РД-0120


РД-0120 — жидкостный ракетный двигатель, работающий на жидком водороде и жидком кислороде. Двигатель выполнен по замкнутой схеме с дожиганием генераторного газа после турбины. Использовался в качестве двигателя на второй ступени ракеты-носителя «Энергия». Всего на второй ступени было установлено четыре двигателя РД-0120.

История

Двигатель РД-0120 начал разрабатываться в 1976 году в КБ химической автоматики (г. Воронеж) группой конструкторов под руководством А. Д. Конопатова. Позднее главным конструктором проекта становится В. С. Рачук.

Лётные испытания двигателя были проведены в составе РН «Энергия». Всего осуществлено два успешных пуска, первый состоялся 15 мая 1987 года.

В перспективе предполагалось довести тягу двигателя до 230 тс в вакууме и до 224 тс на земле, с повышением удельного импульса до 460,5 с в вакууме и до 443 с на земле. Также планировалось сделать его многоразовым по типу РД-170.

К середине 1990-х годов российские предприятия в связи с интенсивной утратой сложившейся кооперации и стремительным сокращением номенклатуры выпускаемой продукции были уже не в состоянии производить подобный двигатель. По некоторым оценкам, на восстановление утраченных технологий требовались затраты в размере $1 млрд и несколько лет работы.

По мнению некоторых экспертов, технология производства РД-0120 к настоящему времени полностью утрачена. Однако на основе его технологий на том же предприятии создается кислородно-водородный двигатель РД-0146. В 2015 году глава Научно-технического совета Роскосмоса Юрий Коптев сообщил СМИ, что восстановление производства РД-0120 займет 8-9 лет.

Характеристики

По данным РКК «Энергия», двигатель, установленный на второй ступени РН «Энергия», имел следующие характеристики:

  • тяга у земли — 146 тс;
  • тяга в пустоте — 190 тс;
  • удельный импульс у земли — 351 кгс·с/кг;
  • удельный импульс в пустоте — 452 кгс·с/кг.

  • Д-30Ф6
  • Wärtsilä-Sulzer RTA96-C
  • РД-0110
  • РД-36
  • Лазерный двигатель

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования