обычным термином в православной евхаристологии: он употребляется в официальных посланиях иерархов, синодально одобренных исповеданиях веры и догматических пособиях и проч.. В настоящее время отдельные толкования частных лиц термина «пресуществление» в Православии имеют отличия от учения Католической церкви и протестантских деноминаций.

Термин «пресуществление» является нововведением в православное богословие, а прославленные православные святые отцы ни соборно, ни в своих трудах не объясняли детально сам процесс преложения Святых Даров в Тело и Кровь, они ограничились лишь понятием «Таинство» применительно к этому процессу. По этой причине учение Фомы Аквинского о сохранении акциденций при изменении физической сущности хлеба и вина в человеческие тело и кровь не является учением Православной церкви.

Часть православных богословов, например, А. С. Хомяков, Н. Д. Успенский и некоторые другие, не принимает термин «пресуществление» по причине отсутствия его в святоотеческом богословии и отсутствия объяснения механизма изменения Святых Даров у святых отцов при освящении их на божественной литургии.

Лютеранство

Лютеранство учит о консубстанции (лат. consubstantialitas, от con — с и substantis— сущность), то есть о действительном присутствии в Святом Причастии Тела и Крови Христовой.

Англиканство

Англиканство не принимает термина «пресуществление» (см. «39 Статей», Литургия в англиканской церкви), признаёт присутствие истинных Тела и Крови Христовых в Святых Дарах, принимаемых с верою; по отношению к такому пониманию иногда Высокой церковью используется термин «пресуществление», хотя вернее было бы говорить о более размытом по смыслу термине «преложения».

Кальвинизм

Пресуществление отрицается кальвинистскими вероисповеданиями, такими, как, например, пресвитерианство. Среди позднейших протестантских деноминаций пресуществление признаётся «Общиной христиан» Рудольфа Фрилинга.


  • Движение святых последних дней
  • Реинфузия
  • Омский Минсельхозпрод удерживает цены на хлеб
  • Винодельческие КФХ подвели итоги прошлого года
  • На выставке вина в Лондоне кубанские производители завоевали 20 медалей

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования