Вильянсико


Вильянсико (исп. villancico, от исп. villano — деревенский, от исп. villa — деревня, село) – песенно-танцевальный жанр, популярный в Испании в XV–XVII веках. По тому, как поэтический текст сочетался с музыкой, испанское вильянсико очень близко итальянской баллате и французскому виреле. Из Испании вильянсико распространилось у других народов Иберийского полуострова, позже — в Латинской Америке.

Краткая характеристика

Типичная музыкальная форма текстомузыкальной строфы вильянсико XV–XVI веков — A|BB|A. Текст, соответствующий музыкальному разделу A, носит оригинальное название estribillo, B — mudanza, A (возвращение музыки estribillo) — vuelta. Музыке estribillo соответствуют три стиха в рифмовке abb. При синхронизации музыки и поэзии в разделах mudanza/vuelta типичны схемы: cdcd|dbb (при возвращении музыки первая рифма вольты та же, что последняя в mudanza) или cddc|cbb. Возможны и другие схемы рифмовки, принципиально не изменяющие корреляцию текста и музыки.

Первое сохранившееся описание термина «вильянсико» принадлежит Х. дель Энсине («Arte de poesia castellana», 1495), который также явился одним из первых композиторов, писавших в этом жанре. Среди других, писавших полифонические (чаще всего трёх- и четырёхголосные) вильянсико,— Хуан де Анчиета, Франсиско де Пеньялоса, Франсиско Герреро. В XVI веке словом «вильянсико» также называлась сольная песня в сопровождении виуэлы. Такие песни писали Алонсо Мударра, Мигель де Фуэнльяна, Диего Писадор и другие испанские композиторы. Многие вильянсико XVI века (например, в составе представительного сборника «Cancionero de Palacio») анонимны.

Эволюция вильянсико описывается, главным образом, в тренде усложнения техники композиции. В середине XVI века под влиянием итальянского мадригала (и первой практики итальянцев в целом) полифоническая техника стала более изысканной. Этот тренд наиболее заметен в творчестве Хуана Васкеса и авторов сборника Cancionero de la Casa de Medinaceli (ок. 1560). Широкое распространение получили интабуляции популярных вильянсико в виуэльных школах и прочих сборниках инструментальной музыки Луиса де Милана, Л. де Нарваэса, А. Мударры, Э. Вальдеррабано и др. В результате повышающей контрафактуры светские вильянсико заняли место мотета в богослужении (сборник Canсiones y villancicas spirituales Ф. Герреро, 1589). В различных формах (в том числе как церковная кантата и как паралитургическая духовная песня) вильянсико продолжало существовать приблизительно до XVIII века. В XIX—XX веках словом вильянсико на Иберийском полуострове стали называть рождественскую песню (кэрол).

В XX веке дань вильянсико отдали академические композиторы, среди них Хоакин Родриго («Далёкая сарабанда и вильянсико», 1930).


  • Музыка Ватикана
  • Колон (литература)
  • Рифф (музыка)
  • Месса-пародия
  • Герра, Хуан Луис

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования