САМ-25


САМ-25 — советский одномоторный многоцелевой самолёт конструкции А. С. Москалёва.

История

Самолёт был разработан в 1943 г., группой инженеров завода выпускавшего планёры, под руководством А. С. Москалёва. Основой его конструкции послужили самолёты типа САМ-5, на которых в 1937-39 гг., был установлен ряд мировых рекордов дальности и высоты полёта по классу лёгких самолётов.

На испытаниях САМ-25 показал хорошие результаты, малая посадочная скорость обусловленная механизацией крыла позволяла использовать машину на самых минимальных посадочных площадках, а дальность беспосадочного полета (1760 км.) при необходимости могла быть увеличена до 4 тыс. км. (при этом в экипаж предполагалось включить ещё одного пилота). В процессе испытаний пилотом А. Дабаховым был совершен беспосадочный перелёт по маршруту Москва — станция Заводоуковская. Летом 1943 года этим же пилотом на самолете САМ-25 с двигателем М-11Е из партизанского отряда в Москву был вывезен представитель Верховного командования (товарищ Щербаков), при этом для взлета была использована площадка длиной около 40 метров.

Конструкция

САМ-25 представлял собой одномоторный высокоплан с вместительным фюзеляжем, переоборудование которого предполагало использование самолёта в качестве санитарного, штабного, транспортно-грузового и десантного. Для удобства погрузки крупногабаритных грузов или раненых на носилках в левом борту, кроме двери был спроектирован грузовой люк. Пассажирская кабина имела обогрев, электроосвещение, теплозвуковую изоляцию и приточно-вытяжную вентиляцию.

  • Крыло — цельнодеревянное, профиль ЦАГИ Р-2с, механизированное, оборудовано автоматическими предкрылками и закрылками. Предкрылки открывались автоматически при выходе на большие углы атаки. Элероны при посадке работали вместе с закрылками.
  • Хвостовое оперение — обычного типа, для облегчения управления при различных режимах полёта и центровках на рулях высоты и направления имелись управляемые триммеры.
  • Шасси — неубирающееся, свободнонесущее, без осного типа с резиновой амортизацией располагавшейся внутри фюзеляжа. Полуось и задний подкос закрывались одним обтекателем.

Технические характеристики

  • Экипаж: 1 пилот (до 7 пассажиров)
  • Длина: 8.02 м
  • Размах крыла: 11.49 м
  • Высота: 3.86 м
  • Площадь крыла: 21.86 м²
  • Коэффициент удлинения крыла:
  • Профиль крыла: ЦАГИ Р-2с
  • Масса пустого: 846 кг
  • Масса снаряженного: кг
  • Нормальная взлетная масса: кг
  • Максимальная взлетная масса: 1280 кг
  • Масса полезной нагрузки: кг
  • Масса топлива и масла: кг
  • Двигатели: 1× М-11Ф
  • Мощность: 1× 140 л.с.

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость:
    • у земли: 200 км/ч
    • на высоте: 170 км/ч
  • Крейсерская скорость: 168 км/ч
  • Посадочная скорость: 62 км/ч
  • Практическая дальность: 1760 км
  • Практический потолок: 4850 м
  • Скороподъёмность: м/с
  • Нагрузка на крыло: кг/м²
  • Тяговооружённость: Вт/кг
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: g

Интересный факт

Крыло самолёта САМ-25 имело такой же аэродинамический профиль как крыло немецкого штабного самолёта Физелер Fi 156 Шторьх. Однако, несмотря на меньшую мощность мотора, САМ-25 обладал большей скоростью (230 км/ч против 180 км/ч) и грузоподъемностью (505 кг против 400 кг), а по взлётно-посадочным характеристикам уступал только в дистанции разбега из-за значительно меньшей тяговооруженности.


  • К-5 (самолёт)
  • Як-18
  • Boeing F-15SE Silent Eagle
  • IMAM Ro.37
  • Душкин, Иван Ефимович

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования