Главное автобронетанковое управление Министерства обороны


Главное автобронетанковое управление Министерства обороны Российской Федерации (ГАБТУ Минобороны России) — структурное формирование (орган военного управления) Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России).

Главное управление подчинено заместителю министра обороны Российской Федерации, отвечающему за материально-техническое обеспечение Вооружённых сил Российской Федерации. Является основным заказчиком и поставщиком бронетанковой техники (БТТ) в войска и силы ВС России.

История

В конце XIX века — начале XX веков во многих государствах мира, в том числе и Российской Империи начались процессы моторизации и механизации вооружённых сил. В армиях и флотах стали появляться автомобили, которые заменили повозки для подвоза провизии, боеприпасов. Появились первые проекты бронеавтомобилей и танков. В Русской армии уже в 1906 году начали создаваться автомобильные команды при инженерных войсках.

К началу Первой мировой войны в Русской Императорской армии была сформирована 1-я автомобильная пулемётная рота на вооружении которой были бронеавтомобили с пулеметами и пушками. Были приняты в опытную эксплуатацию первые боевые бронированные машины Накашидзе-Шаррон. Было создано Главное военно-техническое управление (ГВТУ) Русской Императорской армии.

В январе 1918 года в РККА был создан Совет броневых частей («Центробронь»), а в августе 1918 года — Центральное, а затем Главное броневое управление.

Бронетанковое управление

3 ноября 1929 года было создано Управление по механизации и моторизации РККА (УММ) на базе автомобильного отдела Военно-технического управления РККА, отдела механической тяги Артиллерийского управления РККА и Инспекции броневых сил. Начальник управления являлся одновременно начальником механизированных войск РККА и подчинялся непосредственно Народному комиссару по военным и морским делам СССР. Начальнику УММ РККА подчинялись механизированные соединения и части, не входящие в состав военных округов, а по вопросам специальной технической службы все механизированные войска РККА. На Управление, возлагалось руководство формированием, мобилизацией, боевой и технической подготовкой, обучением и службой механизированных войск РККА, а также всеми вопросами моторизации частей и транспорта РККА, их специальным снабжением и специальной подготовкой их личного состава.

Состав Управления входили:

  • Учебно-строевое управление: Отдел боевой подготовки Организационно-мобилизационный отдел
  • Техническое управление: Танко-тракторный отдел Отдел автобронемашин Отдел бронепоездов и бронедрезин Отдел складов и мастерских
  • Финансовая часть
  • Научно-технический комитет: Секция танков и САУ Секция броневых и транспортных автомашин и мотоциклов Секция бронепоездов и бронедрезин Секция тракторов и прицепов Секция боевого применения и специальных служб Секция организации производства и ремонта

Управление механизации и моторизации РККА проделало огромную работу по созданию автобронетанковой техники и формированию механизированных войск. Была разработана "Система танко-тракторно-авто-бронетанкового оружия", которая обосновала и определила пути дальнейшего развития автобронетанковой техники.

22 ноября 1934 г. УММ РККА было преобразовано в Автобронетанковое управление РККА (АБТУ РККА).

26 июня 1940 г. — Реорганизовано в Главное автобронетанковое управление Красной Армии

Состав:

  • Управление боевой подготовки автобронетанковых войск
  • Бронетанковое управление
  • Автотракторное управление
  • Управление эксплуатации и ремонта автобронетанкового и тракторного парка
  • Мобилизационно-плановый отдел
  • Отдел кадров
  • Финансовый отдел
  • Общая и секретная часть

Создание на базе АБТУ РККА в июле 1940 года Главного автобронетанкового управления Красной Армии (ГАБТУ КА), в сущности было дальнейшим развитием существующей структуры. В соответствии с утвержденным в начале 1941 года положением о Главных и Центральных управлениях НКО на ГАБТУ была возложена ответственность за боевую и мобилизационную подготовку родов войск, своевременное его материальное обеспечение,совершенствование вооружения и техники. Начальник ГАБТУ является одновременно начальником автобронетанковых войск Красной Армии и по этой линии осуществлял руководство начальниками автобронетанковых войск военных округов.

Великая Отечественная война

Начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная война внесла свои коррективы в структурное развитие автобронетанковых войск.

В 1941 году был создан Отдел броневых поездов. В задачу Отдела входило общее руководство формированиями (отдельный броневой поезд (обепо, обп), отдельный дивизион броневых поездов (однбп)), их использованием на театре войны и театрах военных действий, организация изготовления, оборудования изделий артиллерийскими и зенитными средствами, материального и технического снабжения, ремонта и переоборудования бронепоездов (изделие) в прифронтовых железнодорожных депо и на тыловых ремонтных базах ГАБТУ КА.

В январе 1942 года в состав ГАБТУ включается управление военно-учебных заведений бронетанковых и механизированных войск.

В феврале 1942 года отдел броневых поездов был переформирован в Управление броневых поездов и бронемашин, которое также вошло в Главное автобронетанковое управление.

В конце 1942 года-начале 1943 года произошли коренные изменения в структуре ГАБТУ.

Так, во исполнение Постановления № ГОКО-2537с от 24 ноября 1942 г. создано Главное автомобильное управление Красной Армии (ГАУ КА).

Задачи, связанные с организацией снабжения, эксплуатацией, ремонтом автомашин и подготовкой автомобильных кадров Красной Армии были выделены из Главного автобронетанкового управления Красной Армии и переданы Главному автомобильному управлению.

Задачи, связанные с организацией снабжения, эксплуатацией, ремонтом тракторов и подготовкой кадров для них, были выделены из Главного автобронетанкового управления Красной Армии и переданы Главному управлению командующего артиллерией Красной Армии и Главному артиллерийскому управлению Красной Армии.

7 декабря 1942 года Главное автобронетанковое управление Красной Армии было реорганизовано в два главных управления (Постановление № ГОКО-2589с):

  • Главное управление формирования и боевой подготовки бронетанковых и механизированных войск Красной Армии, в состав которого вошли: управление формирования и укомплектования бронетанковых и механизированных войск управление боевой подготовки бронетанковых и механизированных войск управление военно-учебных заведений бронетанковых и механизированных войск
  • Главное бронетанковое управление Красной Армии, в состав которого вошли: танковое управление управление ремонта танков управление эксплуатации танков управление бронепоездов и бронемашин научно-испытательный бронетанковый полигон

Главное бронетанковое управление стало одним из структурных подразделений образованного Управления командующего бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии. Так организационно завершилось выделение бронетанковых и механизированных войск в самостоятельный род войск.

Послевоенные реорганизации

Перестройка Вооруженных Сил в послевоенный период была продиктована условиями массового сокращения численности личного состава. Радикальные изменения в структуре центральных органов управления войсками и службами проводились с целью приведения их в соответствие со сложностью и приоритетами решаемых задач мирного времени.

В декабре 1952 года Главное бронетанковое управление (ГБТУ) выводится из подчинения Командующего бронетанковых и механизированных войск и на прямую подчиняется заместителю военного министра по бронетанковому вооружению. В первой половине 1953 года ГБТУ вновь подчинили Командующему БТ и МВ.

В декабре 1953 года ликвидируется должность Командующего БТ и МВ и вводится должность Начальника бронетанковых войск, соответственно Управление Командующего БТ и МВ было преобразовано в Управление начальника бронетанковых войск.

В ноябре 1960 года Управление начальника бронетанковых войск было реорганизовано в Управление начальника танковых войск.

В июле 1966 года ликвидируется Главное бронетанковое управление с подчинением всех его структур начальнику танковых войск.

В июле 1980 года Управление начальника танковых войск было преобразовано в Главное бронетанковое управление.

Автотракторное управление

В январе 1943 года было сформировано Главное автомобильное управление (ГАУ) Красной Армии.

В январе 1946 года Главное автомобильное управление Красной Армии было преобразовано в Автомобильное управление Вооружённых Сил СССР.

В 1949 году на базе Автомобильного управления ВС и Тракторного управления ГАУ ВС было сформировано Главное автотракторное управление (ГАВТУ).

В 1953 году Главное автотракторное управление было преобразовано в Автотракторное управление (АВТУ) МО СССР.

В 1961 году Автотракторное управление МО СССР было преобразовано в Центральное автотракторное управление (ЦАВТУ) МО СССР.

В декабре 1982 года Центральное автотракторное управление МО СССР было переименовано в Главное автомобильное управление (ГЛАВТУ) МО СССР.

Главное автобронетанковое управление

В декабре 1994 года ГБТУ Минобороны России и ГЛАВТУ Минобороны России были переформированы в Главное автобронетанковое управление Министерства обороны Российской Федерации (ГАБТУ Минобороны России). ГАБТУ Минобороны России и сегодня является основным разработчиком военно-технической политики в области военной автомобильной техники и бронетанкового вооружения и техники. Также это основной заказчик и поставщик бронетанковой и автомобильной техники в войска.

22 ноября 2019 года Главное автобронетанковое управление удостоено грамоты Верховного главнокомандующего Вооруженными силами Российской Федерации.

Начальники

  • Командарм 1-го ранга Халепский, Иннокентий Андреевич — начальник Управления механизации и моторизации (УММ) РККА (1929—1934), начальник Автобронетанкового управления (АБТУ) РККА (1934—1937)
  • Генерал армии Павлов, Дмитрий Григорьевич — начальник Автобронетанкового управления (АБТУ) РККА (1937—1940)
  • Маршал бронетанковых войск Федоренко, Яков Николаевич — начальник Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) КА (1940—1942), командующий бронетанковыми и механизированными войсками (БТ и МВ) (1942—1947)
  • Генерал-полковник Белокосков, Василий Евлампиевич — начальник Главного автомобильного управления (ГАУ) КА (январь—октябрь 1943 г.)
  • Генерал-лейтенант Тягунов, Иван Петрович — начальник Главного автомобильного управления (ГАУ) КА (1943—1946), начальник Автомобильного управления (АУ) ВС СССР (1946—1947)
  • Маршал бронетанковых войск Рыбалко, Павел Семенович — командующий бронетанковыми и механизированными войсками (БТ и МВ) (1947—1948)
  • Генерал-лейтенант Сосенков, Александр Андреевич — начальник Автомобильного управления ВС СССР (1947—1948), начальник Главного автотракторного управления (ГАВТУ) ВС СССР (февраль—октябрь 1949 г.)
  • Маршал бронетанковых войск Богданов, Семен Ильич — командующий бронетанковыми и механизированными войсками (БТ и МВ) ВС СССР (1948—1953)
  • Генерал-полковник Сусайков, Иван Захарович — начальник Главного автотракторного управления (ГАВТУ) ВС СССР (1949—1951)
  • Генерал-майор Дацюк, Александр Иосифович — начальник Главного автотракторного управления (ГАВТУ) ВС СССР (1951—1952)
  • Генерал-полковник Коровников, Иван Терентьевич — начальник Главного автотракторного управления (ГАВТУ) ВС СССР (1952—1953), начальник Автотракторного управления (АВТУ) МО СССР (1953—1961), начальник Центрального автотракторного управления (ЦАВТУ) МО СССР (1961—1963)
  • Генерал армии Радзиевский, Алексей Иванович — начальник бронетанковых войск (БТ) ВС СССР (1953—1954)
  • Маршал бронетанковых войск Полубояров, Павел Павлович — начальник бронетанковых войск (БТ) ВС СССР (1954—1969)
  • Генерал-полковник Бурдейный, Алексей Семёнович — начальник Центрального автотракторного управления (ЦАВТУ) МО СССР (1963—1970)
  • Главный Маршал бронетанковых войск Бабаджанян, Амазасп Хачатурович - начальник танковых войск (ТВ) МО СССР (1969—1977)
  • Генерал-полковник Смирнов, Александр Тимофеевич — начальник Центрального автотракторного управления (ЦАВТУ) МО СССР (1970—1982)
  • Генерал-полковник Потапов, Юрий Михайлович — начальник танковых войск (ТВ) МО СССР (1978—1980), начальник Главного бронетанкового управления (ГБТУ) МО СССР (1980—1987)
  • Генерал-полковник Балабай, Иван Васильевич — начальник Главного автомобильного управления (ГЛАВТУ) МО СССР (1982—1989)
  • Генерал-полковник Попов, Василий Фёдорович — начальник Главного автомобильного управления (ГЛАВТУ) МО СССР (1989—1991)
  • Генерал-полковник Зазулин, Николай Афанасьевич — начальник Главного автомобильного управления (ГЛАВТУ) МО СССР (1991—1995)
  • Генерал-полковник Галкин, Александр Александрович — начальник Главного бронетанкового управления (ГБТУ) МО СССР (1987—1995), начальник Главного Автобронетанкового управления (ГАБТУ) Минобороны России (1995—1996)
  • Генерал-полковник Маев Сергей Александрович — начальник Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) Минобороны России (1996—2004)
  • Генерал-полковник Полонский Владислав Александрович — начальник Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) Минобороны России (2004—2007)
  • Генерал-лейтенант Ершов, Николай Федорович — начальник Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) Минобороны России (2007—2009)
  • Генерал-лейтенант Шевченко Александр Александрович — начальник Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) Минобороны России (2009—2019)
  • С 1 апреля 2019 года начальником Главного автобронетанкового управления Минобороны России является генерал-майор Бибик, Сергей Владимирович

  • Медаль «Генерал армии Хрулёв»
  • Генеральный штаб Вооружённых сил Республики Беларусь
  • Ваганов, Александр Владленович
  • Нечаев, Эдуард Александрович
  • Генеральная прокуратура России и Россельхозбанк провели очередное совместное совещание

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования